Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:28, дипломная работа
Шиномонтаж, в наше время является неотъемлемой частью любой станции технического обслуживания автомобилей так как шины были, есть, и будут еще долго. Так что спрос на шиномонтаж будет большой.
Все автомобилисты знают, как важно, пускаясь в дорогу, иметь надёжные колёса с хорошим протектором, а также запасное колесо, и какая это неприятность повредить шину и не иметь возможности её отремонтировать.
Ехать на спущенном колесе – это значить повредить диск, перегреть двигатель, перерасходовать большое количество дорогостоящего бензина – и всё это при условии, что до шиномонтажной мастерской всего лишь несколько километров.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ 6
1.1 Сервис как важнейшее средство повышения организации оказываемых услуг 6
1.2 Современный шиномонтажный сервис 12
2 ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН 24
2.1 Современные методы ремонта шин 24
2.2 Технология и технические средства восстановления шин 27
2.3 Двухэтапная система ремонта 29
2.4 Одноэтапная система ремонта шин автомобилей на примере радиальной шины 39
3 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ СЕРВИСНОЙ УСЛУГИ ПО ШИНОМОНТАЖУ 47
3.1 Комплектация мастерской шиномонтажных и ремонтных работ 47
3.2 Технология работ в шиномонтажной мастерской 52
3.2.1 Съём колеса 52
3.2.2 Мойка колёс 53
3.2.3 Демонтаж и монтаж колеса 54
3.2.4 Замена вентиля 63
2.2.5 Балансировка колёс 64
2.2.6 Установка колеса на автомобиль 66
3.3 Обзор современного оборудования, используемого для работ на шиномонтажном участке 69
3.4 Основные требования безопасности труда на шиномонтажном участке 78
4 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКРЫТИЯ ШИНОМОНТАЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ В С.КЫШТОВКА 81
4.1 Обоснование мощности шиномонтажной мастерской 81
4.2 Описание услуг, предлагаемых шиномонтажной мастерской 82
4.3 Организационно-правовая форма шиномонтажной мастерской 88
4.4 Подготовка к производству 90
4.5 Расчёт потребности в рабочей силе 91
4.6 Расчёт потребности в инвестициях 92
4.7 Персонал шиномонтажной мастерской 93
4.8 Расчёт себестоимости услуг 94
4.9 Расчёт выручки предприятия 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 108
4
1-шиномонтажный стенд с манипулятором "третья рука"; 2-балансировочный стенд с пневмолифтом; 3-подъемник шиномонтажный; 4-ванна для проверки колес и камер;5-рабочее место со стапелем для ремонта резины; 6-переносной резервуар для подкачки шин; 7-вулканизатор с манипулятором "Шатл" и местной вентиляцией; 8-тележка инструментальная ; 9-мойка колес; 10-ключ динамометрический; 11-домкрат подкатной; 12-кольца для накачки бескамерной резины; 13-шкаф для хранения расходных материалов
Рисунок 3.1 –Оборудование применяемое на шиномонтажном участке
4
2. Балансировочный стенд.
Отличительной особенностью предлагаемой конфигурации является наличие пневматического лифта для установки колеса. Данное устройства не только облегчает установку колеса на вал балансировочного станка, но и уменьшает тем самым возможность повреждения оборудования и диска колеса.
Это устройство особенно необходимо при фиксации колеса через специальный фланец, что значительно повышает достоверность измерений дисбаланса и, в конечном итоге, качество балансировки. Как дополнительная опция, повышающая производительность, пневмозажим колеса (“pnevmoloсk”).
3. Шиномонтажный подъемник с пневматическим или электрогидравлическим приводом и высотой подъема 490590 мм. Значительно повышает производительность участка, незаменим для участков с высокой загрузкой или экспрессуслуг, так как позволяет быстро снять и установить все четыре колеса на автомобиль.
4. Ванна для проверки камер и бескамерных колес на предмет поиска повреждений.
