Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования общетрудовых навыков школьников в процессе технологической подготовки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие «общетрудовые навыки».
Выявить особенности формирования общетрудовых навыков.
Охарактеризовать методы формирования общетрудовых навыков.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………....3

Глава 1 Теоретические основы формирования общетрудовых навыков……… 5

1.1 Анализ понятия общетрудовых навыков ……..…............................... .5

1.2 Процесс формирования общетрудовых навыков……………................9

Глава 2 Методические особенности формирования общерудовых навыков

на уроках технологии…………………………………………………….14

2.1 Характеристика методов формирования общетрудовых

навыков…..................................................................................................14

2.2 Методика формирования общетрудовых

навыков на уроках технологии……………………………………….....18

Заключение…….…………………………………………………...……………….24

Список литературы…………………………………................................................

Работа содержит 1 файл

методка формирования общетрудовых навыков на уроке технологии .doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Важным показателем овладения навыком является сохранение успешности действия при включении его в системы других, более сложных действий. Необходимо также вызвать активный интерес к овладению навыком. В итоге этого обучающийся должен запомнить цели, условия и правила выполнения действий настолько, чтобы уметь самостоятельно вспоминать их во время упражнений. Важно также запоминать последовательность действий.  

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение 

     Труд  – основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно. Ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.

     Ребенок начинает с самообслуживания, учебного труда. Постепенно он приобретает самые различные трудовые навыки. Очень важно показать ребенку значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере.  Заставить трудиться крайне сложно, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Наиболее эффективно работает ребенок, если вместе с ним работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости. Древнегреческий ученый Демокрит писал, что постоянный труд делается легче благодаря привычке.

     В программе «Технология» главной  целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, в соответствие с этим выделены конкретные цели обучения, одной из которых является овладение учащимися общетрудовыми навыками, в том числе культуры дома, человеческих отношений и бесконфликтного общения, необходимых для жизни в коллективе, семье. Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений, то есть целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Для обеспечения высокой эффективности обучения навыкам необходимо следовать требованиям организации процесса формирования умственных действий на уроке, а также поэтапному процессу обучению, чтобы избежать разрыва знаний от умений и навыков. Важное место имеет положительное «подкрепление действия»: одобрение, успех. Успешность формирования трудовых навыков во многом зависит от развития у учащихся сенсомоторной квалификации. Наиболее эффективные действия вырабатываются в условиях общения людей, их совместной деятельности.

     Для формирования трудовых навыков учитель использует на уроке различные методы трудового обучения: словесные, наглядные, практические, основными из которых являются наглядные методы демонстрации, состоящие из показа и объяснения. Важное место занимают практические методы,  направленные на непосредственное познание действительности.

     Для усовершенствования важных процессов взаимодействия  учителя и ученика на уроке технологии используются методические пособия, то есть совокупности методов трудового обучения. Для развития трудовых навыков широко применяется четырёхступенчатая методика формирования навыков: показ, объяснение, упражнение, обучение.

     Задача  учителя на начальном периоде  трудового обучения  состоит в  углублении и систематизации имеющихся у ученика сведений и знаний. Следующая ступень на пути формирования трудового навыка – наглядная демонстрация трудовых действий. За ознакомлениями с действиями следует практическое овладение ими – выработка навыка. Главным элементом формирования навыка является упражнение, правильно распределённое во времени. По мере углубления в работу следует приучать школьников самостоятельному анализу собственных действий и результатов. 

     Недопустимо прибегать к наказаниям трудом, у хороших воспитателей есть правило: надо заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить право трудиться. Тот, кто с детства не приучен к труду, к бережливости, не вырастет рачительным хозяином. 

Список  литературы

  1. Ахияров К.Ш. Технологическая подготовка школьников. – Уфа: издательство РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. – 236 с.
  2. Ахияров К.Ш. Трудовая социализация школьников: избранные педагогические труды. – Уфа: издательство «Гилем», 2005. – 188 с.
  3. Асадулин Р.М. Формирование личности учителя. – Уфа: издательство Ассоциации «Башкирский педагогический университетский комплекс»,  2005. – 220 с.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Психология человека. – М.: издательство «Педагогическое общество России», 1999. – 397 с.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: издательство Уральского государственного профессионального педагогического университета, 2000. – 244 с.
  6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. –  М.: издательство «Академия», 2002. – 480 с.
  7. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. – М.: издательство «Педагогика», 1973. – 300 с.
  8. Муравьёв Е.М., Молодцов М.П. Практикум в учебных мастерских Обработка металла. Часть первая. – М.: издательство «Просвещение», 1987. – 272 с.
  9. Муравьёв Е.М., Молодцов М.П. Практикум в учебных мастерских Обработка древесины и пластмасс Часть вторая. – М.: издательство «Просвещение», 1987. – 240 с.
  10. Овечкин В.П. Содержание технологического образования. – М.: издательство «Ижевск», 2005. – 456 с.
  11. Симоненко В.Б., Ретивых М.В.Технологическое образование в школе //Сборник научных статей. – Брянск: 1999.- 297с.
  12. Тагариев Р.З., Гильванов Р.Р. Технологическое образование школьников. – Уфа: - издательство «Гилем», 2007. – 188 с.

Информация о работе Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии