Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривался как туризм Республики Беларусь в целом, так и его подвид – событийный туризм.
Кроме того, был описан ряд мер, необходимых для лучшего функционирования структуры управления туризмом и для дальнейшего развития событийного туризма в Республике.
Также приведены примеры мероприятий, не так давно проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских каникул.

Содержание

Введение 3
Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие 4
Управление туризмом 4
Стратегия развития туризма в Беларуси 7
Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения 13
Глава III. Событийный туризм в действии 17
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Туризм РБ.docx

— 127.87 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение           3

Глава I. Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие  4

    1. Управление туризмом       4
    2. Стратегия развития туризма в Беларуси    7

Глава II. Событийный туризм, его разновидности и воплощения  13

Глава III. Событийный туризм в действии     17

Заключение          20

Список используемой литературы       21

Приложения          22-27 

 

Введение

 

Туризм –  одно из наиболее динамичных явлений  современного мира. В последнее время  он приобрел колоссальные темпы роста  и масштабы влияния на уровень  развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой  отраслью экономики.

Развитие  внешнего туризма в Республике в  настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и  предпосылки к его росту. Все  больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим  клиентам. Можно предположить, что  через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей  стране, ведь условия для внутреннего  туризма достаточно благоприятные.

Некоторые исследователи  считают, что ключом к раскрутке  туристического рынка Республики Беларусь может стать именно событийный туризм. Событийный туризм - это очень серьезный  бизнес. Его развитие должно способствовать решению вопроса формирования имиджа Республики, без которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении  инвестиций в экономику останутся  лишь разговорами. Ничего лучше, чем  событийные мероприятия на имидж  не работает.

Событийные  мероприятия сами по себе - бизнес, и  зарабатывать на нем можно и нужно.

Событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.

В данной курсовой работе рассматривался как туризм Республики Беларусь в целом, так и его  подвид – событийный туризм.

Кроме того, был описан ряд мер, необходимых  для лучшего функционирования структуры  управления туризмом и для дальнейшего  развития событийного туризма в  Республике.

Также приведены  примеры мероприятий, не так давно  проводимых в стране, и наиболее популярных программ новогодних и рождественских каникул.

 

 

Глава I.

Туризм в Республике Беларусь – его состояние и  развитие

 

1.1. Управление туризмом

 

Реализацией широкой программы по развитию туризма  в Беларуси занимаются соответствующие  органы. В РБ сложилась и постоянно  действует и совершенствуется  своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.

Главная роль принадлежит Министерству спорта и  туризма, которое призвано создавать  условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены  задачи связанные с планированием  и финансированием массовой туристической  деятельности в РБ, хозяйственное  обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а  так же частные вопросы (разработки  и утверждение классификационных  маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических  мероприятий).

Министерство  спорта и туризма Республики Беларусь – является центральным органом  управления и подчиняется Кабинету Министров Республики Беларусь. На Министерство возлагается ответственность  за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт  и туризма. В своей деятельности Министерство руководствуется законодательством  Республики Беларусь и настоящим  Положением. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими Министерствами и иными  центральными органами управления, общественными  физкультурно-оздоровительными и спортивными  объединениями, местными исполнительными  и распорядительными органами.

Основными задачами Министерства являются:

  • проведение единой государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма;
  • разработка концепций социально-экономического развития физической культуры, спорта и туризма в республике и методов их реализации;
  • разработка и реализация научно обоснованной системы физического воспитания населения республики:
  • разработка, утверждение и реализация государственных программ по развитию физической культуры, спорта и туризма;
  • проведение государственной кадровой политики, направленной на укомплектование центрального аппарата Министерства, подведомственных ему организаций и учреждений высококвалифицированными специалистами, обеспечение их подбора и расстановки, формирование управленческого кадрового состава отрасли и его резерва, создание отраслевой системы непрерывного обучения кадров, организация подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием;
  • разработка совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно-методического обеспечения деятельности в области физической культуры спорта туризма;
  • регулирование деятельности подведомственных Министерству предприятий, учреждении и организаций путем заключения контрактов с их руководителями, утверждения положений (уставов) об этих предприятиях, учреждениях и организациях, выработки для них нормативов по административно-управленческому персоналу;
  • разработка экономических нормативов эффективности хозяйствования подведомственных Министерству предприятий, учреждений и организаций, осуществление контроля за их применением;
  • пропаганда и распространение знаний о физической культуре, спорте и туризме, об укреплении здоровья, организации активного отдыха;
  • обеспечение подготовки спортсменов и национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и других крупнейших международных соревнованиях;
  • организация и проведение республиканских и международных спортивных и туристских мероприятий на территории Республики Беларусь;
  • организация и проведение спортивных и туристских лотерей;
  • направление спортсменов и специалистов по физической культуре, спорту и туризму – граждан Республики Беларусь за границу на работу по контракту, на обучение, стажировку в спортивных и туристских организациях, учебных заведениях и научных учреждениях;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности в области физической культуры, спорта и туризма, в том числе производства спортивных и туристских инвентаря и оборудования;
  • содействие республиканским ассоциациям, клубам, союзам и федерациям по видам спорта и туризму, иным общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;
  • участие в формировании и реализации государственной политики по созданию материальной базы физической культуры, спорта и туризма, в производстве товаров физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристского назначения в республике;
  • представление интересов Республики Беларусь в области физической культуры, спорта и туризма на международном уровне;
  • осуществление контроля за реализацией законодательств Республики Беларусь по физической культуре, спорту и туризму;

Министерству  предоставлено право:

