Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования общетрудовых навыков школьников в процессе технологической подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие «общетрудовые навыки».
Выявить особенности формирования общетрудовых навыков.
Охарактеризовать методы формирования общетрудовых навыков.
Введение..…………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы формирования общетрудовых навыков……… 5
1.1 Анализ понятия общетрудовых навыков ……..…............................... .5
1.2 Процесс формирования общетрудовых навыков……………................9
Глава 2 Методические особенности формирования общерудовых навыков
на уроках технологии…………………………………………………….14
2.1 Характеристика методов формирования общетрудовых
навыков…..................................................................................................14
2.2 Методика формирования общетрудовых
навыков на уроках технологии……………………………………….....18
Заключение…….…………………………………………………...……………….24
Список литературы…………………………………................................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб
Биишевой»
Факультет
технологии и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории и методики обучения технологии и предпринимательству
Методика формирования общетрудовых навыков
на
уроках технологии
.
Стерлитамак 2011
Содержание
Введение..……………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы формирования общетрудовых навыков……… 5
1.1 Анализ понятия общетрудовых навыков
……..….........................
1.2 Процесс формирования
Глава 2 Методические особенности формирования общерудовых навыков
на уроках технологии……………………………………………………
2.1 Характеристика методов формирования общетрудовых
навыков…......................
2.2 Методика формирования общетрудовых
навыков на уроках технологии……………………………………….....
Заключение…….……………………………………………
Список
литературы………………………………….......
Введение
Коренные, социально-экономические, организационные преобразования, происходящие в обществе, объективно требуют существенных перемен в системе образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических условиях и формах хозяйствования.
Возникающие значительные сложности для выпускников при поступлении в вузы, техникумы, училища предъявляют высокие требования к их общетрудовой подготовке. Значительное место в подготовке будущих специалистов широкого профиля отводится общетехническому предмету. [11, с.184].
Общетехническая подготовка является важнейшим компонентом технического образования. Производительный труд в сфере материального и невещественного производства - основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такого труда и обеспечения нормальных сбалансированных социально трудовых отношений между участниками производственного процесса (работодателями; работниками; их субъектами и органами). Современный этап развития общества характеризуется комплексной механизацией производственных процессов в промышленности, ускоренным развитием новейших достижений науки и техники.
В общеобразовательной школе основой технического образования служит образовательная программа "Технология". Одной из главных задач данного курса является формирование технических навыков у учащихся. Формирование технических навыков очень сложный процесс, который требует взаимной работы учителя и учеников. Он требует большого профессионализма от учителя и интереса к знаниям у ученика. Чем лучше преподаватель владеет своим предметом, эффективно использует методы и формы сообщения новых знаний, изучает и анализирует новые технологии формирования трудовых навыков, тем больший интерес будут проявлять ученики к данному предмету. Важно использование учителем современных активных методик и стратегий воздействия учителя на ученика в процессе урока, избежание шаблонных действий.
Однако следует иметь ввиду, что процесс формирования навыков, как известно, всегда есть процесс использование знаний на практике. Без знаний действия не будут осмысленно использоваться. Также и знания вне практики не могут качественно приобретаться и использоваться. Трудовая подготовка школьников носит практический характер, а формирование трудовых умений и навыков должно основываться на технических знаниях. Качественная подготовка может быть осуществлена с учётом использования современных инновационных подходов в области формирования общетрудовых навыков.
Цель курсовой работы – определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования общетрудовых навыков школьников в процессе технологической подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура
курсовой работы состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования общетрудовых навыков на уроке технологии
1.1. Анализ понятия общетрудовые навыки
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; результат деятельности, работы, произведение. В самом общем понимании труд это деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная и целеустремленная деятельность людей является непременным условием существования и развития общества, является материальным процессом взаимодействия человека с природой и общественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности. Именно этот фактор производства приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику и технологию, организует производство и определяет его цель.
Труд является неотъемлемой составной частью единого педагогического процесса и ключевым звеном, соединяющим познавательную и практическую деятельность человека. Эта связь характеризуется тем, что знания, умения и навыки, приобретенные в познавательной деятельности, закрепляются и находят практическое применение в деятельности трудовой и наоборот - опыт, приобретенный в процессе труда, находит теоретическое обоснование и применение в учебном процессе.
Одним из важных элементов труда является технология деятельности - определенный порядок производственных процессов, совокупность методов влияния на предмет труда для изменения или предоставления ему новых свойств, формы, местонахождения, в пространстве, взаимного расположения составляющих блага, которое производится.
Навык - это действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма, является компонентом сложного умения закреплённого упражнением [1, с.40]. Успех каждого действия в большой мере зависит от того, насколько человек владеет способом его выполнения. Всякое новое действие осуществляется еще очень несовершенно. Сначала часто даже неизвестно, как его надо выполнить. В поисках способов действий начинающий опирается на предшествующий опыт, на то, что имеется в нем сходного с данным новым случаем, анализирует цель действий, условия ее достижения, пробует по-разному выполнить действия. Большую помощь оказывает руководство со стороны более опытных людей и подражание им. Но всего этого недостаточно для овладения действием. Чтобы овладеть им, даже тогда, когда уже известно, как его надо выполнить, необходима практика и прежде всего упражнение в нем, т. е. целенаправленное, определенным образом организованное, многократное выполнение действия. В результате упражнения способ действия упрочивается. Человек постепенно овладевает им. Характерной особенностью навыков является то, что при наличии их уже не обдумывают заранее, как надо осуществить действие, не разлагают его на отдельные частные операции, не намечают предварительно, как надо выполнить каждую из них. Начиная строгать, столяр не думает о том, как надо взять в руки рубанок, как его двигать вперед и назад, как счищать от стружки и т. д. Так происходит, потому что все эти действия выполнялись уже много раз раньше и настолько упрочились, что перестали нуждаться в осознании каждой отдельной операции.
Трудовые навыки, используемые человеком в своей деятельности, достаточно многогранны. В зависимости от того, какие стороны, компоненты действия автоматизируются, говорят о различных видах навыков. В частности, выделяются навыки:
Среди сенсомоторных трудовых навыков целесообразно выделить два основных вида:
1) Двигательные навыки, связанные с тем, что для достижения цели действия учащийся должен затрачивать в сравнительно больших количествах собственную мышечную энергию (опиливание, рубка металла, кладка кирпича и т.д.);
2) Сенсорно-двигательные навыки - навыки управления разнообразными установками, агрегатами, машинами.
В последнем случае функции человека сводятся к восприятию состояния управляемой системы и внесению необходимых управляющих воздействий. При этом мышечные энергетические затраты несущественны, они необходимы лишь для приведения в действие органов управления машины, агрегата и т. п.
Для профессионального обучения формирование сенсомоторных навыков имеют наибольшее значение, поскольку в первую очередь именно они составляют оперативную основу подготовки рабочих массовых профессий [2, с.397].
В программе «Технология» главной целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, в соответствие с этим выделены конкретные цели обучения, одной из которых является овладение учащимися общетрудовыми навыками, в том числе культуры дома, человеческих отношений и бесконфликтного общения, необходимых для жизни в коллективе, семье. Также техническое развитие молодёжи, ознакомление её с основами техники, современными перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учётом экономических, экологических, социальных последствий использования технологии [3, с.36].
В трудовом обучении общетрудовые навыки включают в себя навыки самоконтроля, планирование деятельности, организация рабочего места.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в труде. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».
Также умение сравнить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Навыки планирования деятельности – это составление плана предстоящих действий, их последовательность. Поэтапное выполнение с последующим сравнением полученного результата с запланированным. Овладение навыками планирования трудовой деятельности способствует значительному улучшению качества результата труда, закрепляет у детей интерес и любовь к труду, создает благоприятные условия для воспитания самостоятельности, инициативы.
Информация о работе Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии