Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:54, реферат
Основным законодательным актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.
1 Законодательные акты о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам 3
2 Существующие марки и технология получения дизельных топлив 8
3 Современные и перспективные требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами 12
4 Современные присадки и добавки к дизельным топливам 15
- депрессорные присадки 16
- диспергаторы парафинов 21
- противоизносые присадки 23
- совместимость присадок 24
5 Перспективные технологии улучшения низкотемпературных и экологических свойств дизельных топлив 29
5.1 Одностадийный процесс гидроочистки нефтяных дистиллятов 32
5.2 Двухстадийный процесс гидрообессеривания и деароматизации прямогонных и вторичных дистиллятов 34
5.3 Процесс легкого гидрокрекинга, депарафинизации и изомеризации средних дистиллятных фракций 36
5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов 36
5.3.2 Каталитическая депарафинизация средних нефтяных дистиллятов 38
5.3.3 Гидроизомеризация утяжеленных дистиллятных фракций 40
6 Новые катализаторы гидрообессеривания, гидродеароматизации и гидродепарафинизации нефтяных фракций 42
7 Технологические параметры совмещенных процессов гидроочистки, гидродеароматизации и гидродепарафинизации дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья
8 Принципиальная технологическая схема процесса получения экологически чистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами
Список использованных источников
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ НЕФТИ И ГАЗА
РЕФЕРАТ
на тему:
«ПРОИЗВОДСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ
С УЛУЧШЕННЫМИ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ»
Учебно-исследовательская работа студента
ВЫПОЛНИЛ:
А.Ю. ЛУГОВАЯ
ПРОВЕРИЛ:
Н.К. КОНДРАШЕВА
УФА 2011
Содержание
С. | |
1 Законодательные акты о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам |
3 |
2 Существующие марки
и технология получения |
8 |
3 Современные и перспективные требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами |
12 |
4 Современные присадки и добавки к дизельным топливам |
15 |
- депрессорные присадки |
16 |
- диспергаторы парафинов |
21 |
- противоизносые присадки |
23 |
- совместимость присадок |
24 |
5 Перспективные технологии
улучшения низкотемпературных |
29 |
5.1 Одностадийный процесс
гидроочистки нефтяных |
32 |
5.2 Двухстадийный процесс
гидрообессеривания и |
34 |
5.3 Процесс легкого
гидрокрекинга, |
36 |
5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов |
36 |
5.3.2 Каталитическая |
38 |
5.3.3 Гидроизомеризация
утяжеленных дистиллятных |
40 |
6 Новые катализаторы
гидрообессеривания, гидродеароматизации
и гидродепарафинизации |
42 |
7 Технологические параметры
совмещенных процессов |
|
8 Принципиальная |
|
Список использованных источников |
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ
Быстрое развитие промышленности и транспорта привело к серьезному ухудшению экологии во многих регионах нашей планеты. Одной из первоочередных мер по ее улучшению является ужесточение требований к качеству моторных топлив, в частности дизельных [1].
Одно из новых требований к дизельному топливу – максимально низкая токсичность продуктов его сгорания, определяемая содержанием оксидов серы и сажи, которое должно быть снижено. Анализ химического состава дизельных топлив показывает, что в них для удовлетворения этого требования необходимо уменьшить содержание ароматических углеводородов, особенно полициклических, и серы [2].
Основным законодательным актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.
Таблица 1.1 – Требования к характеристикам дизельного топлива согласно технологическому регламенту
Характеристики дизельного топлива |
Единица измере-ния |
Нормы в отношении экологического класса* | |||
К2 |
К3 |
К4 |
К5 | ||
Массовая доля серы, не более |
мг/кг |
500 |
350 |
50 |
10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: для летнего дизельного топлива |
°С |
40 |
40 |
40 |
40 |
для зимнего и арктического дизельного топлива |
30 |
30 |
30 |
30 | |
Фракционный состав: 95 % об. перегоняется при температуре, не выше |
°С |
360 |
360 |
360 |
360 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более |
% |
- |
11 |
11 |
11 |
Цетановое число: для летнего дизельного топлива |
- |
45 |
51 |
51 |
51 |
для зимнего и арктического дизельного топлива |
- |
47 |
47 |
47 | |
Смазывающая способность, не более |
мкм |
460 |
460 |
460 |
460 |
* экологический класс
– классификационный код, опред
Согласно данному регламенту претерпели изменения требования по следующим показателям дизельного топлива:
- повысилось значение цетанового числа с 45,0 до 51,0;
- изменилась температура определения плотности с 20 °С на 15 °С;
- снизилось содержание серы до 10 мг/кг;
- введен показатель, определяющий содержание полициклических ароматических углеводородов;
- введен показатель
по смазывающей способности (
Необходимость разработки
такого регламента, и соответственно
изменений некоторых
Также к законодательным актам о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам можно отнести российские стандарты ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное евро» (таблица 1.2), ТУ 38.401-58-296-2005 «Топливо дизельное автомобильное» (таблица 1.3) и ТУ 38.1011348-2003 «Топливо дизельное экологически чистое» (таблица 1.4).
