Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Основным законодательным актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.

Содержание

1 Законодательные акты о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам 3
2 Существующие марки и технология получения дизельных топлив 8
3 Современные и перспективные требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами 12
4 Современные присадки и добавки к дизельным топливам 15
- депрессорные присадки 16
- диспергаторы парафинов 21
- противоизносые присадки 23
- совместимость присадок 24
5 Перспективные технологии улучшения низкотемпературных и экологических свойств дизельных топлив 29
5.1 Одностадийный процесс гидроочистки нефтяных дистиллятов 32
5.2 Двухстадийный процесс гидрообессеривания и деароматизации прямогонных и вторичных дистиллятов 34
5.3 Процесс легкого гидрокрекинга, депарафинизации и изомеризации средних дистиллятных фракций 36
5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов 36
5.3.2 Каталитическая депарафинизация средних нефтяных дистиллятов 38
5.3.3 Гидроизомеризация утяжеленных дистиллятных фракций 40
6 Новые катализаторы гидрообессеривания, гидродеароматизации и гидродепарафинизации нефтяных фракций 42
7 Технологические параметры совмещенных процессов гидроочистки, гидродеароматизации и гидродепарафинизации дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья
8 Принципиальная технологическая схема процесса получения экологически чистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

УИРС.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Фирма Shell в составе катализаторов депарафинизации дизельных топлив SDD-800 и SDD-801 использует цеолиты с порами среднего и крупного размера.

Для изомеризации н-парафиновых  углеводородов, содержащихся в среднедистиллятных фракциях, изучено применение таких катализаторов, как сульфид вольфрама, никельвольфрамсульфиды, алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовый катализаторы, драгметаллы, нанесенные на фторированный или хлорированный оксид алюминия [22].

 

7 Технологические параметры совмещенных процессов гидродеароматизации, гидродепарафинизации и гидроочистки дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья

 

В зависимости от вида и качества исходного сырья процесса гидрооблагораживания, например, от содержания серы или углеводородного состава, могут быть получены продукты различного качества. Кроме того, параметры проведения процесса также будут разными.

Например, в сентябре 2002 года на Мозырском НПЗ была запущена реконструированная установка гидроочистки дизельного топлива. В качестве сырья была взята смесь углеводородных фракций, состоящая из прямогонной дизельной фракции 180-360 °С (9,3 % масс.), вакуумной дизельной фракции 310-350 °С (76,7 % масс.), бензина висбрекинга (14 % масс.). В схеме установки предусматривались 3 реактора: в первых двух протекали реакции гидрообессеривания и гидрирования, а в третьем – гидрообессеривания, депарафинизации и гидрирования. Была осуществлена послойная загрузка катализаторов в реакторы. С момента пуска технологические параметры выдерживались следующими:

 

Таблица 7.1 – Технологические  параметры процесса гидроочистки на Мозырском НПЗ

Технологический параметр

Значение

Температура, °С

337-341

Давление, МПа

5,5

Расход циркулирующего ВСГ, нм3

35 000

Концентрация водорода в циркулирующем ВСГ, % об., не менее

80

Объемная скорость подачи сырья, ч-1

1,76


 

Примерный материальный баланс установки, перерабатывающей данное сырье при данных параметрах приведен в таблице 7.2

 

Таблица 7.2 – Примерный  материальный баланс установки гидроочистки на Мозырском НПЗ

Фракция

% масс.

1

2

Поступило:

Вакуумная дизельная  фракция 310-350 °С

76,70

Прямогонная дизельная  фракция 180-360 °С

9,30

Бензин висбрекинга

14,00

Водород

0,87

Итого:

100,87

Получено:

Дизельная фракция с  содержанием серы менее 10 ppm

83,57


 

продолжение таблицы 7.2

1

2

Бензиновая фракция

14,47

Углеводородный газ

1,69

Потери, в том числе H2S, NH3

1,14

Итого:

100,87


 

Получаемое дизельное  топливо соответствует показателям  качества ТУ 38.401-68-296-2001 «Топливо дизельное автомобильное» (EN-590) сорт F (кроме цетанового числа, которое составляет 46,5-47,5 пунктов). Значительно улучшились низкотемпературные свойства: температуры помутнения и застывания снизились на 25-30 °С. Содержание серы снизилось до 2-8 ppm.

Качество сырья и продуктов приведено в таблице 7.3.

 

Таблица 7.3 – Качество сырья и продуктов установки  гидроочистки на Мозырском НПЗ

Показатели

Сырье

Дизельная фракция

Бензин

Фракционный состав, °С:

  - н.к.

65

176

30

  - 10 %

136

219

51

  - 50 %

284

282

91

  - 90 %

341

329

126

  - к.к.

360

350

151

Выход, % об.

96

96

95

Плотность, кг/м3

830

840

683

Содержание серы, % масс.

1,2

7 ppm

0,02

Температура, °С:

  -вспышки

-

71

 

  - помутнения

От -1 до -4

-34

 

  - застывания

От -9 до -13

-42

 

Цетановое число (с присадкой*)

-

50

-

Бромное число

-

-

8

* использовалась присадка  Керобризол EHN в количестве 1400 ppm, в результате добавления которой цетановое число увеличилось на 3,5 - 4 пункта


 

Бензин установки далее  направляется на блок стабилизации и  используется в качестве сырьевого компонента установок каталитического риформинга [23].

Также в 2006 году на Ачинском НПЗ была введена в эксплуатацию реконструированная установка гидроочистки дизельной фракции. Здесь совместно  использовались:

- катализатор депарафинизации Hydex-G;

- катализаторы гидроочистки C20-6-05 TRH и HR-626.

В качестве сырья была взята смесь прямогонных дизельных  фракций утяжеленного фракционного состава. В схеме установки предусматривались 2 реактора: в первом протекали реакции  депарафинизации, а во втором – гидроочистки. С момента пуска технологические параметры выдерживались следующими:

 

Таблица 7.4 – Технологические  параметры процесса гидроочистки на Ачинском НПЗ

Технологический параметр

Значение

Температура, °С

372-374

Давление, МПа

6,2

Расход сырья, м3

260

Концентрация водорода в циркулирующем ВСГ, % об., не менее

80

Объемная скорость подачи сырья, ч-1

3,5


 

Примерный материальный баланс установки работающей при  данных параметрах приведен в таблице 7.5.

 

Таблица 7.5 – Примерный  материальный баланс установки гидроочистки на Ачинском НПЗ

Фракция

% масс.

1

2

Поступило:

Прямогонная дизельная  фракция утяжеленного фракционного состава (III стриппинг)

46,4

Прямогонная дизельная  фракция утяжеленного фракционного состава (II стриппинг)

53,6

ВСГ

2,0

Итого:

102,0

Получено:

Дизельное топливо гидроочищенное

19,1

Дизельное топливо гидроочищенное утяжеленного фракционного состава

68,5

Бензин-отгон

7,2

Углеводородный газ

6,3

Сероводород

0,3

Потери

0,6

Итого:

102,0


 

На основании материального баланса, химического состава сырья и продуктов его превращения был рассчитан полный баланс групп углеводородов по фракциям (таблица 7.6).

 

 

Таблица 7.6 – Групповой углеводородный состав сырья и продуктов установки гидроочистки на Ачинском НПЗ

Углеводороды

Сырье

Продукт

Водород (100%-ный)

0,64

 

Газообразные продукты, в том числе:

 

5,42

  метан

 

0,19

  этан

 

0,50

  пропан

 

1,82

  изобутан

 

1,12

  н-бутан

 

1,52

  сероводород

 

0,27

Бензин, в том числе:

 

7,57

  парафиновые:

 

6,01

    - изостроения

 

3,94

    - нормального  строения

 

2,07

  нафтеновые

 

1,24

  ароматические

 

0,32

Дизельное топливо, в том числе:

100,00

87,65

  парафиновые:

46,00

33,47

    - изостроения

25,00

22,30

    - нормального  строения

21,00

11,17

  нафтеновые:

25,20

30,92

    - моноциклические

10,20

12,02

    - бициклические

6,50

13,09

    -трициклические

5,50

4,41

    - тетрациклические

3,00

1,40

  ароматические:

28,80

23,26

    - полициклические

8,40

5,10

Итого:

100,64

100,64


 

На стадии гидроочистки частичное гидрирование ароматических углеводородов, в особенности полициклических, до нафтено-ароматических структур с последующим раскрытием нафтенового кольца способствует улучшению цетановых характеристик дизельного топлива [24].

 

8 Принципиальная технологическая схема процесса получения экологически чистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами

 

Принципиальная схема  установки гидроочистки по получению  экологически чистого дизельного топлива  с улучшенными низкотемпературными  свойствами приведена на рисунке 8.1. Сырьем установки является смесь прямогонной фракции дизельного топлива, легкого газойля коксования и нафты коксования. Получаемое из этого сырья дизельное топливо отвечает следующим требованиям:

 

Таблица 8.1 – Качество получаемой продукции

Показатель

Значение

Содержание:

  - серы, ppm

7,5

  - ароматических углеводородов, % об.

8

  - полициклических  ароматических углеводородов, % масс.

0,5

Цетановое число

62

Плотность при 15 °С, кг/м3

845

Температура, °С:

  - вспышки

78

  - застывания:

    для летнего  вида

-15

    для зимнего  вида

-45


 

 

Прямогонная фракция  дизельного топлива подается насосами в сырьевую емкость 1 (см. рисунок 8.1). В нагнетательный трубопровод подаются также нафта и легкий газойль коксования. Из емкости сырье направляется насосами в тройник смешения с циркулирующим ВСГ, подаваемым компрессором 12, а затем – в теплообменник 2, где нагревается теплом газопродуктовой смеси, выходящей из реактора 4 первой ступени гидроочистки.

После теплообменников  газосырьевая смесь направляется в печь 3, а затем – в реактор 4, в котором происходят экзотермические реакции гидрообессеривания и гидроденитрогенизации.

После реактора охлажденная  в теплообменниках газопродуктовая  смесь поступает в колонну 5 для отпарки растворенных сероводорода и аммиака, являющихся ядами для катализатора второй ступени. Для более полного удаления сероводорода и аммиака вниз колонны 5 подается циркулирующий ВСГ. Снизу этой колонны гидрогенизат с содержанием сероводорода не более 0,04 % (масс.) подается насосом через теплообменник 2, где нагревается теплом газопродуктовой смеси, в реактор 6 второй ступени гидроочистки.

 

 

1 – сырьевая емкость; 2 – теплообменник; 3 – печь нагрева  сырья; 4, 6, 7 – реакторы соответственно  первой, второй и третьей ступеней; 5 – колонна отдувки сероводорода; 8 – сепаратор; 9, 11 – дожимные компессоры соответственно первой и второй ступеней; 10 – блок концентрирования водорода; 12 – циркуляционный компрессор водорода; 13, 21 – абсорберы аминовые соответственно высокого и низкого давления; 14, 16 – горячие сепараторы соответственно высокого и низкого давления;               15 – холодный сепаратор высокого давления; 17 – нагревательная печь горячей струи колонны фракционирования; 18 – колонна фракционирования; 19 – рефлюксная емкость; 20 – стабилизатор; 22 – рибойлер стабилизатора;

Информация о работе Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами