Системное управление транспортным процессом в транспортных узлах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:07, реферат

Описание работы

В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.

По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и

промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.

Работа содержит 1 файл

МЕСТО И РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНОИ СИСТЕМ1.docx

— 169.58 Кб (Скачать)

МЕСТО И РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО  ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНОИ СИСТЕМЕ 

Введение 

В экономике государства  транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение  предметов и средств труда  между производителями и потребителями  и создавая условия для постоянного  и ритмичного функционирования промышленного  и сельскохозяйственного производства.

По функциональным признакам транспорт разделяется  на магистральный и

промышленный. Магистральный  транспорт перемещает продукцию  из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие  от магистрального функционирует как  составная часть промышленных предприятий.

Он непосредственно  участвует в процессе производства нового продукта труда, выполняя технологические  перемещения внутри предприятий, а  также осуществляет транспортные связи  между предприятиями и магистральным  транспортом по доставке сырья и  вывозу готовой продукции.

Таким образом, промышленный транспорт, с одной стороны, является неотъемлемой частью производства (внутренние технологические перевозки предприятий), а с другой — важнейшим звеном транспортной системы (внешние перевозки  предприятия). В состав промышленного  транспорта в качестве основных видов  входят железнодорожный, автомобильный  и конвейерный транспорт. Кроме  того, на предприятиях применяются  и специальные виды транспорта: гидравлический, пневмоконтейнерный, пневматический, канатно-подвесной и др. Различные  виды транспорта, используемые на технологических  и внешних перевозках предприятий, функционируют в едином транспортном комплексе, взаимодействуя между собой  в перевозочном процессе.

Высокопроизводительная  и надежная работа транспортного  комплекса и бесперебойное функционирование производственного процесса предприятия  могут быть достигнуты при условии  обеспечения высокого уровня:

технической готовности технических средств всех видов  транспорта;

организации перевозок  всеми видами транспорта;

взаимодействия всех видов транспорта в перевозочном процессе предприятия.

Отсюда следует, что  важнейшей задачей обеспечения  эффективного функционирования транспортного  комплекса, а, следовательно, и предприятия  в целом является четко налаженное управление перевозочным процессом.

1. Общая характеристика  единой транспортной системы 

Понятие единой транспортной системы основывается на свойствах  целостности и делимости различных  видов транспорта в их совокупности, наличии существенных устойчивых связей между ними, определенной организации  транс-, портного процесса. При формировании связей между различными видами транспорта складывается структура единой транспортной системы, а технические и экономические  показатели различных видов транспорта трансформируются в транспортные функции, связанные с еще одним свойством  транспортной системы - ее интеграционными  качествами.

Наличие интеграционных качеств (свойств), т.е. качеств, которые  присущи транспортной системе в  целом, но не свойственны ни одному виду транспорта показывает, что транспортная система не сводится к простой  совокупности желез-нодорожного, автомобильного, водного, воздушного или специальных  видов транспорта, а подчиняется  закономерностям единой системы.

Сложившиеся пропорции  в использовании различных видов  транспорта по-казывают, что доминирующий вид транспорта - железнодорожный, поскольку  он. выполняет примерно 2/з общего объема грузооборота и почти половину общего пассажирооборота, тогда как  автомобильный осуществляет около 6%, а трубо-проводный - немногим более 8% грузооборота.

Экономические, географические, топографические, климатические и  многие другие условия существенно  изменяют выводы о целесообразности применения того или иного вида транспорта, и при решении задачи транспортного  обслужи-вания какого-либо района возникает  необходимость предварительного определе-ния  действительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов для  всех сравниваемых видов транспорта.

Для обеспечения четкого  взаимодействия в работе единой транспортной системы необходимы научные разработки и осуществление широкого круга  эко-номических, технических (технологических) и организационных мер. К экономи-ческим мероприятиям следует отнести совершенствование  оперативного регули-рования перевозок, разработку унифицированной или  хотя бы сопоставимой сис-темы показателей, согласование тарифов, а также обоснованное распределение перевозок.

В техническом отношении  необходима большая согласованность  в развитии мощностей (пропускной и  перерабатывающей способности) взаимодействующих  между собой линий, а также  железнодорожных станций, морских  и речных пор-тов, автомобильных  предприятий, грузовых и других устройств, входящих в транспортные узлы. Большое  значение имеет разработка взаимосогласованных  параметров для основных технических  средств разных видов транспорта, и, преж-де всего для подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей, самолетов  и др.), а также для погрузочно-разгрузочного  оснащения железнодорожных путей, при-чальных сооружений в портах, подъездных автомобильных дорог  и складских со-оружений.

Развитие контейнерной системы привело к необходимости  согласования па-раметров вагонов (платформ), автомобилей, судов, самолетов, погрузочно-разгрузочных кранов и другого оборудования для  обеспечения беспрепятственно-го перехода контейнеров с одного вида транспорта на другой. Примерно анало-гичная работа должна быть проведена и в отношении  остальной, более весомой части  технического оснащения. Необходимы разработка и реализация единой или взаимосогласованной  технологии работы взаимодействующих  видов транспорта, и в первую очередь  в транспортных узлах, в виде единых планов формирования, совмещенных графиков движения, согласованных технологических  карт обработ-ки подвижного состава  в узлах и т.п.

2. Повышение эффективности  работы промышленного транспорта 

Основное назначение промышленного транспорта заключается  в осуществ-лении перевозок и  грузопереработки, связанных с деятельностью  предприятий, строек и организаций  по обеспечению внутризаводского обмена. Промышленный транспорт выполняет  технологические перевозки, т.е. осуществляет перемещение сырья, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции в  локальных границах пред-приятий  с целью обеспечения производственного  процесса, а также перевозки на начальных и конечных участках транспортной системы - ввоз и вывоз грузов с, предприятий.

В качестве основных выдвигаются задачи улучшения структуры  промыш-ленного транспорта, а именно расширения сферы применения конвейерного, тру-бопроводного, пневмоконтейнерного  и канатно-подвесного транспорта, дальней-шего перевода железнодорожного транспорта промышленных предприятий на те-пловозную  и электрическую тягу, расширения сети действующих и организации  новых предприятий промышленного  железнодорожного транспорта.

Железнодорожный промышленный транспорт обеспечивает прием, и  пере-дачу свыше 90% грузов, перевозимых  по магистральным железным дорогам. Он сохраняет свою ведущую роль в  обеспечении перевозок по предприятиям черной металлургии, угольной и химической, лесной и деревообрабатывающей промыш-ленности. При этом его материально-техническая  база реконструируется на осно-ве пропорционального, взаимоувязанного развития всех ее элементов  с учетом обеспечения согласованной  работы с магистральным железнодорожным  транс-портом.

В целях повышения  эффективности работы промышленного  железнодо-рожного транспорта предусматриваются  дальнейшие поставки промышленных электровозов постоянного и переменного тока, тепловозов, приспособленных к управлению одним машинистом.

В настоящее время  электротяга в основном применяется  на транспорте от-крытых горных разработок. Дпя расширения области ее применения на внутриза-водских и подъездных путях предлагается создать и  освоить производство новых промышленных электровозов с автономным источником питания. Однако элек-трификацию внутри регионального транспорта не следует  рассматривать как пол-ную замену всех локомотивов электровозами. Только при правильном сочетании электрической  и тепловозной тяги возможно получение  высоких технико-экономических показателей.

Важным резервом повышения  эффективности работы промышленного  же-лезнодорожного транспорта является совершенствование технологических  про-цессов на подъездных путях. В настоящее  время наиболее интенсивно эксплуати-руются подъездные пути металлургических комбинатов, шахт, рудников, карье-ров, крупных машиностроительных и нефтеперерабатывающих комбинатов и т.п. Указанные подъездные пути отличаются сравнительно развитой схемой, оборудо-ваны разнообразными погрузочно-разгрузочными  механизмами, располагают' мощными  погрузочно-разгрузочными комплексами, современным подвижным составом и т.д. Все это создает благоприятные  условия для формирования коль-цевых  отправительских маршрутов.