Таблица 1.2 – Требования к дизельному топливу по ГОСТ Р 52368-2005
Наименование показателя |
Значение |
1 |
2 |
1 Цетановое число, не менее |
51,0 |
2 Цетановый индекс, не менее |
46,0 |
3 Плотность при 15 °С, кг/м3 |
820-845 |
4 Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более |
11 |
5 Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива: вид I |
350,0 |
вид II |
50,0 |
вид III |
10,0 |
6 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше |
55 |
7 Коксуемость 10 %-ного остатка разгонки, % (по массе), не более |
0,30 |
8 Зольность, % (по массе), не более |
0,01 |
9 Содержание воды, мг/кг, не более |
200 |
10 Общее загрязнение, мг/кг, не более |
24 |
11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале |
Класс 1 |
12 Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м3, не более |
25 |
продолжение таблицы 1.2
1 |
2 |
13 Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более |
460 |
14 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с |
2,00-4,50 |
15 Фракционный состав: при температуре 250 °С, % (по объему), менее |
65 |
при температуре 350 °С, % (по объему), не менее |
85 |
95 % (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше |
360 |
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более |
5 |
По сравнению с ГОСТ 305-82 (таблица 2.1) в новом ГОСТ Р 52368-2005:
- повысилось цетановое число с 45 до 51 ед. (так как увеличение цетанового числа приводит к снижению содержания в отработавших газах NOx и СО);
- введен показатель цетанового индекса;
- изменена температура определения плотности;
- изменилось определение
фракционного состава: в
- введен показатель, ограничивающий
содержание полициклических
- изменен показатель, определяющий содержание серы (что также связано с вопросом об экологии);
- изменены требования к температуре вспышки: с 40 °С до 55°С;
- снижена зольность с 0,1 % до 0,01 % (по массе);
- допускается содержание воды в количестве 200 мг/кг;
- введен показатель
- введен показатель смазывающей способности (необходимость его введения и нормирования продиктована участившимся выходом из строя топливных насосов высокого давления из-за ухудшения смазывающей способности топлив вследствие более глубокой гидроочистки дизельного топлива);
- изменена температура определения кинематической вязкости;
- введен показатель, определяющий содержание метиловых эфиров жирных кислот.
Некоторые изменения введены для большего соответствия зарубежным стандартам.
Таблица 1.3 – Требования к дизельным топливам по ТУ 38.401-58-296-2005
Показатель |
Единицы |
Пределы | |
минимум |
максимум | ||
1 Цетановое число |
51,0 |
- | |
2 Цетановый индекс |
46,0 |
- | |
3 Плотность при 15 °С |
кг/м3 |
820 |
845 |
4 Полициклические ароматические углеводороды |
% (масс) |
- |
11 |
5 Содержание серы: I вид |
мг/кг |
- |
10 |
II вид |
- |
50 | |
6 Температура вспышки |
°С |
Выше 55 |
- |
7 Кокосовый остаток (10 %-ого остатка разгонки) |
% (масс) |
- |
0,30 |
8 Зольность |
% (масс) |
- |
0,01 |
9 Содержание воды |
мг/кг |
- |
200 |
10 Общее загрязнение |
мг/кг |
- |
24 |
11 Коррозионная агрессивность меди (3 ч при 50 °С) |
оценка |
Класс 1 | |
12 Окислительная стабильность |
г/м3 |
- |
25 |
13 Смазывающая способность,
скорректированный диаметр |
мкм |
- |
460 |
14 Вязкость при 40 °С |
мм2/с |
2,00 |
4,50 |
15 Фракционный состав: перегоняется до 250 °С |
% (об.) |
- |
< 65 |
перегоняется до 350 °С |
85 |
- | |
95 % (об.) перегоняется до |
°С |
- |
360 |
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот |
% (об.) |
- |
5 |