  • издавать в установленном порядке постановления, приказы и инструкции по вопросам, находящимся в компетенции Министерства, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами;
  • вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики, противоречащих законодательству нормативных и иных актов других министерств и иных центральных органов управления по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • представлять республику в международных спортивных и туристских организациях, заключать в пределах своей компетенции с органами физической культуры, спорта и туризма других государств соответствующие соглашения;
  • осуществлять контроль за деятельностью подведомственных Министерству предприятий, учреждений и организаций, в том числе за использованием ими финансовых и материально-технических ресурсов;
  • проводить конференции, семинары и совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • образовывать в установленном порядке совместно с заинтересованными межведомственные комиссии, координационные и экспертные советы, а также временные творческие коллективы и рабочие группы по проблемам физической культуры, спорта, туризма;
  • в установленном порядке запрашивать у других министерств и иных центральных органов управления, предприятий, учреждений и организаций и получать от них информацию по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  • осуществлять другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Руководящие органы (см. Приложение №1):

Министерство  возглавляет Министр, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Ворсин Е. М.

Министр имеет  заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности  в установленном порядке.

Министр руководит  деятельностью Министерства и несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на это Министерство задач и функций. Он распределяет обязанности между заместителями  Министра, руководителями структурных  подразделений Министерства; согласовывает  кандидатуры на должности руководителей  структурных подразделений по физической культуре, спорту и туризму облисполкомов  и Минского горисполкома; утверждает  структуру  и штатное расписание работников центрального аппарата Министерства, структуру и  численность подведомственных ему организаций и учреждений в пределах расходов на их содержание, а также положения об этих организациях и учреждениях; самостоятельно распоряжается  имуществом и средствами Министерства в пределах, установленных законодательством  и сметой; назначает на должности  и освобождает от должностей работников центрального аппарата Министерства и  руководителей подведомственных ему  организаций и учреждений; создает  в установленном порядке фонд на представительские цели.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в Министерстве образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, а также других работников Министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается Кабинетом  Министров Республики Беларусь. Решения  коллегии проводятся в жизнь приказами  Министра. В случае разногласий, возникших  между председателем и членами  коллегии при обсуждении вопросов и  принятии решений, председатель проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Кабинет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии в свою очередь имеют право сообщить свое мнение в Кабинет Министров  Республики Беларусь.

Финансирование:

Центральный аппарат Министерства содержится за счет средств республиканского бюджета. Фонд оплаты труда работников указанного аппарата утверждается Кабинетом Министров  Республики Беларусь.

Областные советы по туризму отвечают за организацию  туризма в рамках своих территорий в соответствии с директивой вышестоящих  органов. Они обязаны утверждать туристические  и экскурсионные  маршруты, подготовить методические рекомендации, подготовка и переподготовка инструкторских кадров, контроль за исполнительной дисциплиной  в подопечных органах.

В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она  охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи – создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.

Руководит всей работой Министерства связанной  с туризмом Шульга Вячеслав Каземирович  – заместитель министра по туризму.

В настоящее  время ведется большая массовая работа среди школьников и студентов  для вовлечения их в занятия туризмом. Министерство спорта и туризма заключила  соглашение с Министерством образования  о разработке специальных экскурсионных  и познавательных маршрутов для  учащихся, что бы они имели практическую сторону во время написания рефератов, курсовых и дипломных работ.

 

1.2. Стратегия развития туризма в  Беларуси

 

Национальная  программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает  определение оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов  и достоверное исследование ресурсов развития белорусского туризма.

Важнейшей задачей  развития туристско-рекреационной  деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и курортно-рекреационных  ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационное  освоение природных территорий и  территорий исторических мест и поселений, связанное со строительством зданий и сооружений для размещения и  обслуживания туристов и отдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных  маршрутов, автодорог, инженерно-технических  коммуникаций, приводит к значительным изменениям в природных экосистемах  и трансформации природных ландшафтов. Превышение допустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценных природных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия, приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и  перегрузкам исторических мест и  центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на собственном  опыте.

Несмотря  на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного  и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. Современное  состояние туризма в республике можно рассматривать как кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских услуг и ухудшением состояния  материальной базы отрасли, сформированной еще в советский период.

Однако надо двигаться дальше, развиваться, конечно  же, с учетом пройденного.

Предварительно  потребовалось проделать многое. Так, оценен наш туристский потенциал  по населенным пунктам, городам, регионам и республике в целом, разработана  классификация существующих типов  туристско-рекреационных образований  республики и отдельных регионов по ряду признаков (значению и роли в общей системе туризма и  отдыха, профилю, составу и особенностям использования ресурсов, тенденций  развития и т.п.). Параллельно определены существующие типы центров туристско-рекреационных  систем республики и отдельных регионов по комплексу признаков, установлены  параметры и закономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационных  образований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси, формирующие каркас национальной и  региональных систем туризма и отдыха. По принципиальным показателям ранжированы  наши перспективные территориальные  системы туризма и отдыха.

В процессе исследований собраны данные о наличии  и состоянии туристско-рекреационных  ресурсов.

Природные туристско-рекреационные  ресурсы Беларуси достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся  лесные, лесоозерные и лесоречные природные комплексы, расположенные  в экологически чистых районах, и  климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных  ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по группам показателей, характеризующих  «физиологическую», «технологическую»  и «эмоционально-познавательную»  пригодность каждого ресурса  для организации различных видов  туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными, ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды и  формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее посетителей.

Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси находятся  города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны, Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные  храмы, дворцы и замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, от которых  особенно пострадали характерные для  Беларуси деревянные постройки, среди  памятников истории и культуры сохранились  и уникальные, не имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов  с ценным историко-культурным наследием  образуют малые города, в которых  историческая застройка – главная  их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль, Новогрудок и др. Для  них развитие туризма – практически  единственная возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.

Информация о работе Туризм Республики Беларусь – его состояние и развитие