Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:28, дипломная работа
Шиномонтаж, в наше время является неотъемлемой частью любой станции технического обслуживания автомобилей так как шины были, есть, и будут еще долго. Так что спрос на шиномонтаж будет большой.
Все автомобилисты знают, как важно, пускаясь в дорогу, иметь надёжные колёса с хорошим протектором, а также запасное колесо, и какая это неприятность повредить шину и не иметь возможности её отремонтировать.
Ехать на спущенном колесе – это значить повредить диск, перегреть двигатель, перерасходовать большое количество дорогостоящего бензина – и всё это при условии, что до шиномонтажной мастерской всего лишь несколько километров.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ 6
1.1 Сервис как важнейшее средство повышения организации оказываемых услуг 6
1.2 Современный шиномонтажный сервис 12
2 ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН 24
2.1 Современные методы ремонта шин 24
2.2 Технология и технические средства восстановления шин 27
2.3 Двухэтапная система ремонта 29
2.4 Одноэтапная система ремонта шин автомобилей на примере радиальной шины 39
3 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ СЕРВИСНОЙ УСЛУГИ ПО ШИНОМОНТАЖУ 47
3.1 Комплектация мастерской шиномонтажных и ремонтных работ 47
3.2 Технология работ в шиномонтажной мастерской 52
3.2.1 Съём колеса 52
3.2.2 Мойка колёс 53
3.2.3 Демонтаж и монтаж колеса 54
3.2.4 Замена вентиля 63
2.2.5 Балансировка колёс 64
2.2.6 Установка колеса на автомобиль 66
3.3 Обзор современного оборудования, используемого для работ на шиномонтажном участке 69
3.4 Основные требования безопасности труда на шиномонтажном участке 78
4 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКРЫТИЯ ШИНОМОНТАЖНОЙ МАСТЕРСКОЙ В С.КЫШТОВКА 81
4.1 Обоснование мощности шиномонтажной мастерской 81
4.2 Описание услуг, предлагаемых шиномонтажной мастерской 82
4.3 Организационно-правовая форма шиномонтажной мастерской 88
4.4 Подготовка к производству 90
4.5 Расчёт потребности в рабочей силе 91
4.6 Расчёт потребности в инвестициях 92
4.7 Персонал шиномонтажной мастерской 93
4.8 Расчёт себестоимости услуг 94
4.9 Расчёт выручки предприятия 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 108
установить сверху прижим и предварительно навернуть гайку;
установить снизу прижим и предварительно навернуть гайку;
постепенным заворачиванием гаек сверху и снизу до момента 0,15-0,20кН.м обеспечить концентричное положение наружного колеса относительно ступицы. Удалить подкладочные клинья из-под внутреннего колеса, если они были установлены;
установить остальные прижимы, не допуская их перекоса. Для установки прижимов без перекоса рекомендуется поворачивать ступицу в положение, когда прижимы устанавливаются сверху и снизу;
затянуть гайки постепенно в 3-4 приема по крестообразной схеме (поочередно диаметрально противоположно). Окончательный момент затяжки 0,45-0,50кН.м. Допускаемое биение колеса по боковине покрышки не более 10 мм. Для достижения этого необходимо:
закрепить удлинитель вентиля ;
накачать шины воздухом до рабочего давления и навернуть колпачки вентиля.
1 – прижим крепления колеса; 2 – гайка крепления колеса на ступицу; 3 – обод; 4 - бортовое кольцо обода колеса; 5 – шина; 6 – задний мост; 7 ,16 –уплотнительные кольца;8 – распорное кольцо; 9 – замочное кольцо обода колеса; 10 – посадочное кольцо; 11 – гибкий удлинитель вентиля; 12 – пластина крепления вентилей; 13 – стебель вентиля; 14 – вентиль; 15 – гайка; 17 – корпус вентиля.
Рисунок 2.10 - Установка задних колёс
Желание руководителей сервисов видеть предприятие хорошо оснащенным совпадает с требованиями сегодняшнего дня: современный сервис должен располагаться в современном здании, иметь продуманную планировку, его оборудование и инструмент должны соответствовать сегодняшним запросам. Только такие предприятия в наше время «обречены» на финансовый успех.
Любые подобные новации требуют материальных вложений. Необходимость инвестиций с целью занять место на рынке автосервисных услуг или укрепиться на нем сомнению не подвергается. Осветить все стороны организации автосервисного бизнеса в одной публикации невозможно, поэтому сузим задачу, дав дополнительный ориентир, помогающий выбрать оборудование для шиномонтажного участка.
При организации сервиса одну из самых больших статей расхода составит закупка оборудования. С ней могут соперничать только затраты на строительство здания и аренду или покупку земли. Поэтому ошибки при выборе типа оборудования и компании, представляющей интересы производителя в России, а следовательно, выполняющей поставку, монтаж и дальнейшее техническое обслуживание оборудования, могут серьезно повлиять на финансовое состояние ремонтного предприятия. Последствия этих ошибок могут сказываться долгие и долгие годы.
Шиномонтажный участок отличают относительно небольшие вложения в оборудование, они сравнимы только со стоимостью оборудования для участка мойки. Поэтому именно эти два рода услуг (шиномонтаж и мойка) предпочтительны для тех, кто только приступает к освоению сферы автосервиса. Часто приходится видеть, как начиная с оказания таких вроде бы мелких услуг, люди расширяют свое предприятие и превращают его в полноценный сервис.
На Западе вместо привычной у нас вывески «Шиномонтаж» обычно присутствует другая: «Специалист по обслуживанию колес».
Для обслуживания колес требуется как минимум два стенда: балансировочный и шиномонтажный, который собственно и позволяет перебортавать колесо. Оборудование мастерской дополняют устройство для мойки колес (чаще всего шланг, подключенный к водопроводу), ванна с водой (в которой проверяют наличие утечек воздуха), компрессор, набор ключей, пара домкратов, а также инструмент и расходные материалы для ремонта проколов шин и камер.
При выборе оборудования рекомендуется обратить внимание на новую на российском рынке компанию производителя гаражного оборудования Trommelberg. Под этой маркой пока поставляется шиномонтажное оборудование, но скоро к нему присоединиться подъемное и другое гаражное оборудование, рассчитанное на независимые СТО со средним объемом работ.
Молодая динамично развивающаяся компания, специализирующаяся на производстве гаражного оборудования, заслуживает самого пристального внимания хотя бы потому, что, несмотря на небольшой срок существования на мировом рынке, успела завоевать широкую известность. Популярность была достигнута благодаря превосходному качеству продукции, профессиональному менеджменту, мощному и гибкому производству, а также уникальному соотношению цена/качество, выпускаемого оборудования.
Занимается дистрибьюцией оборудования Trommelberg хорошо известная в России компания «Интерлак», поэтому вопросы монтажа, обслуживания и технического сопровождения решаются на самом высоком уровне. Нужно отметить, что компания в течение ближайших нескольких лет собирается держать на это оборудование довольно низкие цены, если сравнивать со стоимостью моделей-конкурентов, сопоставимых по классу и качеству.
Предлагаемый сегодня модельный ряд Trommelberg начинается полуавтоматическим шиномонтажным стендом модели 1820.
Его четырехкулачковая самоцентрирующаяся планшайба рабочего стола позволяет зажимать стальные диски диаметром от 10” до 21” и алюминиевые - до 18”, причем применение каких-либо дополнительных аксессуаров при этом не требуется, поскольку все необходимое, даже набор защитных пластиковых накладок на зажимные кулачки, входит в стандартную комплектацию стенда.
Особенностью модели Trommelberg 1820 является оригинальная конструкция отжимного устройства. Оно усилено по сравнению с аналогичными устройствами у конкурентов и выполнено таким образом, что позволяет монтировать различные типы шин, и снабжено большой резиновой накладкой для бережного отжима боковины. Кроме того, консоль этого устройства откидывается не назад, как делается чаще всего, а поворачивается вбок. Значит, такой станок можно поставить вплотную к стене, сэкономив место в мастерской.
Необходимым условием производительной работы стала возможность фиксации монтажной головки в любой точке - как вертикальной, так и горизонтальной плоскости (в пределах габаритных размеров колеса, естественно) и эргономичное расположение педалей.
Стенд хорошо приспособлен для тяжелых работ, кроме того, большим его плюсом считается возможность работы при температуре до 0° С. Для многих шиномонтажных постов это качество может оказаться решающим.
В общем, стенд 1820 оснащен всем необходимым для успешной работы с шинами обычных размеров. Очень широкие и низкопрофильные шины (высотой профиля меньше 50%) требуют несколько иного оборудования. Модельный ряд Trommelberg включает прекрасно приспособленный для них стенд 1885 IT.
Поскольку усилия при монтаже широких и низкопрофильных шин значительно больше, чем при работе с обычными шинами, этот стенд сконструирован таким образом, что размеры и прочность его деталей, а также мощность приводов позволяют воспринимать высокие силовые нагрузки.
Стенд оснащен: рабочим столом с самоцентрирующимися кулачками, позволяющими закреплять стальные диски диаметром от 10" до 23" и легкосплавные до 20"; мощным отжимным устройством с большой резиновой накладкой, так называемой «взрывной накачкой» через кулачки, обеспечивающей надежную посадку низкопрофильных шин на обод; и удобным устройством для накачки шин.
Для монтажа низкопрофильных и специальных шин с жесткими бортами этот стенд может быть оснащен дополнительным устройством-манипулятором PL 1330, называемым «третья рука». (Номер модели такого стенда складывается из номера модели стенда и «третьей руки» - 1885 IT+ PL 1330)
Если мастерская собирается профессионально работать в области шиномонтажа с низкопрофильными или широкими шинами, то станок, оснащенный манипулятором «третья рука», просто необходим. Он позволяет справиться с любыми технологическими задачами без приложения «сверхъестественных» усилий и непростительных затрат времени, то есть работать профессионально.
При работе с низкопрофильными шинами проблемы могут возникать с самого начала - при закреплении колеса на рабочем столе. Дело в том, что у таких шин очень жесткий борт, мешающий кулачкам захватить наружную часть обода. Кулачки упираются в борт шины и, когда сходятся, проскакивают ниже обода, даже если борт предварительно оторвали от закраины диска. Чтобы обеспечить надежный захват, нужно осадить колесо вниз, приложив большое усилие. Вручную одному человеку это не под силу, а «третья рука» дает возможность надавить на центральную часть колеса, что позволит кулачкам зафиксировать обод.
Низкопрофильные шины преподносят и другие сюрпризы, например, из-за большой жесткости борта крайне сложно вставить монтажку между закраиной обода и шиной. «Третья рука» поможет отжать борт, что даст возможность вставить инструмент в образовавшуюся щель.
Чтобы при разбортировании шины высвободить один из ее бортов, необходимо осадить внутрь диска противоположный борт. При этом требуется приложить большое усилие, с которым легко справится рычаг «третьей руки».
При монтаже «третья рука» также решает сразу несколько задач. Во-первых, с ее помощью удается в течение всего процесса сохранить одинаковый угол наклона борта шины относительно монтажной лопатки. И, во-вторых, она позволяет опустить внутрь диска ту часть борта, которую уже заправили на обод.
Причем все эти операции «третья рука» выполняет, работая так аккуратно, что шину практически невозможно повредить.
В программе Trommelberg - два балансировочных стенда. Первый - СВ 1920В - компактен, предназначен для СТО с малым объемом работ. Этот стенд позволяет проводить балансировку в динамическом и статическом режимах колес легковых автомобилей, мотоциклов и небольших грузовичков с диаметром диска до 24”. Измерения с точностью 1 г выполняются очень быстро - всего за 10 секунд. Стенд оснащен всеми необходимыми аксессуарами, а в измерительную систему заложены программы для балансировки сложных алюминиевых дисков.
Сходными характеристиками и габаритами обладает стенд СВ 1950В, но поскольку он оснащен некоторыми дополнительными аксессуарами, обеспечивающими большую производительность труда за счет сокращения подготовительных и вспомогательных работ, его рекомендуют использовать для СТО со средним объемом работ. Оба стенда позволяют проводить балансировку при низкой температуре (до -5 °С) в мастерской.
В качестве дополнительной опции к балансировочным станкам предлагается набор аксессуаров (центровочные конусы и прижимные фланцы), с помощью которых можно установить на стенд для балансировки диски, имеющие большие центральные отверстия, например, такие, как у автомобилей «Газель» или «Форд».
Кроме вышерассмотренного оборудования компании Trommelberg, существует ещё одна компания, менее известная в России, но, благодаря качеству и надёжности, хорошо зарекомендовавшая себя на рынке шиномонтажного оборудования.
Шиномонтажные станки Butler, за рубежом широко распространены и успешно работают. Многие автопроизводители, в том числе Mercedes-Benz и Porsche, рекомендуют использовать именно станки Butler на своих дилерских СТО. Такая высокая оценка - признание возможностей оборудования, которые, можно сказать, безграничны. На сегодняшний день шиномонтажный станок Airdraulic является самой современной в мире конструкцией такого рода. Конечно, подобное утверждение очень смелое и может вызвать недоверие у скептиков, но его легко доказать.
Лет пятнадцать назад два инженера, работавшие в фирме, производящей шиномонтажное оборудование, решили организовать собственное дело. Они не были дилетантами и понимали, что только внедрение качественно новых решений при создании совершенного шиномонтажного станка может привести к успеху в конкурентной борьбе.
Поставленная задача была успешно решена. Даже непрофессионалу заметен ряд отличий от другого аналогичного оборудования. Первое, что бросается в глаза, исчез круглый стол для фиксации колеса, а в модели Airdraulic традиционная боковая лопатка для отжимания закраины шины от колесного диска.
В моделях Classic и Classic plus этот элемент сохранился, но подвергся серьезной модернизации. В конструкции узла применено запатентованное устройство, предотвращающее так называемый «остаточный удар» отбортовочной лапы. В станке колесо фиксируется принципиально новым, оригинальным устройством, похожим на головку тюльпана. Четыре его «лепестка» могут сдвигаться и раздвигаться, что позволяет закреплять колеса с посадочным диаметром до 23 дюймов без дополнительных приспособлений. При этом не требуется точно центровать ремонтируемое колесо. Зажимы колесного диска полностью «обрезинены», что позволяет без малейшего риска фиксировать самые «нежные» легкосплавные колесные диски. Принципиальное отличие при работе на станке Butler от традиционных способов в том, что все операции при шиномонтаже проводятся на зафиксированном колесе, или «с одного установа», если пользоваться машиностроительной терминологией.
Роль отжимной лопатки в станке Butler Airdraulic выполняют отбортовочные пластиковые ролики. Таким образом, при отжиме борта шины не нужно вручную «ворочать» колесо в отжимном узле. Кроме того, при работе с низкопрофильной «резиной» ролики можно использовать для прижимания шины к диску. К тому же отбортовочные ролики станков Butler выполняют роль «третьей руки» - специального устройства для работы с низкопрофильными моделями. В шиномонтажных станках иных конструкций такое устройство, называемое РН (Pneumatic Help), монтируется лишь в качестве дополнительной опции.
Следующая особенность станков Butler - оригинальная конструкция плавающей монтажной лапы и наличие пластмассовой головки на ней. Такая головка при монтажных работах скользит по закраине диска, не повреждая его. Благодаря минимальному зазору между диском и краем шины, нагрузка на последнюю значительно снижается. При работе на станках Butler полностью исключены случаи контакта диска с металлическими инструментами. На всех стадиях с диском контактируют лишь пластмассовые или «обрезиненные» элементы станка. Даже «монтажка», без которой не обойтись, имеет скользящий пластиковый элемент, через который происходит прижим к диску.