Этнический туризм в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности этнического (ностальгического) туризма и опыт реализации этнических туров в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности этнического туризма;
- рассмотреть историко-культурный потенциал Республики Беларусь, как основу развития этнического туризма;
- описать опыт реализации этнических туров по Беларуси.

Содержание

Введение
1. Особенности этнического (ностальгического) туризма
1.1. Понятие этнического туризма
1.2. Виды этнического туризма
2. Культурно-историческое наследие Беларуси как основа развития этнического туризма
2.1. Оценка культурно-исторического потенциала Республики Беларусь
2.2. Археологические памятники
2.3. Исторические памятники
2.4. Памятники архитектуры
2.5. Памятники садово-паркового искусства
2.6. Памятники, связанные с жизнью известных людей
2.7. Фольклорно-этнографический потенциал
2.8. Музейные ценности республики
3. Описание опыта реализации этнических (ностальгических) туров по Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

кур._раб._Этничяеский_туризм_в_Беларуси_дор.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Во время таких поездок, туристы  изучают определенную этническую группу населения, изучают их жизнь, особенности  культуры, бытовые моменты и т. д. Это хороший способ узнать больше о своих корнях или изучить  историю требуемого народа ученым, любителям. Благодаря такому новшеству в туристических фирмах, многие даже находили своих дальних родственников на чужих землях. Иногда люди посещали места, где проживали их отцы, деды или они сами в далекой молодости были выселены с этих окрестностей. Теперь, наверное, ясно, почему второе название, это ностальгический тур, ведь именно ностальгия зовет большинство вместо отдыха на морских волнах отдаться изучению какой-то культуры.

А переселенцев в мире множество, условно  переселения можно разделить на вынужденные и добровольные. Причины вынужденного переселения целых народов за историю бывали всякие, это военные, политические, религиозные. Причиной добровольного переселения является экономический фактор, люди искали лучшей жизни в других странах, на других землях, континентах.

Тысячи норвежцев и ирландцев  мигрировали в свое время в  Исландию, Гренландию. Давным-давно  пилигримы из религиозных убеждений  покидали свои земли и устремлялись в Америку. Мировые войны принесли еще немало волн миграции. Немцы Поволжья за свою историю, а это последние две сотни лет, поменяли не один край, смена законов гнала их то в Россию, то в Казахстан, а теперь обратно в Германию.

Долго еще можно перечислять  миграционные этапы разных народов, и это повлекло созданию этнических туров (nostalgic tour), это возможность понять жизнь своих предков и, возможно, выбрать себе новое место обитания, вернуться домой.

В начале 90-ых годов ностальгические  туры начали набирать обороты в России и Республике Беларусь. Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы посетить давние места своих не таких и далеких предков. В основном это старые люди, которые едут даже не к землям своих родственников, а к своим юношеским местам. Во время второй мировой войны многие люди покинули свою историческую родину и разъехались, кто в Польшу, Израиль,  Германию, Финляндию, кто в Швецию. Теперь многие возвращаются, чтобы вспомнить прежнюю жизнь. И для осуществления мечты, были созданы турфирмы, которые специализируются именно на этом.

Говоря о ностальгических турах, можно выделить один из подвидов такого туризма, как посещение родственников и друзей (relative & visi¬tors tour). Но данный вид туризма, подходит не для всех людей, большинство, это те, кто имеет кровные связи с землями, на которые едут.

“В СНГ выделяются следующие потоки ностальгического туризма:

Приезд граждан Финляндии  на территорию так называемой Старой Финляндии 1811—1945 гг.

Приезд граждан Японии на Сахалин и Курильские острова (бывшие японские северные территориив 1905—1945). В 1945 году на Курильских островах проживало 17,3 тысячи японцев. Большинству из оставшихся в живых (около 10 тыс. чел) ныне уже за 70.

Приезд граждан Германии на территорию Калининградской области (ядро бывшей земли Восточная Пруссия), в частности в г. Калининград (Кёнигсберг).

Приезд граждан Польши в Западную Украину, Белоруссию и  Литвы

Поездки бывших русских  жителей Казахстана и Средней  Азии в современные независимые  республики.

Поездки этнических евреев в места своего проживания в СНГ  и странах Балтии после массовой эмиграции в Израиль, США, Канаду, Германию и т. д.

Возвращения или поездки  иммигрантов и/или их потомков из стран Американского континента в страну исхода (италоамериканцы и др.)“[32].

Туризм приобрел массовый характер — посещение родственников, заброшенных фундаментов хуторов, кладбищ и др. Программы таких туров очень специфичны — их участники в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности. Основная часть программ и цель приезда — индивидуальное (или мелкими семьями) посещение на легковых машинах местных жителей различных деревень и селений, оставшихся родственников. Для конкретных групп населения это туризм для определенного поколения, в памяти которого сохраняется ореол родины.

Рассматривая экономическую  сторону этнического туризма, легко заметить, что он обладает своей спецификой.

Этнические туристы  нередко останавливаются в домах  своих родственников, а не в гостинице. Однако молодежь все же предпочитает дорогие отели, что можно объяснить  привычкой к комфорту. Этнические туристы приносят немалый доход государству. Например, доходы Турции от туризма в 2003 г. составили 9 млрд 676 млн долл. США, из которых 3 млрд 526 млн долл. составили доходы, полученные от турок, проживающих за границей. «Скрытой» экономической выгодой этнического туризма можно считать денежные переводы, посылки и подарки, отправляемые в течение года или по праздникам родственникам и друзьям. Подобная помощь родственникам, живущим на родине, достаточно эффективна. Например, в Китае, экономика которого является одной из самых динамичных в мире, доход от подарков и материальной помощи родных и близких имеет отдельную статью в государственном бюджете страны.

Этнический туризм может  оказаться более выгодным для  работников этой сферы. Например, не требуются  гиды со знанием иностранного языка. А это означает снижение себестоимости услуг и рост доходов. Добавим, что при посещении этническими туристами своей родины до минимума снижается риск культурного шока или необходимость социокультурной адаптации. Знание и понимание традиций и обычаев, национальных чувств и образа жизни людей помогает избежать конфликтов с туристическими агентствами, которые выступают в качестве посредников.

Таким образом, посещение мест рождения своих предков в будущем может составить большую часть въездного туризма. Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта того или иного народа (этноса), проживающего сейчас или проживавшего когда-либо на данной территории. Другими словами, этнографический туризм выступает формой познания историко-литературного наследия региона.

 

.

 

2. Культурно-историческое  наследие Беларуси как основа  развития этнического туризма

2.1. Оценка  культурно-исторического потенциала Республики Беларусь

 

Культурно-исторический потенциал, составляющий основу рекреационных ресурсов, является важным элементом туристской привлекательности страны. Культурно-исторические туристские ресурсы включают объекты экскурсионного показа (памятники и памятные места, природные и производственные объекты, экспозиции музеев), а также этнографические памятники материальной и духовной культуры, отражающие национальную специфику жизни народов (обычаи, традиции, праздники, национальная кухня, одежда и т. д.).

В силу своего геополитического положения территория Беларуси часто  становилась ареной военных действий, что и предопределило относительно невысокую степень сохранности  древних памятников истории. Тем  не менее республика обладает значительным культурно-историческим потенциалом, который формировался на протяжении тысячелетней истории становления белорусской государственности. Таким был вывод, сделанный экспертами Всемирной туристской организации в период оказания технической помощи Беларуси в 1996 г. На территории Беларуси учтено свыше 15 тыс. памятников истории и культуры, из числа которых 2542 объекта имеют национальное значение.

По оценкам БелНИИПградостроительства, около 2 тыс. объектов можно использовать в туристско-экскурсионном показе. Но на практике туристско-экскурсионные маршруты даже в период наиболее массового развития экскурсионного туризма в 1980-е гг. охватывали менее  1/3 пригодных к показу памятников истории и культуры [3, c.213].

Резервы использования  культурно-исторических объектов в экскурсионном туризме связаны с реставрацией памятников, благоустройством подъездных путей и прилегающих территорий, разработкой новых тем экскурсий.

Таблица 1

Территориальное размещение памятников истории и культуры Беларуси (по состоянию на 2007 г.)

Источник: [27, с. 41].

Важным элементом туристской привлекательности являются проводимые в республике фестивали, праздники и другие мероприятия, которые составляют ресурсную базу этнического туризма и обогащают программы пребывания иностранных гостей в Беларуси. Среди важнейших мероприятий подобного плана следует отметить ежегодный международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Дни белорусской письменности, которые ежегодно проводятся в исторических городах (Полоцке, Турове, Орше, Несвиже, Новогрудке, Пинске, Заславле, Каменце, Поставах, Шклове), фестиваль юмора в Двтюках, музыкальный фестиваль «Музы Несвижа» и др.

Республика Беларусь проводит активную государственную  политику в отношении бережного сохранения культурного наследия и j включения его в систему рекреации. Еще в начале 1990-х гг. был принят Закон Республики Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны», в котором отмечается, что историко-культурное наследие народа Беларуси является «яго набыткам, неад'емнай часткай дасягненняў сусветнай цывілізацыі, яго духоўныя, мастацкая i дакументальныя вартасць ствараюць неабходныя умовы духоўнага, інтэлектуальнага i эканамічнага развіцця грамадства» [25, с. 83].

