Детский туризм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:
•проанализировать детский туризм в системе туризма;
•определить сущность детского туризма и его виды;
•рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
•рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Работа содержит 1 файл

Мой курсач!!!!!!!!!!.docx

— 79.51 Кб (Скачать)

 

Введение

 

В современном мире туризм считается  одной из высокодоходных отраслей мировой  экономики. Детско-юношеский  туризм, в отличие  от других видов спорта является одной из наиболее  эффективных  оздоровительных технологий.

         Одной  из  важных  целей   детского  туризма,  как  вида  деятельности  является  формирование  здорового  образа жизни человека  и  общества  в  целом,  что  имеет  большое  государственное  значение в воспитании детей.

        Принимая во внимание, что дети  и молодежь будущее поколение   страны, в  современных  экономических   условиях  не   должны   терять   нравственные ориентиры, скатываться   в  бездуховную,  наркоманную   и  криминальную  среду городов   перед   детским   туристским   движением   страны   сегодня   стоят первоочередные задачи:

- вернуть  молодому поколению прекрасный  мир спортивного туризма и  развивать его;

- эффективно  обучить жизненным навыкам выживания   человека  в  природной  и   городской среде обитания.

Новые экономические  отношения,  происходящие  в  стране  обострили проблемы в детском туризме, потребовали  изменений в  процессе  деятельности  основной   материальной  и  организационной  базы массового туризма.

К сожалению, за годы экономических  реформ разрушительному удару подверглась  система социального туризма, в  том числе и детского.

На государственном уровне резко  сократилось финансирование детских  путешествий всех видов – экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. 

Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание  методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.

Один из самых массовых видов  туризма -  это детский туризм, т. е. путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями. 

Цель данной курсовой работы –  изучить вопросы развития детского туризма, проанализировать его состояние  на сегодняшний день, показать актуальность изучаемого вопроса. Задачи исследования:

  • проанализировать детский туризм в системе туризма;
  • определить сущность детского туризма и его виды;
  • рассмотреть особенности организации детского туризма в Республике Беларусь;
  • рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития.

Объектом исследования является индустрия  туризма, предметом исследования –  детский туризм, как одна из ее составляющих.

Метод исследования – анализ литературы о детском туризме, т.е. монографический.

Проблема развития детского туризма  очень актуальна на сегодняшний  день. Специалисты считают, что в  перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним  из приоритетных направлений развития туризма в Республике Беларусь.

Экономические преимущества этого  вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки  ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность  глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием  своей страны и других государств, пробудить у молодых людей  чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей  и народов.

Велика роль путешествий и в  обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии  могут дать подрастающему поколению  возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен  туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

Кроме того, детский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных  технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет  большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта  и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее  поколение страны в современных  экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться  в  криминальную среду, алкоголизм и  наркоманию, перед государством и  обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению  прекрасный мир детского туризма  и развивать его во всех формах и видах.

Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются  по мере укрепления доверительного отношения  потребителей туристских услуг к  производителям этих услуг. Поэтому  следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в  занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой  эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать  туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также  стоит достаточно остро.

 

 

1. Детский туризм в системе туризма 

1.1.История  развития детского туризма в  Республике Беларусь

Создание  массового детского туризма в  республике началось в 30-х гг. ХХ в. Происходило  это в связи с тем, что в  школах экскурсии получают широкое  распространение как метод обучения и одна из форм внеклассной работы. Основным направлением школьных экскурсий  было краеведение. Первая в Минске туристско-экскурсионная  база, рассчитанная на 1100 человек, была открыта в 1936 г. 

Освещением  вопросов детского туризма занимались такие журналы, как «Асвета» и  «Камуністычнае выхаванне». Эти издания  систематически содержали материалы  по вопросам организации и проведения детского туризма. 

В 1936 г. по решению ЦИК СССР   ОПТЭ было ликвидировано. В постановлении о ликвидации ОПТЭ сообщалось: «Исходя из того, что туристское и экскурсионное движение является неотъемлемой  частью физкультурного движения и тем самым существование самостоятельного общества туризма, альпинизма и экскурсий нецелесообразно, ЦИК СССР постановил: ликвидировать Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий, передав все его имущество ВЦСПС». 

Возобновил  свою деятельность детский туризм только в послевоенные годы. Уже в 1945-1946 гг. в Минске была организована Республиканская  детская туристско-экскурсионная  станция, а позднее такие же станции  были созданы в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951), Бресте (1953), Гомеле (1957).

Чтобы придать  развитию детского туризма массовый и организованный характер, министр  просвещения БССР П. Саевич 22 марта 1950 г. подписал приказ №72 «Об организации путешествий и экскурсий пионеров и школьников летом в 1950 г.». Приказ обязывал заведующих районо, облоно, директоров школ, детдомов, совместно с комсомольскими и профсоюзными организациями [1,c 76]  :  
 
1. развернуть активную работу по привлечению пионеров и школьников к экскурсиям по родному краю;

2.     до 15 апреля разработать и утвердить план подготовки, тематику, маршруты, карты походов и экскурсий;

3.     из числа учителей и пионервожатых подобрать руководителей отрядов юных путешественников; 
4.     организовать до начала походов тщательный медицинский осмотр школьников-туристов;

5.     провести слеты путешественников;

6.     представить к 1 октября 1950 г. отчеты о путешествиях: лучшие альбомы, дневники походов, коллекции, гербарии, карты, составленные юными туристами.

4 апреля 1955 г. министр просвещения БССР И. Ильюшин подписал приказ №59 «Об улучшении туристской и экскурсионно-краеведческой работы с детьми», который предусматривал: [2,c.54]

1.     всемерно использовать летние походы, экскурсии и путешествия для физической закалки, расширения общеобразовательного и политехнического кругозора учащихся, ознакомления с историей, памятниками и достопримечательностями, природой, промышленностью и сельского хозяйства родного края, с культурой и общественной жизнью;

2.     организовать в школах по окончании учебного года с каждым классом, начиная с четвертого, экскурсии и походы по изучению родного края;

3.     организовывать подготовку и проведение массовых походов во время зимних, весенних и летних каникул, а также однодневные тренировочные походы в выходные дни.

4.     обеспечить дальнейшее развитие встречных походов пионеров и школьников города и села;

5.     оказывать необходимое содействие школам в организации школьных туристских лагерей;

6.     организовывать районные, городские, областные слеты и выставки работ юных туристов;

7.     утвердить в каждом районном отделе народного образования ответственных лиц по району, городу за проведение экскурсионно-туристской работы;

8.     выделить из числа учителей организаторов туристской и экскурсионно-краеведческой работы в школах;

9.     обязать областные отделы народного образования в период летних каникул в текущем году открыть Областные детские экскурсионно-туристские базы;

10. обязать Республиканскую детскую экскурсионно-туристскую станцию обеспечить школы программами занятий для кружков юных туристов-краеведов, тематикой внеклассной краеведческой работы в школах.

Чтобы обеспечить туристской документацией школы  республики, 15 апреля 1955 г. был издан приказ заместителя министра просвещения БССР №69 «Об издании маршрутных книжек тиражом 5 тыс. экземпляров, маршрутных листов – 5 тыс. экземпляров, и путевок для направления в экскурсионную базу в г. Минск тиражом 3 тыс. экземпляров».

Во второй половине 50-х годов в СССР зародилась идея проведения звездных туристских походов, которые сыграли большую  роль в популяризации детского туризма. 15 мая 1957 г. министр просвещения БССР издал приказ №140 «О проведении первого республиканского звездного туристского похода учащихся, посвященного 40-летию Великого Октября». Поход проводился Министерством просвещения БССР, ЦК ЛКСМБ, ЦК союза работников просвещения. Основная цель похода была [3,c.48]:

1.     организовать широкое ознакомление учащихся с важнейшими историческими событиями Гражданской и Великой Отечественной войн в Беларуси, сбор материалов для музея ВОВ о работе подпольных комсомольских и пионерских организаций, боевых делахпионеров и комсомольцев в годы ВОВ

2.     содействовать созданию кружков туристов-краеведов в школах.

Поход проходил в три этапа. 

Первый  этап проводился в пределах района с 15 июля по 25 июля 1957 г. Маршрут – 40 км. 

Второй  этап – с 25 июля по 10 августа. Маршрут  – 60 км.  
Третий этап. Сроки устанавливали областные штабы, но финиш должен был быть 19 августа 1957 г.в 12 часов на Республиканской детской экскурсионно-туристской станции в г. Минске.

Наряду  со звездными походами проводились  и звездные эстафеты. 12 сентября 1957 г. вышел приказ Министерства просвещения БССР №250 «Об итогах проведения 3-й Республиканской звездной туристической эстафеты воспитанников детских домов, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции».

4 февраля  1958 г. вышел приказ №36 министра просвещения БССР «О мерах по улучшению туристско-экскурсионной и краеведческой работы в школах, детских домах и внешкольных учреждениях БССР», в котором комитетам по физкультуре и спорту приказывалось разработать конкретные мероприятия по развитию туристско-краеведческой и экскурсионной работы в школах, детских домах и внешкольных учреждениях.

Летом 1962 г. состоялся VI Республиканский слет-поход туристов-школьников, в котором приняли участие все школьные туристские орган7изации республики. Лучшие туристские группы  были награждены Дипломами 1-й степени. Это СШ №19 г. Витебска, Гомельская восьмилетняя школа №3, СШ №66 г. Минска, Могилевский и Оршанский детские дома, Рогачевская школа-интернат Гомельской области, Быховская СШ Могилевской области, Оршанский и Бобруйский дома пионеров и школьников.

Клуб  интернациональной дружбы, членами  которого являлись учащиеся СШ №91 и  №65 г. Минска, организовал встречу  со студентами Кубы и Болгарии, а  также – с туристами из Германской Демократической Республики.

Информация о работе Детский туризм в Республике Беларусь