Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности этнического (ностальгического) туризма и опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности этнического туризма;
- рассмотреть историко-культурный потенциал Республики Беларусь, как основу развития этнического туризма;
- описать опыт реализации этнических туров по Беларуси.
Введение
1. Особенности этнического (ностальгического) туризма
1.1. Понятие этнического туризма
1.2. Виды этнического туризма
2. Культурно-историческое наследие Беларуси как основа развития этнического туризма
2.1. Оценка культурно-исторического потенциала Республики Беларусь
2.2. Археологические памятники
2.3. Исторические памятники
2.4. Памятники архитектуры
2.5. Памятники садово-паркового искусства
2.6. Памятники, связанные с жизнью известных людей
2.7. Фольклорно-этнографический потенциал
2.8. Музейные ценности республики
3. Описание опыта реализации этнических (ностальгических) туров по Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Однако возможности
привлечения иностранных
Израиль
Более 3 тыс. туристов из Израиля с начала года побывали в ностальгических турах по Беларуси. Они посещают места, где родились и жили, где остались могилы их предков. И, естественно, много среди таких туристов, приехавших из Израиля, бывших наших соотечественников, которые чудом остались живы в огне Катастрофы. Часто они приезжают в свои местечки и города с уже взрослыми детьми и внуками, стремясь показать неизвестный для потомков мир, где они родились.
Ностальгические туры по Беларуси пользуются все большей популярностью среди жителей Израиля - за 9 месяцев 2009г. более 3 тыс. туристов из этой страны посетили республику для "сентиментальных прогулок". Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщила консультант департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Елена Соловьева [29].
По ее словам, речь идет о туристах, приехавших с целью побывать на собственной малой родине или в родных местах их дедушек в составе организованных групп, средний срок пребывания в стране каждого туриста составил 14 дней. "Израильтяне – не единственные гости из зарубежья, которых интересуют ностальгические или сентиментальные туры - в один ряд с ними можно поставить и поляков, и литовцев, с которыми белорусов роднит история, культура и религия", - отметила Елена Соловьева [29].
Туристам из Израиля интересны экскурсии, связанные с судьбой жертв Холокоста, посещением мест массовых расстрелов евреев во время Великой Отечественной войны. Как правило, посещению таких мест сопутствуют аттрактивные мероприятия, например, митинги. Объектами показа выступают еврейские кладбища, синагоги, просто улочки местечек, где ступала нога предка израильтянина. Наибольшей популярностью пользуется посещение Пинского региона, а также Бобруйска, Борисова, Могилева.
В числе туристических организаций, которые занимаются в Беларуси продвижением такого вида туризма, как ностальгический, наиболее активно проявляют себя "Белинтурист", "ЦентрКурорт", "Внешинтурист", "Алатан Тур". Из региональных фирм сентиментальные прогулки предлагают "4 сезона" из Борисова, "Роза ветров" из Пинска, "Интурсервис" из Гродно. Также Елена Соловьева рассказала, что Национальное агентство по туризму при поддержке Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО разрабатывает очередной экскурсионный ностальгический тур в Смиловичи, на родину Хаима Сутина - художника-экспрессиониста парижской школы в живописи. Экскурсия появится до конца текущего года.
В этом году вышла книга Шломо Тироша и Иоси Аронсона «Что
я оставил там? Путешествие в другой мир»:
бывшие жители Бреста путешествовали
по маршруту Минск–Воложин–Ивье-Лида–
Книга прекрасно издана, в ней очень много фотографий. Несколько из них посвящены Музею истории и культуры евреев Беларуси. Есть небольшая глава, в которой авторы описывают свои впечатления от музейной экспозиции: «Это всего одна комната, но чувствуется, что всё собрано от сердца, и все к месту». Большое впечатление произвели на гостей картины художника Марка Житницкого, подаренные Музею сыном художника. Иллюстрации этих двух картин «Путь без возврата» и «Депортация» авторы представили в книге. Затронула их душу и история спасения еврейской семьи Славиных белорусами Анишкевичами (в Музее висит общая послевоенная фотография всей семьи Славиных). Среди гостей была Нехама, молодая художница, у которой после посещения Музея один из авторов книги спросил: «Что ты нарисуешь после возвращения домой?». Она ответила, что пока ей трудно ответить, но «…кажется, что тему одной картины я знаю — это невесты в белом, которые не смоги выйти замуж из–за войны». Так запомнили наш музей гости из Израиля и представили его в книге [29].
Третий президент Израиля Шимон Перес родом из Беларуси. До него страну уже возглавляли наши земляки Хаим Вейцман из Моталя и Залман Шазар из-под Столбцов.
Сеня Перский (Шимон Перес) родился в местечке Вишнево Воложинского повета Новогрудского воеводства (сегодня — д. Вишнево Воложинского района Минской области). В 1934 году, когда его семья поселилась в Палестине, ему было только 11 лет. Он был воспитанником молодежного поселения Бен-Шомен. Через 9 лет Шимон Перес становится лидером молодежной сионистской организации «Ха-Ноар ха-овед», а в 1946 году избирается делегатом на 22-й Всемирный сионистский конгресс в Базеле.
Шимон Перес — один из самых эрудированных руководителей государства Израиль. Он окончил Гарвардский и Нью-Йоркский университеты, известен как автор книг «Следующий шаг» (1965), «Давидова праща» (1970), «Завтра — это сегодняшний день» (1978) и «От этих людей» (1979).
Этот интересный человек выступал и выступает за всемерное развитие разносторонних связей между белорусским и израильским народами. В последнее десятилетие Шимон Перес не раз бывал в Беларуси, заезжал и в Вишнево. Одна из таких поездок состоялась в январе 1998 года. Дом, где он родился и вырос, не сохранился. В задумчивости постоял Перес у дорогого сердцу места, выпил воды из колодца. Выступая перед жителями деревни и приехавшими с ним сопровождающими, говорил, что из таких вот белорусских местечек вышел не он один. Такие местечки дали миру людей, которых чтят в разных странах мира, — общественных деятелей, искусных мастеров, писателей, музыкантов.
В годы Великой Отечественной войны в Вишнево погибли многие близкие родственники Шимона Переса. Он побывал на братской могиле неподалеку от деревни, где покоятся останки двух тысяч евреев, убитых нацистами и их пособниками в 1942 году.
В тот приезд гости побывали и на старом еврейском кладбище в Воложине, где похоронен прадед Ш.Переса, в здании бывшей синагоги, построенном в 1806 году. Перес сказал тогда, что намерен вновь посетить Беларусь в 2006 году, когда будет отмечаться 200-летие воложинской синагоги [29].
Мелисса Маккурди в 2007г. отправилась вместе с мужем Барри и братом Дэвидом в путешествие в Беларусь для того, чтобы отыскать корни своей семьи, которая до войны проживала в местечке Столбцы. А. Олешкевич в своей статье [15] рассказал об этой поездке и о ее попытках восстановить еврейское кладбище в городе.
Это город, в котором, начиная с 18 века жила ее семья, и в котором родилась ее мать. Маленький городок назывался Столпцы по-польски, Столбцы по-русски и Штейбц на идиш и согласно записям был основан евреями на берегу реки Неман в 1600-х годах. В процветающем торговом городе, примерно в 72 километрах к юго-западу от Минска, к началу Второй мировой войны насчитывалось около 3000 человек еврейского населения.
Евреи Столбцов были грамотными и образованными людьми. Они создавали еврейские школы, синагоги, еврейские благотворительные заведения и сионистские организации, еврейское рабочее движение «Бунд», «Gemilut Chesed» и другие. Много молодых людей, в том числе третий президент Государства Израиль, Залман Шазар, уехали из Столбцов в период с 1920 по 1930 годы и совершили алию.
Сама Мелисса выросла в Австралии, слушала как ее бабушка, ее мама и ее сестры отзываются о Столбцах с любовью и ностальгией. В детстве она поражалась событиям истории этой общины, которую так часто рассказывали в ее семье; она записана и в столбцовской Книге памяти, о ней напоминают семейные надгробия на кладбище. Это место захоронения не только ее далеких предков, но и евреев, чье массовое убийство было совершено нацистами.
Печальное зрелище открылось Мелиссе при посещении этого старинного еврейского кладбища. Оно было маленьким, неухоженным клочком земли с небольшим количеством памятников посреди подлеска и мусора. От кладбища сохранилось примерно 20 % его первоначальной площади. Частные дома и сараи были построены на земле, которая когда-то была место упокоения усопших. Многие памятники использовались в качестве каменных фундаментов для сараев, остальные были выброшены за пределы кладбища и засыпаны землей.
Им сказали, что «пустое поле» за забором тоже было кладбищем, а под большой насыпью земли находятся свезенные сюда надгробия.
Восстановлением еврейского кладбища в Столбцах по их просьбе занялась группа энтузиастов по изучению еврейского наследия Беларуси. На первом этапе реализации этого проекта было найдено более 100 памятников: их очистили, сфотографировали, надписи перевели и каталогизировали. Они были взволнованы тем, что обнаружили памятник дедушки их мамы, похороненного напротив своего сына, который умер молодым и о котором они ничего не знали.
Много лет назад их мать решила, что она больше никогда не вернется в Столбцы. Она сказала, что вся Польша и Беларусь для нее – что-то вроде большого еврейского кладбища. Ее последнее воспоминание о Столбцах датируется декабрем 1937 года: в этот день ее увозили из дома на повозке, запряженной тройкой лошадей, и она опустилась на колени на сиденье, чтобы посмотреть на свой дом в заднее окно. Начинал подать небольшой снег; он покрывал их дома, улицы, и их жизни.
В Столбцах Мелисса с мужем и братом посетили самое скорбное место местечка. Это братская могила примерно 3000 евреев. Их увели из гетто 23 сентября 1942 года, раздели, а затем расстреляли в карьере. Памятник был воздвигнут выжившими в Катастрофе людьми, но разрушен в советское время. В 1984 году выходцы из Столбцов воздвигли другой памятник на том же месте с табличками на иврите (которая теперь почему-то отсутствует) и белорусском языках [15].
Сейчас в Столбцах нет ни одной еврейской семьи или человека, который жил бы здесь в довоенное время. Их гидом был пожилой нееврейский житель Столбцов – Аркадий. Во время войны он был маленьким ребенком, маленьким свидетелем ужаса. Он помог отыскать дом их матери, вернее его место, используя карту, которую она нарисовала. Теперь на этом месте находится другой дом, построенный из неоштукатуренных серых шлакобетонных блоков.
«Мне не хотелось постучать в эту дверь. Это был не тот дом, которым владела наша семья на протяжении десятилетий, - говорит Мелисса…. Аркадий сказал нам, что пишет книгу о Столбцах. Он прочел нам текст о событиях войны, которые, безусловно, его травмировали. Я сказала Аркадию, что дядя по отцовской линии матери Элиякум Мильцензон совершил подвиг. Когда началась ликвидация гетто и евреев отвозили в леса и убивали, Элиякум решил, что не допустит, чтобы нацисты взяли его и его семью живыми, и поджег дом вместе с собой и теми, кто там находился… Не знаю, кто из нас был больше встревожен этими воспоминаниями: Аркадий, которого преследовали события прошлого в течение многих лет или мой брат и я, выслушав из первых рук историю, которую так часто нам рассказывали другие люди» [15].
По возвращении домой Мелисса решила сделать все, что поможет для восстановления еврейского кладбища в Столбцах. Проведя переговоры с руководителями мэрии Столбцов по поводу возвращения «пустого поля», бывшего ранее территорией еврейского кладбища, местные власти пошли навстречу и разрешили присоединить этот пустырь к старому кладбищу. В настоящее время на этом участке найдено еще около 40 памятников.
Необходимо провести еще два этапа проекта: первый связан с получением разрешения и извлечением памятников из-под фундаментов сараев, которые построены на территории кладбища; второй связан с извлечением из-под земли памятников, которые были вывезены за пределы кладбища.
Последние из обнаруженных памятников и переводы надписей были размещены на электронном сайте в режиме on-line.
Проект по восстановлению кладбища послужил знаком уважения и признания истории наших предков. Жители Столбцов будут знать, что евреи основали город, жили, умерли и были похоронены тут. Очень важно для будущих поколений знать, что где-то в мире живут потомки столбцовских евреев, и невидимые узы связывают их со своими святыми местами.
США
По линии ностальгического туризма в 2007 году в Беларусь приезжал генеральный директор фирмы «Майкрософт» Стив Балмер – его предки родом из деревни Молотковичи Пинского района. Балмеру показывали корчму, пекарню, принадлежавшие его деду, бабушке, водили на кладбище.
Польша
У поляков растет спрос на так называемый ностальгический туризм. А поскольку среди них немало выходцев из Беларуси, то желающих поехать по местам своих предков, становится все больше.
У представителей белорусской диаспоры, проживающих в Польше, наибольший интерес вызывает посещение Бреста, а также различных исторически важных мест в Брестской области. Это и деревня Скоки, где находится усадьба Юлиана Урсына Немцевича, секретаря Тадеуша Костюшко, и деревня Волчин, в которой родился последний польский король Станислав Август Понятовский, и город Высокое, где расположен дворцово-парковый ансамбль, принадлежавший некогда Сапегам. Популярные туры-экскурсии связаны с жизнью Тадеуша Костюшко и Наполеона Орды и других исторических, религиозных, культурных деятелей с польскими корнями. Только в мае 2007 года, когда отмечалось 350-летие со дня гибели католического святого Андрея Баболы, Пинск посетили 300 туристов-поляков [1].
Франция
Пинщину посетил прямой потомок нашего выдающегося земляка, художника, композитора и музыканта Наполеона Орды (1807 - 1883) гражданин Франции Юбер Денорманди с супругой Мари-Клэр [8].
Они находились в составе группы туристов из нескольких европейских стран, совершавших поездку по западным территориям Беларуси и Украины. Многие из путешественников являются выходцами из этих земель.
Так называемый «ностальгический» туризм активно развивается. И дело не только в моде. Посольство Республики Беларусь во Франции занималось поиском потомков Н.Орды, основателя белорусского пианизма, мастера исторического пейзажа, просветителя. Его наследие неоценимо не только для культуры Беларуси, но и Европы. Напомним, что 200-летие Н.Орды отмечалось как юбилейное мероприятие ЮНЕСКО. «Кто горсть земли руками носит, тот гору насыплет» — такой эпиграф поместил художник к своим выпускам «Исторических пейзажей». Мудрые слова звучат как девиз прожитой им жизни, до краев наполненной служением Родине и искусству. А затем было долгое возвращение к нашим сердцам.