Системное управление транспортным процессом в транспортных узлах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.

По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и

промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.

Работа содержит 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНОИ СИСТЕМ1.docx

— 169.58 Кб (Скачать)

Типы производств  и особенности их транспортного  обслуживания 

Промышленные предприятия  существенно делятся на предприятиям раз-личных отраслей промышленности по характеру производства, применяемым  технологическим процессам и  условиям эксплуатации. Отсюда и различные  тре-бования к транспортному обслуживанию предприятий. Для небольших предпри-ятий, они касаются в основном организации  внешних перевозок. На крупных горнодобывающих, металлургических машиностроительных предприятиях они в-равной степени  связаны с внутренними технологическими и внешними перевоз-ками.

Указанные требования могут быть определены и количественно  оценены на основе анализа производственного  процесса предприятий различных  отраслей промышленности по его характеристикам  и признакам. Производственным про-цессом называется совокупность взаимосвязанных  технологических процессов, направленных на изготовление или производство определенной продукции. Тех-нологический процесс  — это часть производственного  процесса, представляющая собой комплекс механических, физических и химических процессов — операций изменяющих форму, размеры и свойства изделий  до заданных технологическим регламентом.

Производственный  процесс металлургического завода, на пример, включает технологические  процессы подготовки сыры и выплавки чугуна, стали, а также производство прокатной продукции.

По способам воздействия  на сырье и полуфабрикаты производственные процессы предприятий подразделяются на процессы с технологиями механиче-ского  и химического типов. Первые характеризуются  изменением формы, внеш-него вида или  физических

свойств материалов. Результатом вторых является из-менение  состава, химических свойств и внутреннего  строения вещества. Однако в процессе производства достаточно часто имеет  место взаимообусловленность и  взаимозависимость этих технологий.

Промышленные предприятия  с производственными процессами, включаю-щими механические и химические технологии, характеризуются:

объемом произ-водства; непрерывным или дискретным характером производства;

числом входя-щих  технологических процессов или  сложностью производства;

продолжитель-ностью производственного цикла и его  основной операции или динамикой  произ-водства;

стационарностью местоположения производственных агрегатов.

В соответствии с указанными признаками устанавливаются основные параметры производственного процесса в целом, а также составляющих его техноло-гических процессов.

Требования к транспортной системе формируются на основе комплекса  па-раметров, включающих:

номенклатуру продукции  и объем ее производства;

заданную технологическую  последовательность производства продукции  и перечень основных производственных объектов;

номенклатуру и  характеристику перевозимых грузов (состояние, хими-ческие и физико-механические свойства, габариты, массу и др.);

технологический регламент  перевозок (ритм, дальность, продолжительность, температурный режим и др.).

Дополнительные особенности  в транспортное обслуживание предприятий  вносит признак стационарности. Продукция  предприятий с разными технологиями различается в зависимости от агрегатного состояния, массы и  размеров.

При ограниченных размерах и массе предметов переработки  они переме-щаются в производственном процессе в заданной технологической  последова-тельности между стационарно  расположенными агрегатами. В этом случае транс-портные связи, а следовательно, ТТС в производственном процессе не изменяют-ся и такие предприятия  являются стационарными. К стационарным относятся об-рабатывающие предприятия  металлургической промышленности, машинострое-ния, станкостроения, приборостроения, химической и нефтехимической промыш-ленности и др.

При значительных размерах предмета переработки он превращается в промышленный объект (например, залежь полезного ископаемого). Обрабатывая  такой промышленный объект, производственные агрегаты перемещаются по всей его  площади часто с изменением их высотного положения. Транспортные связи, а, следовательно, и ТТС при  обработке такого объекта периодически изменяются.

К нестационарным относятся  горнодобывающие предприятия с  открытым и подземным способами  разработки месторождений полезных ископаемых. Допол-нительные требования к транспорту в этом случае заключаются  в необходимости, во-первых, устройства, содержания и периодического переустройства сложной схемы транспортных коммуникаций, во-вторых, применения специального транс-портного оборудования для обеспечения перевозочного  процесса в сложных экс-плуатационных  условиях.

