Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:54, реферат
Основным законодательным актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.
1 Законодательные акты о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам 3
2 Существующие марки и технология получения дизельных топлив 8
3 Современные и перспективные требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами 12
4 Современные присадки и добавки к дизельным топливам 15
- депрессорные присадки 16
- диспергаторы парафинов 21
- противоизносые присадки 23
- совместимость присадок 24
5 Перспективные технологии улучшения низкотемпературных и экологических свойств дизельных топлив 29
5.1 Одностадийный процесс гидроочистки нефтяных дистиллятов 32
5.2 Двухстадийный процесс гидрообессеривания и деароматизации прямогонных и вторичных дистиллятов 34
5.3 Процесс легкого гидрокрекинга, депарафинизации и изомеризации средних дистиллятных фракций 36
5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов 36
5.3.2 Каталитическая депарафинизация средних нефтяных дистиллятов 38
5.3.3 Гидроизомеризация утяжеленных дистиллятных фракций 40
6 Новые катализаторы гидрообессеривания, гидродеароматизации и гидродепарафинизации нефтяных фракций 42
7 Технологические параметры совмещенных процессов гидроочистки, гидродеароматизации и гидродепарафинизации дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья
8 Принципиальная технологическая схема процесса получения экологически чистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами
Список использованных источников
Требования к дизельным топливам по ТУ 38.401-58-296-2005 почти полностью повторяют требования согласно ГОСТ Р 52368-2005 и данные изменения по сравнению с ГОСТ 305-82, в основном, введены для большего соответствия зарубежным стандартам.
Таблица 1.4 – Требования к дизельным топливам согласно ТУ 38.1011348
Показатель |
Значение для марки | ||
ДЛЭЧ |
ДЗЭЧ |
ДАЭЧ | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Цетановое число |
45 |
45 |
40 |
Фракционный состав: 50 % отгон при температуре, °С, не выше |
280 |
280 |
255 |
96 % отгон при температуре, °С, не выше |
360 |
340 |
330 |
продолжение таблицы 1.4
1 |
2 |
3 |
4 |
Вязкость кинематическая при 20 °С, мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
-5 |
-25 |
-45 |
Температура вспышки,
определяемая в закрытом тигле, для дизелей общего назначения |
40 |
35 |
30 |
для тепловозных и судовых двигателей |
62 |
40 |
35 |
Массовая доля серы, %, не более: А вид |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
I вид |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
II вид |
0,035 |
0,035 |
0,035 |
III вид |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
IV вид |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Испытание на медной пластинке |
выдерживает | ||
Кислотность, мг КОН / 100 см3, не более |
5,00 |
5,00 |
5,00 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Коксуемость 10%-ного остатка, %, более |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
Цвет в единицах ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Содержание механических примесей |
отсутствует | ||
Плотность при 15 °С, кг/м3, не более |
863,4 |
843,4 |
833,4 |
Содержание воды |
отсутствует |
Из таблицы мы видим, что для экологически чистого топлива ужесточаются требования по содержанию серы (вид А соответствует требованиям Евро-5, I вид – Евро-4, II вид – Евро-3 и III вид – Евро-2); меняется температура определения плотности (для соответствия зарубежным стандартам) и фракционный состав определяется по точкам перегонки 50 % об. (показывает наличие более легких фракций) и 96 % об. (показывает полноту сгорания топлива) продукта.
Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.
2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ МАРКИ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ
В настоящее время в России нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305-82 трех марок (таблица 2.1): Л – летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха 0 °С и выше; З – зимнее, применяемое при температура до (- 20) °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь tзаст < (- 35) °С и tп < (- 25)°С), или зимнее, применяемое при температурах до (- 30) °С (в этом случае дизельное топливо должно иметь tзаст < (- 45) °С и tп < (- 35)°С); А – арктическое, температура применения которого до (- 50) °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % – для I вида топлива и 0,5 % – для II вида топлива, а марки А – 0,4 %.
В соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее – с учетом содержания серы и температуры застывания (З-0,2-минус 35). В условное обозначение на арктическое дизельное топливо входит только содержание серы: А-0,2.
