Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования общетрудовых навыков школьников в процессе технологической подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие «общетрудовые навыки».
Выявить особенности формирования общетрудовых навыков.
Охарактеризовать методы формирования общетрудовых навыков.
Введение..…………………………………………………………………………....3
Глава 1 Теоретические основы формирования общетрудовых навыков……… 5
1.1 Анализ понятия общетрудовых навыков ……..…............................... .5
1.2 Процесс формирования общетрудовых навыков……………................9
Глава 2 Методические особенности формирования общерудовых навыков
на уроках технологии…………………………………………………….14
2.1 Характеристика методов формирования общетрудовых
навыков…..................................................................................................14
2.2 Методика формирования общетрудовых
навыков на уроках технологии……………………………………….....18
Заключение…….…………………………………………………...……………….24
Список литературы…………………………………................................................
Важным
показателем овладения навыком является
сохранение успешности действия при включении
его в системы других, более сложных действий.
Необходимо также вызвать активный интерес
к овладению навыком. В итоге этого обучающийся
должен запомнить цели, условия и правила
выполнения действий настолько, чтобы
уметь самостоятельно вспоминать их во
время упражнений. Важно также запоминать
последовательность действий.
Заключение
Труд – основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего. По мнению известного педагога В. А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно. Ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.
Ребенок начинает с самообслуживания, учебного труда. Постепенно он приобретает самые различные трудовые навыки. Очень важно показать ребенку значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере. Заставить трудиться крайне сложно, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Наиболее эффективно работает ребенок, если вместе с ним работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости. Древнегреческий ученый Демокрит писал, что постоянный труд делается легче благодаря привычке.
В программе «Технология» главной целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, в соответствие с этим выделены конкретные цели обучения, одной из которых является овладение учащимися общетрудовыми навыками, в том числе культуры дома, человеческих отношений и бесконфликтного общения, необходимых для жизни в коллективе, семье. Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений, то есть целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Для обеспечения высокой эффективности обучения навыкам необходимо следовать требованиям организации процесса формирования умственных действий на уроке, а также поэтапному процессу обучению, чтобы избежать разрыва знаний от умений и навыков. Важное место имеет положительное «подкрепление действия»: одобрение, успех. Успешность формирования трудовых навыков во многом зависит от развития у учащихся сенсомоторной квалификации. Наиболее эффективные действия вырабатываются в условиях общения людей, их совместной деятельности.
Для формирования трудовых навыков учитель использует на уроке различные методы трудового обучения: словесные, наглядные, практические, основными из которых являются наглядные методы демонстрации, состоящие из показа и объяснения. Важное место занимают практические методы, направленные на непосредственное познание действительности.
Для усовершенствования важных процессов взаимодействия учителя и ученика на уроке технологии используются методические пособия, то есть совокупности методов трудового обучения. Для развития трудовых навыков широко применяется четырёхступенчатая методика формирования навыков: показ, объяснение, упражнение, обучение.
Задача учителя на начальном периоде трудового обучения состоит в углублении и систематизации имеющихся у ученика сведений и знаний. Следующая ступень на пути формирования трудового навыка – наглядная демонстрация трудовых действий. За ознакомлениями с действиями следует практическое овладение ими – выработка навыка. Главным элементом формирования навыка является упражнение, правильно распределённое во времени. По мере углубления в работу следует приучать школьников самостоятельному анализу собственных действий и результатов.
Недопустимо
прибегать к наказаниям трудом, у
хороших воспитателей есть правило: надо
заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить
право трудиться. Тот, кто с детства не
приучен к труду, к бережливости, не вырастет
рачительным хозяином.
Список литературы
Информация о работе Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии