Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности этнического (ностальгического) туризма и опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности этнического туризма;
- рассмотреть историко-культурный потенциал Республики Беларусь, как основу развития этнического туризма;
- описать опыт реализации этнических туров по Беларуси.
Введение
1. Особенности этнического (ностальгического) туризма
1.1. Понятие этнического туризма
1.2. Виды этнического туризма
2. Культурно-историческое наследие Беларуси как основа развития этнического туризма
2.1. Оценка культурно-исторического потенциала Республики Беларусь
2.2. Археологические памятники
2.3. Исторические памятники
2.4. Памятники архитектуры
2.5. Памятники садово-паркового искусства
2.6. Памятники, связанные с жизнью известных людей
2.7. Фольклорно-этнографический потенциал
2.8. Музейные ценности республики
3. Описание опыта реализации этнических (ностальгических) туров по Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Богатое культурно-историческое наследие, уникальные природно-территориальные комплексы, выгодное транспортно-географическое положение Беларуси, развивающиеся элементы инфраструктуры туристской отрасли являются предпосылками успешного формирования и продвижения национального туристского продукта.
Согласно Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 гг. [18], одним из приоритетных направлений развития туризма в Беларуси является привлечение въездных потоков посетителей.
Республика Беларусь обладает многими предпосылками для развития въездного туризма: выгодное рекреационно-географическое положение страны, наличие разнообразных природных и рекреационных ресурсов, которые являются неотъемлемой частью национального туристского продукта и играют непосредственную роль в его формировании и создании конкурентных преимуществ республики по сравнению с другими странами.
Кроме того, Беларусь обладает оригинальными и имеющими международное значение культурно-историческими ресурсами, которые способны формировать высококачественный национальный туристский продукт при инновационном подходе к их использованию.
Одним из приоритетных направлений въездного туризма является этнический (ностальгический) туризм.
Сегодня путешествуют представители всех социальных слоев, ведущие динамичный образ жизни. С другой стороны, привязанность к родине и национальные чувства продолжают играть важную роль в жизни людей. Этим эмоциональным устремлениям отвечает этнический туризм, который опирается на историко-национальную сферу жизни. Несмотря на то, что на протяжении истории менялись места проживания народов, эмоциональное отношение к родным местам не покидает людей.
К тому же предпосылкой развития въездного этнического туризма является наличие белорусской диаспоры (всего 3,0-3,5 млн. человек) в различных странах мира: Россия - 1,2 млн., США - 0,5-1,0 млн., Украина - 440 тыс., Польша - 320 тыс., Австралийский Союз - 320 тыс., Израиль - 120-140 тыс., Латвия - 95 тыс., Литва - 55 тыс. и др. [3].
Поэтому изучение особенностей этнического туризма и его развития в Республике Беларусь является весьма актуальным.
Объектом данного исследования является этнический (ностальгический) туризм.
Предметом – опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.
Цель исследования –
изучить особенности
Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности этнического туризма;
- рассмотреть историко-
- описать опыт реализации этнических туров по Беларуси.
Методы исследования – анализ, синтез, монографический, и статистический.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Этнический туризм –
одно из направлений культурно-
Кроме того, традиция –
это выраженный в социально-организованных
стереотипах групповой опыт, который
путем пространственно-
Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания. Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.
Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.
Этнические традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь – с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя – человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.
К современным национальным и социальным традициям относится экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.).
Связь поколений в национальных традициях осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия – посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность – это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т. е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.
На основе изложенного можно сказать, что национальные традиции – это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания [9, c. 121].
Раскроем содержание социальной традиции. Это «мультикультурность», не стесненная никакими видимыми рамками национальных традиций и ограничений. Она осуществляется через художественный творческий процесс, в котором используются различные формы, языки, стили; через создание транснациональных мультитрадиционных, мультимедийных систем и широчайший, всемирный взаимообмен культурными формами, новой информацией и опытом.
Таким образом, любой тип традиции – это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник – это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.
Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их [20, c. 4].
Этнический туризм может быть представлен
двумя основными видами. Во-первых,
это посещение существующих поселений,
сохранивших особенности
Одной из целей поездки в
Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом – Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различные постройки, характерные для российского Севера, в том числе шедевры деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса.
Этнографический музей под открытым небом есть и в Республике Марий Эл [31] – он расположен в городе Космодемьянске и ежегодно посещается тысячами туристами. В этом музее представлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметы быта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья. Ветряная мельница, кузница, амбары, образцы горномарийской вышивки, плетеные изделия – все это туристы имеют возможность увидеть здесь.
Работа по организации музейных комплексов проводится и в Самарской области. Посетители Большечерниговского районного историко-краеведческого музея, находящегося в селе Августовка данного района, имеют сегодня возможность увидеть традиционную русскую избу, расположенную на территории этого музея. Музеем под открытым небом можно назвать Богатырскую слободу, расположенную на берегу Усы в районе Жигулевских гор. Здесь, в частности, находится Кремль, построенный в традициях русского деревянного зодчества.
Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов [20, c. 6].
Этнический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в Республике Беларусь становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Главная задача проектов по развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнического туризма от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость – прежде всего, посредством активного вовлечения коренных малочисленных народов в сферу туристского бизнеса. Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией проектов представителями коренных малочисленных народов [30, c. 16].