Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Основным законодательным актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.

Содержание

1 Законодательные акты о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам 3
2 Существующие марки и технология получения дизельных топлив 8
3 Современные и перспективные требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами 12
4 Современные присадки и добавки к дизельным топливам 15
- депрессорные присадки 16
- диспергаторы парафинов 21
- противоизносые присадки 23
- совместимость присадок 24
5 Перспективные технологии улучшения низкотемпературных и экологических свойств дизельных топлив 29
5.1 Одностадийный процесс гидроочистки нефтяных дистиллятов 32
5.2 Двухстадийный процесс гидрообессеривания и деароматизации прямогонных и вторичных дистиллятов 34
5.3 Процесс легкого гидрокрекинга, депарафинизации и изомеризации средних дистиллятных фракций 36
5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов 36
5.3.2 Каталитическая депарафинизация средних нефтяных дистиллятов 38
5.3.3 Гидроизомеризация утяжеленных дистиллятных фракций 40
6 Новые катализаторы гидрообессеривания, гидродеароматизации и гидродепарафинизации нефтяных фракций 42
7 Технологические параметры совмещенных процессов гидроочистки, гидродеароматизации и гидродепарафинизации дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья
8 Принципиальная технологическая схема процесса получения экологически чистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

УИРС.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

 

продолжение таблицы 5.5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кратность циркуляции ВСГ, м33

250

240

240

270

270

270

250

260

Содержание водорода в циркулирующем ВСГ, %

70

68

71

69

68

72

73

71

Содержание серы, % масс.

  - в сырье

0,8

0,72

0,86

0,92

0,89

0,76

0,8

1,0

  - в целевом продукте

0,08

0,05

0,06

0,05

0,05

0,04

0,06

0,05

Содержание ароматичес-ких  углеводородов, % об.

  - в сырье

18,2

-

19,2

-

36,3

22

31,6*

25

  - в целевом продукте

15,1

-

15,1

-

27,3

15,8

16,5*

17,1*

* В том числе: В сырье: моноциклических – 17,9 %, бициклических – 12,8 %, трициклических – 0,9 %. В целевом продукте: моноциклических – 13,1 %, бициклических – 3,4 %, при 334 °С – 15,2 % и 1,9 % соответственно.


 

Топливо ДЛЭЧ, полученное на установке Л-24-5, полностью удовлетворяют  требованиям к качеству по ТУ 38.1011348 [18].

 

5.2 Двухстадийный процесс гидрообессеривания и деароматизации прямогонных и вторичных дистиллятов

 

Согласно ГОСТ Р 58368-2005 (см. таблицу 1.2) дизельное топливо в России должно производиться с содержанием серы не более 350 мг/кг   (Евро-3), не более 50 мг/кг (Евро-4) и не более 10 мг/кг (Евро-5). Одновременно в дизельном топливе нормируется содержание полициклических ароматических углеводородов – не более 11 % (масс.). Достижение таких показателей на НПЗ России значительно расширит экспортные возможности отечественной нефтепереработки и будет способствовать решению важной экологической проблемы.

В ОАО «ВНИИ НП»  разработана технология получения глубокоочищенных дизельных топлив методом деароматизации-гидроочистки на специальных катализаторах с усиленными гидрирующими свойствами.

Особенностью процесса деароматизации-гидроочистки является одновременное удаление сернистых  и полициклических ароматических соединений. Для этого процесс может расчленяться на две стадии с использованием двух различных катализаторов. На первой стадии осуществляется глубокое обессеривание сырья, на второй – его деароматизация.

Стадия деароматизации сопровождается как гидрированием полициклических ароматических соединений, так и их частичной деструкцией, что позволяет в существенной мере уменьшить их содержание в получаемом продукте.

Процесс деароматизации-гидроочистки прямогонных дизельных фракций  осуществляется при давлении водорода 4-5 МПа. В случае использования смесей прямогонных дистиллятов и газойлей вторичных процессов (например, каталитического крекинга) требуется создание новых установок, эксплуатируемых при давлении 7-9 МПа. Наиболее характерные условия процесса представлены в таблице 5.6.