Лекция 3 

УСТРОЙСТВА, ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА 

Железнодорожный транспорт 

Железнодорожный транспорт  выполняет основной объем перевозок  на

t предприятиях ведущих  отраслей промышленности. Он представляет  собой слож-ное многоотраслевое  хозяйство.

Для выполнения перевозочного  процесса железнодорожный транспорт  рас-полагает комплексом технических  средств, включающих:

железнодорожные пути с необходимым путевым развитием  на раздельных пунктах внутри и вне  предприятия;

подвижной состав, состоящий  из локомотивов (электровозов, тяговых  агре-гатов, тепловозов), а также  вагонов различного типа;

устройства автоматики, телемеханики и связи; устройства электроснабжения;

устройства и сооружения для погрузки, выгрузки их хранения груза, а также погрузочно-выгрузочное  оборудование;

сооружения и устройства для экипировки, технического обслуживания и ремонта локомотивов, вагонов  и другого оборудования.

Специфика работы промышленного  железнодорожного транспорта, связан-ная  с необходимостью бесперебойного и  ритмичного обслуживания производст-венных агрегатов и цехов, выполнения внешних  перевозок, а также обеспечения  четкого взаимодействия всех звеньев, осуществляющих перевозочный процесс, требует особой структуры управления. Эта структура основывается на следую-щих  принципах управления:

сочетаний единого  централизованного руководства  с предоставлением не обходимых  прав, самостоятельности и инициативы линейным подразделениям;

организация управления по производственно-территориальному прин-ципу, обеспечивающему оперативность  и конкретность руководства.

На крупных предприятиях металлургической, горнодобывающей  и машино-строительной промышленности со значительными объемами внутренних техно-логических и внешних перевозок  руководство работой промышленного  транспорта осуществляют управления железнодорожного транспорта (УЖДТ) или транспортные управления (ТУ), на предприятиях средней  и малой производственной мощности - железнодорожные цехи (ЖДЦ). В производственных объединениях угольной промышленности работой транспорта руководят погрузочно-транспортные управления (ПТУ).

В структуре УЖДТ, ЖДЦ и ПТУ предусматриваются  функциональные под-разделения (отделы, группы) по техническим вопросам, планированию производ-ства, и социальным вопросам, учету и анализу и др., а также  линейные подразде-ления (цехи, службы) по отраслям железнодорожного транспорта, осуществляю-щим и обеспечивающим точный процесс. На отдельных предприятиях руково-дство железнодорожным и  автомобильным транспортом объединяется и осущест-вляется единым транспортным управлением. В этом случае автомобильный транспорт входит в структуру управления на правах самостоятельного цеха. На многих предприятиях небольшой производственной мощности работой транспор-та руководит транспортный участок. В крупных промышленных узлах для повы-шения уровня работы железнодорожного транспорта и улучшения использования технических средств созданы отраслевые хозрасчетные объединения транспорт-ного хозяйства, а также ППЖТ.

Структура управления железнодорожным транспортом предприятия  определяется по основным показателям  работы: годовому объему перевозок, годовому объему погрузочно-разгрузочных работ, развернутой длине железнодорожных  путей, рабочему парку локомотивов  и вагонов и др. Наименование подразделе-ний, входящих в УЖДТ или ЖДЦ, их штат и функции также определяются объе-мом работы и уровнем технического оснащения транспорта. Для обеспечения  рациональной организации перевозочного  процесса в число обязательных входят следующие цехи (службы): эксплуатации, грузовая, пути, подвижного состава,. СЦБ  и связи, подъемно-транспортного  оборудования.

Цех (служба) эксплуатации организует выполнение плана перевозок  и осу-ществляет руководство всей оперативной работой железнодорожного транспорта предприятия по обслуживанию основного производства, обеспечивает взаимодей-ствие с организациями  железной дороги по вопросам внешних  перевозок. Все технические средства железнодорожного транспорта, предназначенные  для обеспечения перевозочного  процесса, находятся в оперативном  подчинении службы эксплуатации, которая  несет ответственность за их эффективное  использование. Диспетчерский аппарат  цеха (службы) эксплуатации осуществляет непрерывное наблюдение за всей оперативной  работой транспорта завода, принимает  при воз-можных отклонениях оперативные  меры по восстановлению заданного режима его работы. Грузовая служба обеспечивает организацию грузовой и коммерческой работы на основе действующих документов, контролирует выполнение плана пе-ревозок  в целом и по родам грузов, оперативно руководит работой грузовых пунктов, ведет учет и анализ использования  вагонов. Эксплуатационное и грузовое подразделения должны обеспечивать синхронность переработки вагонов  и обработки документов. Цех (служба) пути обеспечивает поддержание железнодорожных  путей и искусственных сооружений в исправном состоянии с минимальными ограничениями скоростей движения поездов. Цех (служба) подвижного со-става  обеспечивает постоянное наличие для  работы заданного числа локомотивов. и вагонов, а также необходимого резерва подвижного состава, особенно в зимний период. Цех (служба) СЦБ  и связи обеспечивает бесперебойное  функционирова-ние устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи.

В перевозочном процессе все цехи (службы) работают в тесном взаимодействии, выполняя общую задачу по обеспечению транспортного обслуживания производственного процесса. Структура  управления железнодорожным транспортом  предприятий постоянно совершенствуется. При этом одним из основных направлений  является внедрение компьютерных технологий и подсистем АСУ.

Основными нормативными документами, регламентирующими работу про-мышленного железнодорожного транспорта по организации перевозок и его  раз-витию, являются:

план перевозок  и формирования поездов;

график движения по-ездов  и контактные графики обслуживания производственных цехов;

договор на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути предприятия;

единый техно-логический процесс работы станции примыкания и железнодорожного транспорта предприятия;

Устав Железных дорог;

технические нормативы  работы и эксплуа-тации подвижного состава;

приказы и инструкции вышестоящих организаций.

Важнейшее требование, предъявляемое к работе железнодорожного транспорта предприятий, - безусловное  обеспечение безопасности движения поездов и со-хранности технических  средств. Неукоснительное соблюдение этих требований достигается точным выполнением Правил технической  эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и других нормативных  документов.

Железнодорожный путь и путевое хозяйство. На промышленном железнодорожном транспорте руководящий  уклон железнодорожных путей  выбирают на основе технико-экономических  расчетов в соответствии с объемом  перевозок и топографическими условиями; значение его не должно превышать 30%о, в наиболее трудных условиях и  на карьерах - 40%о, а при использовании  тяговых агрегатов — 60%о.

На промышленном железнодорожном  транспорте вследствие разнообраз-ных  условий эксплуатации установлено 11 типов верхнего строения пути. Типи-зация  произведена в зависимости от грузонапряженности и нагрузки от колесной пары подвижного состава на рельсы и обоснована технико-экономическими рас-четами.

Промышленный железнодорожный  транспорт характеризуется значитель-ной  длиной рельсовых путей, составляющих около 155 тыс. км., причем основная. доля приходится на металлургическую и угольную промышленность. Так, на предприятиях черной металлургии развернутая  длина железнодорожных путей  составляет более 18 тыс. км, в том  числе 5,4 тыс. км - это пути, на которых  осуществляются технологические перевозки  горячего металла. В отрасли эксплуатиру-ется более 50 тыс. комплектов стрелочных переводов.

Весьма развитую путевую  схему со значительной протяженностью желез-нодорожных путей имеют крупные  металлургические и горнодобывающие  комбинаты. Так, Магнитогорский металлургический комбинат имеет около 850 км железнодорожных  путей и 2,5 тыс. комплектов стрелочных переводов. Соколов-ско-Сарбайское горнообогатительное  объединение эксплуатирует 500 км желез-нодорожных путей и 1 тыс. комплектов стрелочных переводов. Аналогичными являются показатели транспорта крупных объединений  угольной промышленно-сти.

Информация о работе Системное управление транспортным процессом в транспортных узлах