Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
•проанализировать детский туризм в системе туризма;
•определить сущность детского туризма и его виды;
•рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
•рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.
В современном мире туризм считается одной из высокодоходных отраслей мировой экономики. Детско-юношеский туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий.
Одной из важных целей
детского туризма, как вида
деятельности является формирование
здорового образа жизни
Принимая во внимание, что дети
и молодежь будущее поколение
страны, в современных экономических
- вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его;
- эффективно
обучить жизненным навыкам
Новые экономические отношения, происходящие в стране обострили проблемы в детском туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма.
К сожалению, за годы экономических
реформ разрушительному удару
На государственном уровне резко
сократилось финансирование детских
путешествий всех видов – экскурсионно-
Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.
Один из самых массовых видов туризма - это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями.
Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
Объектом исследования является индустрия туризма, предметом исследования – детский туризм, как одна из ее составляющих.
Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.
Проблема развития детского туризма
очень актуальна на сегодняшний
день. Специалисты считают, что в
перспективе детско-юношеский
Экономические преимущества этого
вида туризма очевидны: путешествуют
школьники и студенты, как правило,
организованными группами, поездки
ритмично повторяются из года в год,
что значительно облегчает
Еще более важен детский туризм
с точки зрения социальной. Туризм
предоставляет уникальную возможность
глубже узнать и наглядно ознакомиться
с историческим и культурным наследием
своей страны и других государств,
пробудить у молодых людей
чувство национального
Велика роль путешествий и в
обеспечении многостороннего
Кроме того, детский туризм является
одной из наиболее эффективных оздоровительных
технологий, способствующих формированию
здорового образа жизни человека
и общества в целом, что имеет
большое государственное
Поэтому можно с уверенностью сказать,
что детский туризм – важный способ
передачи новому поколению накопленного
человечеством жизненного опыта
и материально-культурного
Принимая во внимание, что будущее
поколение страны в современных
экономических условиях не должно терять
нравственные ориентиры, скатываться
в криминальную среду, алкоголизм и
наркоманию, перед государством и
обществом сегодня стоят
Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро.
1.
Детский туризм в системе
1.1.История развития детского туризма в Республике Беларусь
Создание
массового детского туризма в
республике началось в 30-х гг. ХХ в. Происходило
это в связи с тем, что в
школах экскурсии получают широкое
распространение как метод
Освещением вопросов детского туризма занимались такие журналы, как «Асвета» и «Камуністычнае выхаванне». Эти издания систематически содержали материалы по вопросам организации и проведения детского туризма.
В 1936 г. по решению ЦИК СССР ОПТЭ было ликвидировано. В постановлении о ликвидации ОПТЭ сообщалось: «Исходя из того, что туристское и экскурсионное движение является неотъемлемой частью физкультурного движения и тем самым существование самостоятельного общества туризма, альпинизма и экскурсий нецелесообразно, ЦИК СССР постановил: ликвидировать Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий, передав все его имущество ВЦСПС».
Возобновил
свою деятельность детский туризм только
в послевоенные годы. Уже в 1945-1946
гг. в Минске была организована Республиканская
детская туристско-
Чтобы придать
развитию детского туризма массовый
и организованный характер, министр
просвещения БССР П. Саевич 22 марта 1950 г. подписал приказ №72 «Об
организации путешествий и экскурсий
пионеров и школьников летом в 1950 г.». Приказ обязывал заведующих районо,
облоно, директоров школ, детдомов, совместно
с комсомольскими и профсоюзными организациями [1,c 76] :
1. развернуть активную работу по привлечению
пионеров и школьников к экскурсиям по
родному краю;
2. до 15 апреля разработать и утвердить план подготовки, тематику, маршруты, карты походов и экскурсий;
3. из числа учителей и пионервожатых подобрать
руководителей отрядов юных путешественников;
4. организовать
до начала походов тщательный медицинский
осмотр школьников-туристов;
5. провести слеты путешественников;
6. представить к 1 октября 1950 г. отчеты о путешествиях: лучшие альбомы, дневники походов, коллекции, гербарии, карты, составленные юными туристами.
4 апреля 1955 г. министр просвещения БССР И. Ильюшин подписал приказ №59 «Об улучшении туристской и экскурсионно-краеведческой работы с детьми», который предусматривал: [2,c.54]
1. всемерно использовать летние походы, экскурсии и путешествия для физической закалки, расширения общеобразовательного и политехнического кругозора учащихся, ознакомления с историей, памятниками и достопримечательностями, природой, промышленностью и сельского хозяйства родного края, с культурой и общественной жизнью;
2. организовать в школах по окончании учебного года с каждым классом, начиная с четвертого, экскурсии и походы по изучению родного края;
3. организовывать подготовку и проведение массовых походов во время зимних, весенних и летних каникул, а также однодневные тренировочные походы в выходные дни.
4. обеспечить дальнейшее развитие встречных походов пионеров и школьников города и села;
5. оказывать необходимое содействие школам в организации школьных туристских лагерей;
6. организовывать районные, городские, областные слеты и выставки работ юных туристов;
7. утвердить в каждом районном отделе народного образования ответственных лиц по району, городу за проведение экскурсионно-туристской работы;
8. выделить из числа учителей организаторов туристской и экскурсионно-краеведческой работы в школах;
9. обязать областные отделы народного образования в период летних каникул в текущем году открыть Областные детские экскурсионно-туристские базы;
10. обязать Республиканскую детскую экскурсионно-туристскую станцию обеспечить школы программами занятий для кружков юных туристов-краеведов, тематикой внеклассной краеведческой работы в школах.
Чтобы обеспечить туристской документацией школы республики, 15 апреля 1955 г. был издан приказ заместителя министра просвещения БССР №69 «Об издании маршрутных книжек тиражом 5 тыс. экземпляров, маршрутных листов – 5 тыс. экземпляров, и путевок для направления в экскурсионную базу в г. Минск тиражом 3 тыс. экземпляров».
Во второй половине 50-х годов в СССР зародилась идея проведения звездных туристских походов, которые сыграли большую роль в популяризации детского туризма. 15 мая 1957 г. министр просвещения БССР издал приказ №140 «О проведении первого республиканского звездного туристского похода учащихся, посвященного 40-летию Великого Октября». Поход проводился Министерством просвещения БССР, ЦК ЛКСМБ, ЦК союза работников просвещения. Основная цель похода была [3,c.48]:
1. организовать широкое ознакомление учащихся с важнейшими историческими событиями Гражданской и Великой Отечественной войн в Беларуси, сбор материалов для музея ВОВ о работе подпольных комсомольских и пионерских организаций, боевых делахпионеров и комсомольцев в годы ВОВ
2. содействовать созданию кружков туристов-краеведов в школах.
Поход проходил в три этапа.
Первый этап проводился в пределах района с 15 июля по 25 июля 1957 г. Маршрут – 40 км.
Второй
этап – с 25 июля по 10 августа. Маршрут
– 60 км.
Третий этап. Сроки устанавливали областные
штабы, но финиш должен был быть 19 августа 1957
г.в 12
часов на Республиканской детской экскурсионно-туристской
станции в г. Минске.
Наряду со звездными походами проводились и звездные эстафеты. 12 сентября 1957 г. вышел приказ Министерства просвещения БССР №250 «Об итогах проведения 3-й Республиканской звездной туристической эстафеты воспитанников детских домов, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции».
4 февраля 1958 г. вышел приказ №36 министра просвещения БССР «О мерах по улучшению туристско-экскурсионной и краеведческой работы в школах, детских домах и внешкольных учреждениях БССР», в котором комитетам по физкультуре и спорту приказывалось разработать конкретные мероприятия по развитию туристско-краеведческой и экскурсионной работы в школах, детских домах и внешкольных учреждениях.
Летом 1962 г. состоялся VI Республиканский слет-поход туристов-школьников, в котором приняли участие все школьные туристские орган7изации республики. Лучшие туристские группы были награждены Дипломами 1-й степени. Это СШ №19 г. Витебска, Гомельская восьмилетняя школа №3, СШ №66 г. Минска, Могилевский и Оршанский детские дома, Рогачевская школа-интернат Гомельской области, Быховская СШ Могилевской области, Оршанский и Бобруйский дома пионеров и школьников.
Клуб интернациональной дружбы, членами которого являлись учащиеся СШ №91 и №65 г. Минска, организовал встречу со студентами Кубы и Болгарии, а также – с туристами из Германской Демократической Республики.