 

Таблица 5.6 – Рабочие  параметры процесса деароматизации-гидроочистки

Показатель

Сырье

прямогонный дистиллят

смесь прямогонных и  вторичных дистиллятов

Температура, °С

320-380

330-400

Давление, МПа

4-5

7-9

Объемная скорость подачи сырья, ч-1

1-3

1,5-2,5

Соотношение ВСГ/сырье, нм33

350-500

400-600

Содержание водорода в ВСГ, % об.

Не менее 75

Не менее 80


 

Выход товарного топлива  в процессе составляет не менее 97 % (масс.) на исходное сырье. В зависимости  от предъявляемых требований процесс позволяет производить дизельное топливо как летнего, так и зимнего сортов. Наиболее характерное качество дизельного топлива представлено в     таблице 5.7.

 

Таблица 5.7 – Основные показатели качества дизельного топлива

Показатель

Летний сорт

Зимний сорт

Плотность при 20 °С, кг/ м3

837

827

Содержание серы, % масс.

0,001-0,035

0,001-0,035

Фракционный состав, °С:

  - н.к.

154

140

  - 10 %

207

185

  - 50 %

263

260

  - 90 %

339

320

  - 96 %

351

340

Температура застывания, °С

-11

-35

Содержание ПАУ, % масс.

10-11

9-10


 

Процесс деароматизации-гидроочистки прямогонных дистиллятов может  быть реализован на простых установках гидроочистки дизельного топлива при  условии поддержания давления в  зоне реакции не менее 5 МПа. В ряде случаев потребуется дооснащение установок дополнительным реактором. При облагораживании смесей прямогонных и вторичных дистиллятов необходимо создавать новые установки, эксплуатируемые при давлении       7-9 МПа. В процессе используют специальные катализаторы, разработанные ОАО «ВНИИ НП». Предлагаемая технология прошла промышленную проверку на ряде НПЗ России, в том числе в ОАО «Ангарская НХК» [19].

 

5.3 Процесс легкого гидрокрекинга, депарафинизации и изомеризации средних дистиллятных фракций

 

Ведущие нефтяные компании западных стран разработали собственные варианты глубокой гидроочистки вакуумных дистиллятов. Данные процессы активно внедряются на НПЗ России. В то же время российскими учеными созданы собственные системы гидрогенизационных процессов, не уступающие в большинстве случаев зарубежным аналогам. К таким процессам относятся:

- «мягкий» гидрокрекинг  вакуумных дистиллятов;

- каталитическая депарафинизация  средних нефтяных дистиллятов;

- гидроизомеризация утяжеленных  дизельных дистиллятов.

 

5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов

 

Развитие процесса гидрокрекинга  на НПЗ России и других государств СНГ существенно отстает от мирового уровня. Первая промышленная апробация  процесса «мягкого» гидрокрекинга  была осуществлена по технологии ВНИИ НП на Новокуйбышевском НПЗ еще в 60-е годы с последующим освоением крупной промышленной установки на Салаватском НХК в 1975 году.

Разработанная технология базировалась на использовании одноступенчатого процесса в присутствии алюмо-кобальтмолибденового (или алюмо-никельмолибденового) катализатора. Процесс проводился при давлении 4-5 МПа, температуре 450-500 °С и объемной скорости подачи сырья 1 ч-1. В результате было получено 15-25 % (масс.) малосернистого компонента дизельного топлива.

Впоследствии специалистами  ВНИИ НП была предложена эффективная модификация этого процесса, предусматривающая использование двухстадийной технологии, т.е. последовательного применения гидроочистки сырья (I стадия) и затем – собственно гидрокрекинга (II стадия). Реализация такой технологии осуществлена на Мозырском НПЗ (р. Беларусь). Процесс осуществлен в трех последовательно расположенных реакторах гидрокрекинга, загруженных соответственно катализаторами гидроочистки (первый и второй реакторы) и цеолитсодержащим катализатором гидрокрекинга (третий реактор).

Гидроочистка осуществляется при 360-420 °С, гидрокрекинг – при       380-425 °С. Давление водорода не превышает 5,6 МПа, объемная скорость подачи сырья  составляет 0,55-0,68 ч-1 (см. таблицу 5.8).

