Этнический туризм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности этнического (ностальгического) туризма и опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности этнического туризма;
- рассмотреть историко-культурный потенциал Республики Беларусь, как основу развития этнического туризма;
- описать опыт реализации этнических туров по Беларуси.

Содержание

Введение
1. Особенности этнического (ностальгического) туризма
1.1. Понятие этнического туризма
1.2. Виды этнического туризма
2. Культурно-историческое наследие Беларуси как основа развития этнического туризма
2.1. Оценка культурно-исторического потенциала Республики Беларусь
2.2. Археологические памятники
2.3. Исторические памятники
2.4. Памятники архитектуры
2.5. Памятники садово-паркового искусства
2.6. Памятники, связанные с жизнью известных людей
2.7. Фольклорно-этнографический потенциал
2.8. Музейные ценности республики
3. Описание опыта реализации этнических (ностальгических) туров по Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

кур._раб._Этничяеский_туризм_в_Беларуси_дор.doc

— 260.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

 

Богатое культурно-историческое наследие, уникальные природно-территориальные комплексы, выгодное транспортно-географическое положение Беларуси, развивающиеся элементы инфраструктуры туристской отрасли являются предпосылками успешного формирования и продвижения национального туристского продукта.

Согласно Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 гг. [18], одним из приоритетных направлений развития туризма в Беларуси является привлечение въездных потоков посетителей.

Республика Беларусь обладает многими предпосылками  для развития въездного туризма: выгодное рекреационно-географическое положение страны, наличие разнообразных природных и рекреационных ресурсов, которые являются неотъемлемой частью национального туристского продукта и играют непосредственную роль в его формировании и создании конкурентных преимуществ республики по сравнению с другими странами.

Кроме того, Беларусь обладает оригинальными и имеющими международное значение культурно-историческими ресурсами, которые способны формировать высококачественный национальный туристский продукт при инновационном подходе к их использованию.

Одним из приоритетных направлений  въездного туризма является этнический (ностальгический) туризм.

Сегодня путешествуют представители  всех социальных слоев, ведущие динамичный образ жизни. С другой стороны, привязанность к родине и национальные чувства продолжают играть важную роль в жизни людей. Этим эмоциональным устремлениям отвечает этнический туризм, который опирается на историко-национальную сферу жизни. Несмотря на то, что на протяжении истории менялись места проживания народов, эмоциональное отношение к родным местам не покидает людей.

К тому же предпосылкой развития въездного этнического туризма  является наличие белорусской диаспоры (всего 3,0-3,5 млн. человек) в различных  странах мира: Россия - 1,2 млн., США - 0,5-1,0 млн., Украина - 440 тыс., Польша - 320 тыс., Австралийский Союз - 320 тыс., Израиль - 120-140 тыс., Латвия - 95 тыс., Литва - 55 тыс. и др. [3].

Поэтому изучение особенностей этнического туризма и его  развития в Республике Беларусь является весьма актуальным.

Объектом данного исследования является этнический (ностальгический) туризм.

Предметом – опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.

Цель исследования –  изучить особенности этнического (ностальгического) туризма и опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.

Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие  задачи:

- выявить особенности  этнического туризма;

- рассмотреть историко-культурный  потенциал Республики Беларусь, как основу развития этнического туризма;

- описать опыт реализации  этнических туров по Беларуси.

Методы исследования – анализ, синтез, монографический, и статистический.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

1. Особенности этнического (ностальгического) туризма

1.1. Понятие  этнического туризма

 

Этнический туризм –  одно из направлений культурно-познавательного  туризма, являющееся в настоящее  время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что  подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции – это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается) [9, c. 426].

Кроме того, традиция –  это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который  путем пространственно-временной  трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций [9, c. 119].

Посредством традиции коллектив  людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания. Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.

Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.

Этнические традиции типичны для стадии народности, а  также для племен. Они тесно  связаны с различными видами народного  творчества (фольклора), в первую очередь  – с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя – человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.

К современным национальным и социальным традициям относится  экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.).

Связь поколений в  национальных традициях осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение элементов  наследия – посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность – это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т. е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.

На основе изложенного  можно сказать, что национальные традиции – это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия  его нации, героической и славной  национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания [9, c. 121].

Раскроем содержание социальной традиции. Это «мультикультурность», не стесненная никакими видимыми рамками  национальных традиций и ограничений. Она осуществляется через художественный творческий процесс, в котором используются различные формы, языки, стили; через создание транснациональных мультитрадиционных, мультимедийных систем и широчайший, всемирный взаимообмен культурными формами, новой информацией и опытом.

Таким образом, любой  тип традиции – это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник – это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.

Возвращаясь к этническому  туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их [20, c. 4].

1.2. Виды этнического  туризма

 

Этнический туризм может быть представлен  двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [13, c. 37].

Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с  традиционным бытом коренных жителей  страны – индейцев. Для этого  туристы отправляются в глубинные  районы страны – в частности, в  джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни [20, c. 5].

Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного  быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом – Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различные постройки, характерные для российского Севера, в том числе шедевры деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса.

Этнографический музей под открытым небом есть и в Республике Марий Эл [31] – он расположен в городе Космодемьянске и ежегодно посещается тысячами туристами. В этом музее представлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметы быта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья. Ветряная мельница, кузница, амбары, образцы горномарийской вышивки, плетеные изделия – все это туристы имеют возможность увидеть здесь.

Работа по организации музейных комплексов проводится и в Самарской  области. Посетители Большечерниговского районного историко-краеведческого музея, находящегося в селе Августовка данного района, имеют сегодня возможность увидеть традиционную русскую избу, расположенную на территории этого музея. Музеем под открытым небом можно назвать Богатырскую слободу, расположенную на берегу Усы в районе Жигулевских гор. Здесь, в частности, находится Кремль, построенный в традициях русского деревянного зодчества.

Итак, благодаря этническому туризму  человек получает возможность увидеть  традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов [20, c. 6].

Этнический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в Республике Беларусь становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Главная задача проектов по развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнического туризма от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость – прежде всего, посредством активного вовлечения коренных малочисленных народов в сферу туристского бизнеса. Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией проектов представителями коренных малочисленных народов [30, c. 16].

Информация о работе Этнический туризм в Республике Беларусь