Таблица 2.1 – Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ 305-82
Наименование показателя |
Норма для марки | ||
Л |
З |
А | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 Цетановое число |
45 |
45 |
45 |
2 Фракционный состав: 50 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
280 |
280 |
255 |
95 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
360 |
340 |
330 |
3 Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
4 Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: умеренной |
-10 |
-35 |
- |
холодной |
- |
-45 |
-55 |
5 Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: умеренной |
-5 |
-25 |
- |
холодной |
- |
-35 |
- |
6 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
62 |
40 |
35 |
для дизелей общего назначения |
40 |
35 |
30 |
продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
7 Массовая доля серы, %, не более вида I |
0,20 | ||
вида II |
0,05 | ||
8 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
9 Содержание сероводорода |
отсутствие | ||
10 Испытание на медной пластинке |
выдерживает | ||
11 Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
отсутствие | ||
12 Концентрация фактически смол, мг на 100 см3 топлива, не более |
40 |
30 |
30 |
13 Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более |
5 |
5 |
5 |
14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более |
6 |
6 |
6 |
15 Зольность, %, не более |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
16 Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
17 Коэффициент фильтруемости, не более |
3 |
3 |
3 |
18 Содержание механических примесей |
отсутствие | ||
19 Содержание воды |
отсутствие | ||
20 Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
860 |
840 |
830 |
21 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны: умеренной |
-5 |
-25 |
- |
холодной |
- |
-35 |
-45 |
Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соответствиях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищеном компоненте – от 0,08 до 0,1 %.
Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110-94) – вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2 % (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Характеристика дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110-94)
Показатели |
Норма для марок | |
ДЛЭ |
ДЗЭ | |
Дизельный индекс, не менее |
53 |
53 |
Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше 50 % |
280 |
280 |
90 % |
340 |
330 |
96 % |
360 |
360 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с |
3,0-6,0 |
2,7-6,0 |
Температура, °С: застывания, не выше |
-10 |
-35 |
предельной фильтруемости, не выше |
-5 |
-25 |
вспышки в закрытом тигле, не ниже |
65 |
60 |
Массовая доля серы, %, не более, в топливе: вида I |
0,2 |
0,2 |
вида II |
0,3 |
- |
Испытание на медной пластинке |
выдерживает | |
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более |
3,0 |
3,0 |
Зольность, %, не более |
0,01 |
0,02 |
Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более |
0,2 |
0,2 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более |
2,0 |
2,0 |
Содержание механических примесей |
отсутствие | |
Прозрачность при температуре 10 °С |
прозрачно | |
Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |
860 |
845 |
Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качества по требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято в ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10 °С [4, с. 452-455].
Производство дизельного топлива включает в себя ряд технологических процессов, осуществляемых, как правило, на крупных нефтеперерабатывающих заводах.
Его промышленное производство можно разделить на три этапа:
1. Первичная переработка нефти (или же прямая перегонка) – это разделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения. Она осуществляется в специальных ректификационных колоннах. В результате этого процесса получают, в частности, дизельные фракции, использующиеся для изготовления соответствующего топлива.
2. Вторичная переработка
изменяет химический состав и
структуру углеводородов.
Далее начинается удаление из топлива серы, для чего используется гидроочистка, которая, по сути, является разновидностью гидрокрекинга.
По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной переработки весьма сложны в технологическом плане и отличаются очень высокой стоимостью. Однако они необходимы, поскольку помогают заметно увеличить выход товарного дизельного топлива и, заодно, улучшить его качество.
3. Компаундирование –
смешение прямогонных фракций
с компонентами вторичных
Стоит заметить, что дизельное топливо получают путем смешения прямогонных и прошедших гидроочистку фракций в соотношениях, гарантирующих выполнение требований стандарта содержания серы.
В целях обеспечения хороших низкотемпературных свойств зимнюю и арктическую разновидности дизельного топлива получают из более легких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового числа.
Если провести гидроочистку дизельного топлива, можно получить экологически чистые летние и зимние марки данного вида горячего.
Добавление в него антидымной и депрессорной присадок позволяет получить, так называемое, городское дизельное топливо (соответствует ТУ 38.401-58-170-96), которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха [5].