 

 

Таблица 5.8 – Технологические параметры процесса «мягкого» гидрокрекинга

Показатель

Проект

Факт

Давление общее, МПа

5,7-6,1

5,6

Температура (начало / конец  цикла),°С:

  - на входе

360-380 / 390-420

385-395 / 415-425

  - на выходе

385-405 / 415-440

395-400 / 420-425

Общая объемная скорость подачи сырья, ч-1

0,61

0,55

Расход циркулирующего ВСГ, тыс.м3

44

33

Содержание водорода в ВСГ, % об.

80

90


 

При переработке вакуумного дистиллята (содержание серы 1,25-1,60 % (масс.), азота – 0,01-0,09 % (масс.), никеля и ванадия  суммарно менее 0,5 г/т, коксуемость – 0,08-0,15 % (масс.)) получено 34-40 % (масс.) компонента дизельного топлива (см. таблицу 5.9).

 

Таблица 5.9 – Материальный баланс процесса «мягкого» гидрокрекинга, %

Продукт

Факт

I

II

Поступило:

Вакуумный дистиллят

100

100

ВСГ из секции риформинга

1,23

1,32

Итого

101,23

101,32

Получено:

Сероводород

1,43

1,4

Аммиак

0,07

0,07

Углеводородный газ (С1-С4)

0,58

0,56

Бензин-отгон

4,21

2,42

Дизельное топливо

34,0

40,3

Остаток

59,29

54,9

Потери

1,0

1,0

Отдуваемый ВСГ (в топливную  сеть)

0,65

0,67

Итого

101,23

101,32


 

Этот продукт характеризуется  содержанием серы 0,04-0,05 % (масс.), однако его температура застывания (от -1 до -4 °С) и фракционный состав (50 % выкипает до 295-312 °С) не позволяют использовать данный дистиллят непосредственно в качестве товарного дизельного топлива (а только после разбавления легкокипящими фракциями).

Остаток гидрокрекинга (фракция 360 °С-к.к.) содержит 0,09-0,12 %(масс.) серы, 0,03-0,06 % (масс.) азота, характеризуется коксуемостью 0,10-0,12 % (масс.), что указывает на возможность его использования как высококачественного сырья каталитического крекинга или малосернистого компонента котельного топлива.

Более высокий выход  дизельного топлива (до 70 % масс.) обепечивается  при варианте гидрокрекинга, разработанном во ВНИИ НП и реализованном на НПЗ в г. Плоешти (Румыния) (давление водорода 10 МПа).

В этом процессе осуществляется безостаточная переработка вакуумного дистиллята в зимнее дизельное топливо  с использованием двухстадийной  технологии (I стадия – на аморфном алюмо-никельмолибденовом катализаторе, II стадия – на цеолитсодержащем катализаторе).

Процесс «мягкого» гидрокрекинга  может быть реализован на имеющемся  оборудовании установок гидроочистки. Однако более целесообразно создание нового поколения подобных установок, рассчитаны на давление    7-10 МПа.

 

5.3.2 Каталитическая депарафинизация  средних нефтяных дистиллятов

 

Увеличение производства дизельных топлив с улучшенными  температурными свойствами – одна из актуальных проблем нефтеперерабатывающей  промышленности. Самым распространенным в нашей стране способом производства низкозастывающих дизельных топлив является понижение температуры конца кипения топлив и, как следствие, резкое снижение их выхода на нефть.

Недостаток низкозастывающих дизельных топлив потребители восполняют путем разбавления дизельного топлива летнего керосином или бензином, что приводит к понижению температуры вспышки, цетанового числа, вязкости, увеличению износа топливной аппаратуры и двигателя. Значительный эффект дает и применение депрессорных присадок.

Наиболее существенное улучшение низкотемпературных свойств  дизельных топлив может быть достигнуто в процессе каталитической депарафинизации  средних нефтяных фракций, разработанном  в России: ряд его модификаций  успешно прошел промышленную апробацию.

Основной реакцией каталитической депарафинизации является селективный  гидрокрекинг парафиновых углеводородов  нормального строения, наряду с которым  частично протекают реакции гидрокрекинга  углеводородов других типов.

Информация о работе Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами