Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности этнического (ностальгического) туризма и опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности этнического туризма;
- рассмотреть историко-культурный потенциал Республики Беларусь, как основу развития этнического туризма;
- описать опыт реализации этнических туров по Беларуси.
Введение
1. Особенности этнического (ностальгического) туризма
1.1. Понятие этнического туризма
1.2. Виды этнического туризма
2. Культурно-историческое наследие Беларуси как основа развития этнического туризма
2.1. Оценка культурно-исторического потенциала Республики Беларусь
2.2. Археологические памятники
2.3. Исторические памятники
2.4. Памятники архитектуры
2.5. Памятники садово-паркового искусства
2.6. Памятники, связанные с жизнью известных людей
2.7. Фольклорно-этнографический потенциал
2.8. Музейные ценности республики
3. Описание опыта реализации этнических (ностальгических) туров по Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Главенствующим художественным стилем в XVI-XVIII вв. становится барокко, он оставляет на территории Беларуси богатое наследие. В этот период по приглашению белорусских магнатов здесь создают свои творения известные европейские мастера: итальянцы Бернардони, фонтана, Сакко, Спампани, немцы Беккер и Кнобель, голландцы Нонхарт, Ван Даден и др. Первым зданием, построенным в стиле барокко на территории Речи Посполитой, стал несвижский костел Божьего тела (Фарный костел), возведенный в 1584—1593 гг. по образцу главного иезуитского храма Иль-Джезу в Риме. Руководил строительством известный итальянский архитектор Ян Мария Бернардони, приглашенный Николаем Радзивиллом Сироткой. Фарный костел в Несвиже является шедевром архитектуры [25, с. 78].
Жемчужиной белорусского
зодчества стали дворцово-
Эпоха классицизма также оставила на Беларуси немало архитектурных шедевров XVIII-XIX вв. В проектировании зданий принимали участие известные мастера из России (Н.А. Львов, И.Е. Старов, Джакомо Кваренги). Известным памятником того времени является дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Черты классицизма проявились в памятниках дворцового зодчества - магнатских резиденциях в Щорсах, Ружанах, Пинске, Святске, Щучине, Снове, Жиличах, Воложине, Залесье, Бешенковичах. Во дворце в Щорсах находилась знаменитая библиотека Хрептовича, насчитывавшая около 20 тыс. книг, в том числе древних рукописей. Здесь работали Владислав Сырокомля, Ян Чечот, в 1819-1820 гг. жил Адам Мицкевич. К сожалению, состояние многих дворцовых комплексов в настоящее время нельзя признать удовлетворительным, они требуют реставрации и тщательной подготовки к туристско-экскурсионным показам [19, с.3].
В архитектуре конца XVIII - начала XX в. наибольшим своеобразием отличаются костел св. Симеона и Елены в Минске (1908—1910 гг.), костел в Сарье (1852—1857 гг., Верхнедвинский район), Воскресенский собор в Борисове (1874 г.), Покровский собор в Барановичах (1924— 1931 гг.), дворец Пусловских в Коссово (1839 г., Ивацевичский район).
Среди архитектурных памятников советского периода можно отметить общественные здания, построенные в 1930-е гг. в Минске по проектам И. Лангбарда: Дом правительства, Дом офицеров, главный корпус Академии наук, здание Национального театра оперы и балета. В послевоенный период созданы ансамбли площади Независимости, площади Победы, проспекта Независимости в Минске.
Важной составной частью культурно-исторического потенциала Беларуси являются памятники садово-паркового искусства. По сведениям известного исследователя Анатолия Федорука, в республике в относительно удовлетворительном состоянии сохранились 107 парков, 68 сохранились частично и заметно видоизменены, 132 представлены в виде фрагментов. Парки Беларуси хранят значительный генетический фонд древесных растений - свыше 300 видов, разновидностей и гибридов. Памятниками садово -паркового Искусства Являются 75 объектов (в их числе Маньковичи, Поречье, Вердомичи, Горки, Кобрин), памятниками усадебно-парковой архитектуры — 48 объектов (Больтиники, Шклов, Видзы Ловчинские, Альбертин, Свислочь, Лошица, Осташин, Опса, Дашковка и др.), памятниками дворцово-парковой архитектуры — 22 объекта (среди них Гомель, Мир, Любча, Несвиж, Высокое, Святск, Жиличи, Снов) [28, с. 150-155]. С усадебными памятниками Беларуси связаны многие известные миру имена, такие как А. Мицкевич, М. Огинский и М.К. Огинский, Н. Орда, И. Домейка, И. Репин, И. Черский, Р. Траугутт, И. Хрептович и др.
Особое место среди памятников садово-паркового искусства принадлежит памятникам усадебной культуры. Как отмечает Анатолий Федорук, «гэта катэгорыя аб'ектаў складае адну з самых значных частак культурнай спадчыны рэспубліцы» [28, с. 27]. Более 300 усадеб перспективны для восстановления и современного использования, 80 усадеб имеют мемориальную ценность. Так, например, брестская земля является родиной и местом деятельности более чем 50 знаменитостей других национальностей.
С Брестчиной связаны жизнь и деятельность таких известных представителей польского народа, как писательница, историк и педагог Элиза Ожешко; писатель, фольклорист, этнограф Юзеф Крашевский; фольклорист, этнограф, историк Юльян Крачковский; политический и государственный деятель Речи Посполитой Николай Радзивилл Черный; драматург, государственный деятель Иоахим Хрептович и др.; имена русских поэтов и писателей П.А. Вяземского, Д.М. Бегичева, писателя-декабриста К.Ф. Рылеева, мыслителя и просветителя П.Я. Чаадаева.
Белорусские земли в силу исторических особенностей развития (Полоцкое княжество и Великое княжество Литовское, Речь Посполитая и Российская империя, ВНР, БССР, СССР) оставили миру огромное культурно-историческое наследие, являющееся неотъемлемой составной частью мировой цивилизации. Известный белорусский исследователь профессор Адам Мальдис, говоря о государственной принадлежности творчества Михала Клеофаса Огинского, отмечает: «Огинский неделим, как и Мицкевич, Костюшко, Монюшко, Ванькович и другие деятели полиэтнического культурного пограничья второй половины XVIII - первой половины XIX в. Это наше общее достояние, которое должно сегодня служить добрососедскому взаимопониманию» [6, с. 10]. Исходя из этого А. Мальдис отмечает, что «турысцкія праекты могуць быць распрацаваны для беларуска-польскага, беларуска-рускага, беларуска-украінскага i беларуска-латышскага памежжау» [10, с. 66], так как именно международный туризм способствует использованию богатейшего культурного наследия всеми народами.
Не меньший интерес вызывают памятные места, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей. Древний Полоцк является родиной основателя славянского книгопечатания, выдающегося просветителя Франциска Скорины (памятник в Полоцке), а также Симеона Полоцкого и Евфросиньи Полоцкой. Сымон Будный был проповедником j в Клецке и Лоске (Воложинский район), занимался книгопечатанием в Несвиже, Лоске, Бресте. В Несвиже сохранилось здание типографии, где в 1562 г. он издал первую книгу на территории Беларуси.
Музеи, памятники и мемориальные знаки хранят память о деятелях национальной культуры, среди которых Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Францишек Богушевич, Элоиза Пашкевич, Игнат Буйницкий, Язеп Дроздович, Валентий Ванькович и многие другие. Белорусская земля подарила миру плеяду выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, политики. Среди них классики польской и белорусской литературы Адам Мицкевич (родился на хуторе Заосье Новогрудского района, музеи в Заосье и в Новогрудке, памятные места в Щорсах, Тугановичах, оз. Свитязь) и Владислав: Сырокомля (родился в фольварке Смольгов Любанского района), выдающийся композитор Станислав Монюшко (фольварок Убель Червенского района) и автор полонеза «Прощание с Родиной» Михал Клеофас Огинский (усадьба Залесье Сморгонского района), политический и военный деятель Речи Посполитой, руководитель восста- I ния 1794 г., национальный герой Польши и США Тадеуш Костюшко; (фольварок Меречевщина Ивацевичского района) и национальный, герой Чили, один из основателей чилийской науки Игнат Домейко (деревня Медведка Кореличского района), а также деятель международного революционного движения, ученый Николай Судзиловский-Руссель (Могилев). С землей Беларуси связаны своим происхождением классик мировой литературы Федор Достоевский (деревня Достоево Пинского района), путешественник Николай Пржевальский, французский поэт Гийом Аполлинер, известный исследователь Арктики О.Ю. Шмидт (Могилев). В Витебске жили и творили выдающиеся живописцы Марк Шагал, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Юдель Пэн. Богатейшее наследие оставил Наполеон Орда (деревня Варацевичи Ивановского района), акварели которого с поразительной точностью запечатлели исторические места, архитектурные памятники и пейзажи Беларуси. В имении Здравнево под Витебском некоторое время жил и творил И.Е. Репин. В Гродно туристы могут увидеть места, связанные с жизнью известной польской писательницы Э. Ожешко. С нашей страной связана жизнь таких известных ученых, как Борис Кит, Павел Сухой, Игорь Сикорский и др.[4, c.224].
Особое место в культурно-
К сожалению, память еще не всех знаменитых соотечественников должным образом увековечена. Для развития познавательных маршрутов необходимо создание мемориальных музеев, установка мемориальных знаков, издание специальной литературы. В качестве положительного примера можно привести установку в 1997 г. мемориального знака в деревне Медведка (Кореличский район) на родине Игната Домейко, создание дома-музея Адама Мицкевича в Заосье в 1998 г., завершение реставрации дворца Румянцевых - Паскевичей в г. Гомеле, восстановление дома-усадьбы Тадеуша Костюшко в Меречевщине (Брестская область) и др.
Как свидетельствует анализ развития стран ЦВЕ за последние 10-15 лет, в условиях растущей западноевропейской и американской геополитической и идеологической экспансии языки и культуры неизбежно подвергаются эрозии и ассимиляции. И если в настоящий момент это не воспринимается столь трагично, то в будущем неизбежно появится стремление возвратиться к своим славянским корням и как реакция на ассимиляцию, размывание своих национальных основ, и в силу определенных разочарований из-за несбывшихся надежд и ожиданий от европейской интеграции [13, с. 12]. Осознавая это обстоятельство, многие страны ЦВЕ стремятся уже сейчас компенсировать потери через активное включение в национальный турпродукт этнокультурной составляющей. В Беларуси одним из важнейших ресурсов познавательного въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура, как материальная, так и духовная.
Оценка фольклорно-этнографичес
В программу этнических познавательных туров может быть включено посещение этнографических центров с сохранившейся исторической средой и традиционным укладом жизни: Мотоль (Ивановский район), Ивенец (Воложинский район), Строчицы, Дудутки (Минский район) и др.
Таблица 2
Фольклорно-этнографический потенциал Беларуси (по состоянию на 2007 г.)
Источник: [27, с. 291].
В Беларуси возрождается обычай проведения церковно-светских мероприятий, проходящих на международном уровне и тем самым привлекающих зарубежных туристов. Так, например, в 2004 г. в Минске прошла выставка «Беларусь Православная», в которой приняли участие представители Православной церкви Латвии, Украины. Польши, России, Литвы. В марте 2005 г. в Минске прошла серия выставок «Духовные святыни Беларуси и России». Традиционно в республике проводится Международный фестиваль православных песнопений, в котором участвуют хоровые коллективы из России, Украины, Латвии, Литвы, Польши, Болгарии, Сербии, Молдовы, Румынии. Интерес к фестивалю проявляют также ученые-искусствоведы, дирижеры и общественные деятели из различных стран.
Существенный культурно-
Общий музейный фонд составляют 2,5 млн единиц. Наиболее широкими музейными собраниями обладают Национальный музей истории и культуры Беларуси (Минск), Витебский областной краеведческий музей, Гродненский государственный историко-археологический музей, Национальный художественный музей, Музей истории Великой Отечественной войны. В структуре музейных коллекций основное место занимают археологические материалы (19%), нумизматические коллекции (16%), фотоматериалы (13%), документальные источники и печатные издания (по 12%). Относительно невелик удельный вес произведений изобразительного искусства (5%) и этнографических коллекций (3%) [25, с. 81].
Каждый музей республики по-своему интересен и уникален, однако наибольшей популярностью у туристов пользуются Музей народной архитектуры и быта в деревне Строчица, а также Музей) материальной культуры «Дудутки» (оба в Минском районе), Музей истории книгопечатания в Полоцке, археологический музей «Берестье» (в Бресте), Музей валунов (в Минске).
Таким образом, анализ историко-культурного наследия Беларуси позволяет сделать вывод о достаточно богатом потенциале для развития этнического туризма в Республике Беларусь, что позволяет разработать диверсифицированный конкурентоспособный национальный туристский продукт, включающий этнические (ностальгические) туры для иностранных посетителей, программы кратковременного обслуживания транзитных посетителей, специализированные программы.