Решаются вопросы  поставки промышленному транспорту думпкаров (саморазгружающихся вагонов) и специальных вагонов промышленного  типа, широкого применения специализированного подвижного состава (вагонов-хопперов для перевозки кокса, вагонов с раскрывающейся крышей для перевозки полосовой и рулонной стали, автомобильных двигателей и других тяжеловесных штучных грузов, большегрузных платформ и др.), обращающегося на путях МПС, взаимо-увязанного с системой погрузочно-разгрузочных машин и механизмов..

Важным направлением повышения эффективности работы промышленного транспорта является дальнейшее развитие различных видов  непрерывного транс-порта - конвейерного, гидротранспорта, канатно-подвесного, увеличение протя-женности их линии  и производительности. При этом повышается производитель-ность труда, значительно  снижается себестоимость транспортировки  и, что очень важно, создаются  благоприятные условия для автоматизации  процесса перемеще-ния груза, существенного  уменьшения потребности в территории для вновь строящихся предприятий.

Развитие непрерывных  видов транспорта намечено обеспечить за счет ши-рокого внедрения автоматизированных систем много приводных ленточных  кон-вейеров производительностью  до 5-6 тыс. м3/ч, развития трубопроводного  транс-порта и грузовых канатно-подвесных  дорог с повышенной производительностью

Конвейерный, гидротранспорт, канатно-подвесной — эти виды транспорта получают развитие для транспортировки  массовых сыпучих грузов, добычи нерудных строительных материалов на горно-подготовительных работах, удаления отходов горно-обогатительных комбинатов в черной и цветной  металлургии, для перемещения угля и вскрышных пород, удаления золы и шлака с.предприятий теплоэнергетики, перемещения грунта при создании территорий под промышлен-ное и  гражданское строительство, для  намыва плотин и перемычек на объектах энергетики.

За счет внедрения  систем непрерывных и новых специализированных видов транспорта появляется возможность  переключения значительной части грузов с магистрального железнодорожного (главным образом с короткопробежных пере-возок), с промышленного железнодорожного транспорта, с автомобильного.

Одним из важных направлений  повышения эффективности работы про-мышленного транспорта является развитие механизации и автоматизации  погру-зочно-разгрузочных работ. От уровня механизации погрузочно-разгрузочных ра-бот в значительной степени  зависят ускорение оборота вагонов  на подъездных путях промышленного  транспорта и в конечном итоге  главные показатели работы. магистрального железнодорожного транспорта.

Для освоения возрастающего  объема работ, связанных с погрузкой  и раз-грузкой подвижного состава  всех видов транспорта, осуществляется комплекс ме-роприятий, включающий увеличение поставок оборудования для механизации  по-грузочно-разгрузочных работ, усовершенствование транспортных средств и по-полнение парка вагонов специализированным подвижным составом, ускоренное развитие контейнерных и пакетных перевозок, дальнейшую концентрацию погру-зочно-разгрузочных работ на транспорте, в промышленности и в сельском хозяй-стве с целью  ликвидации многочисленных перевалочных пунктов с небольшими объемами грузооборота и создания необходимых условий  для применения высо-копроизводительного  погрузочно-разгрузочного оборудования, внедрения ком-плексной механизации, автоматического и полуавтоматического  управления транспортными процессами. Именно это способствует повышению  производи-тельности труда, высвобождению  большого числа работников промышленного  транспорта от тяжелых и трудоемких ручных работ, снижению материальных и  трудовых затрат.

Большие резервы повышения  эффективности работы промышленного  транспорта заложены в организации  работы объединенных транспортных хо-зяйств по полному циклу транспортного  обслуживания (обслуживание всех пред-приятий  промышленного района независимо от их ведомственной подчиненно-сти, доставка груза непосредственно до производственных агрегатов, полное ос-вобождение предприятий  от несвойственной им перевозочной и  погрузочно-разгрузочной работы). 

Информация о работе Системное управление транспортным процессом в транспортных узлах