5. Рабочее место с борторасширителем для шин и камерной растяжкой. Используется для ремонта камер и покрышек с повреждениями по беговым дорожкам до 6 мм, а также для подготовки покрышек с повреждениями на плече, боковине и беговых дорожках (свыше 6 мм.) для последующей вулканизации и окончательной зачистке после последней.
6. Переносной ресивер для подкачки колес.
Аккумулирует сжатый воздух, позволяет подкачивать колеса вне зоны участка.
7. Электровулканизатор для ремонта повреждений покрышек более 6 мм на плече, боковине и беговой дорожке, обязательный признак которого наличие двух нагревательных элементов мощностью не менее 300 ватт с температурой нагрева 140160 0С. Подставка под вулканизатор SHATL позволяет легко его перемещать и работать с большими колесами в любой плоскости.
8. Инструментальная подкатная тележка для спец. инструмента.
9. Мойка колёс высокого давления.
Предназначена для мойки в замкнутом цикле на шиномонтажном участке снятых с автомобиля колёс, благодаря чему значительно уменьшается количество грязи на участке, а главное, достигаются достоверные результаты при балансировке.
10. Динамометрический ключ с усилием 50300 Нм для затяжки колесных гаек и болтов с усилием, установленным производителем автомобиля.
11. Домкрат подкатной гидравлический как дополнительное подъемное оборудование при снятии колес вне зоны участка.
12. Набор колец для накачки бескамерной резины.
Наиболее актуален при накачке резины после неправильного хранения последней (штабелирование в горизонтальной плоскости) и для накачки колес с диаметром диска более 15". 13. Шкаф для хранения расходных материалов.
13-Шкаф для хранения расходных материалов.
Кроме того, на данном участке используется следующее оборудование и материалы
Пневматический спец.инструмент: шарошка с максимальным числом 4000 об/мин(для обработки резины), шарошка с максимальным числом 1600020000об/мин (для обработки металлокорда), пневмолобзик удаление металлокорда при обработке боковины (грузовая программа), пневмомолоток для работы с металлокордовымипластырями (грузовая программа), пылесос эжекционного действия для удаления резиновой пыли из зоны обработки.
Нарезатель протектора для восстановления водоотводных дорожек после вулканизации.
Абразивные материалы и ручной инструмент: ручной инструмент для ремонта камер и покрышек вводные шила, штихели, облойные ножи, прикаточные ролики, отвертки для золотников и др., абразивный инструмент различные фрезы для обработки каналов при установке грибков и пробок, контурные круги для обработки внешней и внутренней сторон покрышки, отрезные диски и конуса для удаления и обработки корда, шлифовальные круги, а также переходники и адаптеры для быстрой смены инструмента в ходе работы.
Стенд для финишной балансировки, применяется для окончательной балансировки колес, уже установленных на автомобиль. Компенсирует дисбаланс, вызванный элементами подвески (тормозным диском, барабаном, ступицей) или их взаимным смещением.
Пневмогайковерт ударного типа с максимальным усилием не менее 150Нм (для легковых колес) с набором ударных головок.
Пневмомагистраль: для обеспечения нормальной работы вышеперечисленного оборудования пневмомагистраль (локальная или общая) должна обеспечивать данный участок сжатым воздухом с объемной подачей не менее 900 л/мин. при давлении не менее 8 Бар. Вытяжная вентиляция Может быть как локальной, так и общей, но наличие её на участке шиноремонта необходимо. Материалы, используемые для ремонта колес, относятся к группе канцерогенов (здесь необходимо отметить, что наиболее экологически чистые материалы производятся немецкой фирмой TIPTOP) и содержат летучие легковоспламеняющиеся вещества, которые, при отсутствии вентиляции, могут привести к возгоранию.
Процесс съёма колеса прост: с левой стороны на гайке оси имеется штифт, назначение которого ясно всем. Разгибаем концы штифта и вытаскиваем его. Раскручиваем гайку слева (рисунок 3.2), крутя ключом ось (справа), вдавливаем ось в колесо и вытаскиваем её, не забыв немного (легче будет вытащить ось) вывесить заднее колесо и закрепить раму мотоцикла.
Рисунок 3.2 - Процесс раскручивания гайки
Снять цепь. Со снятым колесом её демонтировать труда не составит. Далее снимаем и откладываем отдельно, чтобы не потерять дистанционные втулки. Разогнув стопорные пластины на гайках крепления звезды, откручиваем 6 гаек (срывать гайки на снятом колесе немного не сподручно, так что это лучше сделать до демонтажа колеса) и снимаем звезду легкими ударами не металлическим предметом от обода колеса. Таким образом разобрали колесо.
Процесс мойки колес схож с процессом посудомоечной машины. Ставим грязное колесо в машину, нажимаем кнопку, колёсо в машине начинает вращаться. Одновременно с этим, струи воды с пластиковым гранулатом, подаваемы под давление, сбивают грязь с колеса. В конце процесса на колесо подаются струи сжатого воздуха, которые сгоняют воду. Для мойки колёс используются специальные установки, такие как, WULKAN (рисунок 3.3) .
Рисунок 3.3 – Автоматическая установка для мойки колес WULKAN
WULKAN - это автоматическая, экологичная установка для мойки колес легковых автомобилей и легких грузовиков. Колеса очищаются от грязи быстро и тщательно, без применения химических моющих средств. В зависимости от степени загрязнения колеса, цикл мойки длится 20, 40 или 60 секунд, затем автоматически включается режим сушки продолжительностью 15 секунд.
Метод мойки прост и эффективен - вода и небольшие пластмассовые гранулы засасываются насосом, и выбрасываются под давлением через сопла на вращающееся на роликах колесо. Во время мойки грязь спадает в отстойник, и отделяется от воды и гранулята, который плавает на поверхности.
Моечная машина проста в работе и обслуживании. Так как машина работает с замкнутой циркуляцией воды, к машине подводятся только воздух и электричество. Моечная машина занимает немного места, изготовлена из нержавеющей стали, и имеет двойную акустическую звукоизоляцию.
Использование специальной жидкости делает процесс мойки колес более эффективным, придает им блеск и обезжиривает, что является очень важным для дальнейшего приклеивания балансировочных грузиков.
Мытые колеса имеют более точную балансировку, а пока моется колесо, у вас есть время, чтобы открутить следующее.
При эксплуатации автомобиля в замочной части обода колеса могут появляться трещины. Если в шине находится воздух, то при освобождении крепления колеса может произойти внезапный разрыв обода, что может привести к несчастным случаям.
Для раскрепления переднего колеса отвернуть гайки и снять прижимы. Для раскрепления сдвоенных (задних) колес отвернуть гайки со шпилек первоначально только на половину высоты и освободить прижимы. Убедившись, что прижимы освобождены, отвернуть гайки полностью и снять прижимы. При полностью отвернутых гайках может произойти выброс прижимов, поэтому стоять напротив снимаемых прижимов задних колес запрещается. При отворачивании гаек колесо поддерживать чалочным приспособлением. Снимать колесо со ступицы следует при помощи колесосъемника или других подъемных механизмов. Перед снятием внутреннего сдвоенного колеса снять со ступицы распорное кольцо 8. При снятии и установке колес оберегать от повреждения шпильки колес и вентили.
Монтаж и демонтаж шин производить только на шиномонтажном стенде (рисунок 3.4), обеспечивающем плавное и равномерное приложение нагрузки на детали колеса. Недопустимо выбивать ободья из шин с помощью нанесения ударов кувалдой во избежание появления деформации деталей колеса, забоин и трещин.
Перед монтажом проверить комплектность шины и деталей колеса. Колесо и шина должны быть только установленного размера.
1 - стойка; 2 - гидроцилиндр; 3, 14 - гайка; 4 - опорное ребро; 5 - опорное кольцо;
6 - подвижные упоры верхней траверсы; 7 - верхний упор; 8 - верхняя траверса; 9 - насосная станция; 10 - нижний упор; 11 - опора; 12 - нижняя траверса; 13 - анкерный болт; 15 – основание.
Рисунок 3.4 - Стенд для монтажа и демонтажа колёс
К монтажу шин допускать только колеса, у которых не нарушена окраска всех деталей, как с наружной, так и с внутренней стороны. Применение деталей колес, подвергнутых коррозии, может привести к их поломкам во время движения, что может быть причиной несчастных случаев. Кроме того, применение неокрашенных деталей колес затрудняет не только монтаж, но и последующий демонтаж, так как к неокрашенным поверхностям борта шины прилипают сильнее, чем к окрашенным.
Перед монтажом проверить внешним осмотром состояние шины. Внутренняя полость ее должна быть чистой и сухой. Борта шины не должны иметь остатков облоя. Тщательно проверить состояние элементов обода, особое внимание обратив на отсутствие трещин по канавке под замочное кольцо и по сварным соединениям. Для выявления трещин рекомендуется применять визуальный метод контроля, цветную, магнитную или ультразвуковую дефектоскопию. При визуальном контроле можно воспользоваться увеличительной лупой. Нельзя допускать к эксплуатации ободья и другие детали колес, имеющие такие дефекты как трещины, наличие ржавчины и наплывов краски в местах, контактирующих с шиной или другими деталями колеса, а также с нарушением геометрии (повышенная овальность бортового кольца и обода, скручивание замочного кольца, вмятины, заусенцы и т.п.).
Не использовать ободья с плохим состоянием замочной канавки и замочные кольца с вышеперечисленными дефектами, так как при накачивании шины может произойти самопроизвольный демонтаж. Загрязненные участки колеса, особенно посадочные полки обода и места у вентильного отверстия, очистить от грязи и ржавчины металлической щеткой, обезжирить и подкрасить. При разрушении более 25 % всей окраски деталей колес произвести полную окраску, используя грунты и эмали, предназначенные для металла.
Запрещается:
- использовать отверстие под вентиль для строповки обода;
- проводить технологические операции, связанные с нагревом обода и его деталей (сварка, резка, и др.), когда колесо находится в сборе с шиной.
При температуре поверхности шины ниже минус 40°С запрещается ее монтаж на обод, демонтаж и установка. Для выполнения этих работ шину необходимо поместить в помещение и приступить к выполнению перечисленных работ после достижения температуры шины, близкой к температуре в помещении. Температура воздуха в помещении должна быть не ниже минус 30оС.
Монтаж шины на обод производится на шиномонтажном стенде. Прежде чем приступить к монтажу шины необходимо убедиться, что внутри покрышки нет посторонних предметов. Камеру и соприкасающиеся с ней поверхности посыпать тальком и аккуратно заправить в покрышку. Вставить ободную ленту. На вентиль надеть резиновую подкладку и накачать камеру воздухом до придания ей объемной формы.
Далее операцию выполнять на шиномонтажном стенде в следующей последовательности:
при снятой верхней траверсе установить обод колеса на опорные площадки ребер 4 и надеть на него бортовое кольцо;
надеть на обод шину, вставив вентиль в паз обода, и наложить на нее второе бортовое кольцо;
вставить во внутрь борта шины посадочное съемное кольцо;
смазать новое уплотнительное кольцо раствором силиконового масла или мыльным раствором и уложить его на торец обода;
уложить замочное кольцо;
установить верхнюю траверсу на шток гидроцилиндра и застопорить ее захватным устройством;
спрессовать с помощью стенда съемное посадочное кольцо вместе с бортовым кольцом ниже канавки на ободе под уплотнительное кольцо;
уложить уплотнительное кольцо в канавку;
установить замочное кольцо в канавку обода и, убедившись в правильной его посадке, снять усилие с посадочного кольца, отведя траверсу 8 в верхнее положение.
При монтаже шины на обод следует соблюдать большую осторожность во избежание повреждения бортов шины, камеры и элементов обода. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения на вентиле должен быть колпачок. Накачивание шины воздухом производится на шиномонтажном стенде с зафиксированным нажимным устройством на штоке силового цилиндра, обеспечивающим безопасность проведения работ.