Со второй половины 1990-х  гг. активизировалась работа по возрождению малых исторических городов Беларуси, в том числе расположенных на приграничных территориях (из 173 малых городов такие составляют 63) и развитие на их базе туристских центров [5, с. 107-109]. Преимуществами малых городских поселений являются: сохранение обусловленных многовековым развитием взаимопроникающих традиций, духовной культуры, социально-экономических взаимодействий. Большинство малых городов приграничья имеют древнюю историю: Диена (1080 г.), Мядель (XI в.), Браслав (1068 г.), Мстиславль (1135 г.), Брагин (1147 г.), Каменец (1287 г.), Верхнедвинск (1386 г.), Давид-Городок (XII-XIV вв.). Несмотря на многочисленные войны и разрушения, здесь сохранились ценные памятники архитектуры и градостроения различных исторических эпох.

Осенью 2004 г. Беларусь присоединилась к Конвенции об охране нематериального культурного наследия, которая была принята Генеральной конвенцией ЮНЕСКО в октябре 2003 г., тем самым наше государство подтвердило свою ответственность за сохранение нематериального культурного наследия [14, с. 9].

Стремлением более активного  включения культурного и исторического наследия республики в сферу туризма продиктовано решение Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о реконструкции исторического центра г. Минска [2, с. 2].

Большую работу по включению  памятников истории и культуры в объекты туристского показа проводит Министерство культуры и Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО Республики Беларусь. К визиту экспертов ЮНЕСКО П. Стотта и Т. Бернатовича в республику осенью 2003 г. были подготовлены материалы по 12 объектам—кандидатам на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО [24], и, как результат, летом 2005 г. трансграничный объект «Дуга Струве» и архитектурно-культурный комплекс резиденции династии Радзивиллов в Несвиже были туда включены, что свидетельствует об уникальности и ценности для мирового сообщества данных объектов.

Вместе с тем состояние  многих находящихся под государственной  охраной памятников истории и  культуры характеризуется как неудовлетворительное, а ряд из них (дворцы Радзивиллов в Полонечке Минской области, Сапег в Дубровно Витебской области, графское имение Толстых в Грудиновке Могилевской области и др.) нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения [12, c.71].

Сохранение и использование объектов историко-культурного наследия в туризме требуют больших финансовых средств, которые государство не может в полной мере изыскать. Следует более активно использовать внебюджетные источники финансирования, в том числе помощь иностранных инвесторов, частных и общественных движений в стране и за рубежом. В республике разработаны проекты создания 27 туристских зон, а также свободных экономических зон рекреационно-туристского профиля. Создание таких зон точечного типа будет способствовать привлечению инвестиций в сохранение и реконструкцию памятников истории и культуры в разных районах республики, а также поможет создать условия для организации познавательного туризма.

Не меньшую важность представляет вопрос реституции культурно-исторических ценностей, связанный с проблемами возвращения в Беларусь памятников, незаконно вывезенных в ходе военных действий, политических конфликтов и т.п. Ведь история нашей страны представляет собой летопись войн и социально-политических потрясений, в результате которых уникальные собрания книг, архивные документы, коллекции монет, оружия, художественных изделий, картинные галереи и многие другие ценности в массовом порядке вывозились за пределы Беларуси, обогащая музейные экспозиции как на Западе, так и на Востоке. Так, например, нет экспонатов, чтобы воссоздать интерьеры XVIII—XIX вв. во дворце Румянцевых - Паскевичей в Гомеле. Ничего не осталось от богатой коллекции произведений искусства и крупной коллекции средневекового оружия в усадьбе рода Униховских в Русимовичах Минской области. В музее истории книгопечатания в Полоцке нет ни одного экземпляра изданий Скорины, в то время как значительными их собраниями обладают Государственная (82 экземпляра) и Национальная (81) библиотеки России, а также Государственный исторический музей РФ (84 книги в запасниках).

На территории Беларуси сохранились лишь единичные экземпляры знаменитых слуцких поясов, но их немало можно увидеть в российских музеях. Метрика Великого княжества Литовского, главный архив средневековых белорусских земель, находится в Москве, Радзивилловская летопись - в Петербурге. В Витебске, городе Шагала и Малевича, туристы не могут увидеть произведений художников-авангардистов 1920-х гг. Несомненно, возвращение утраченного наследия также будет способствовать развитию международного туризма.

Сегодня назрела необходимость  разработки концепции возвращения, введения утраченных ценностей в научный и культурный оборот, а также их эффективного использования, например, в познавательном туризме. Проведенный анализ проблем реституции показывает, что их разрешение возможно лишь в творческом сотрудничестве ученых и представителей государственной власти разных стран.       

Информация о работе Этнический туризм в Республике Беларусь