Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования общетрудовых навыков школьников в процессе технологической подготовки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие «общетрудовые навыки».
Выявить особенности формирования общетрудовых навыков.
Охарактеризовать методы формирования общетрудовых навыков.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………....3

Глава 1 Теоретические основы формирования общетрудовых навыков……… 5

1.1 Анализ понятия общетрудовых навыков ……..…............................... .5

1.2 Процесс формирования общетрудовых навыков……………................9

Глава 2 Методические особенности формирования общерудовых навыков

на уроках технологии…………………………………………………….14

2.1 Характеристика методов формирования общетрудовых

навыков…..................................................................................................14

2.2 Методика формирования общетрудовых

навыков на уроках технологии……………………………………….....18

Заключение…….…………………………………………………...……………….24

Список литературы…………………………………................................................

Работа содержит 1 файл

методка формирования общетрудовых навыков на уроке технологии .doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знаний и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

     Самостоятельная работа учащихся с  технической и  учебной литературой -  метод основанный на слове, является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления ЗУН.

     Письменное  инструктирование – разновидность работы с технической документацией применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся ещё не имеют достаточно навыков в новой для себя области. Главное отличие – специально подготовленная графа самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Это воспитывает внимательность, понимание важности соблюдения технологической дисциплины, подводит к умению самостоятельно определить последовательность выполнения работы, выбора необходимых для этого принадлежностей.

     Основное  место в практике учителя успешного  формирования трудовых навыков является наглядные методы – совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также представлении им определённых явлений и ли процессов с объяснением их существенных признаков.

           Таблица 2

          Система демонстрационных методов (по Н. И. Макиенко)      

    Демонстрация  наглядных пособий
    1                                                          2
    Натуральные

    образцы

    Изобразительные пособия
    Оборудование Плакаты Макеты
    1 2
    Механизмы Таблицы Модели
    Приспособления Чертежи Диафильмы
    Инструмент Схемы Кино- и видеофильмы
     
    Материалы
     

    Диаграммы

     
    Кодограммы

 

     Демонстрация  способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

     Самостоятельные наблюдения учащихся как метод применяется при длительном изучении процессов производства в реальных условиях. Этот метод может быть использован для изучения хода технологического процесса, режимов работы, действия машин и т. п. Завершать наблюдения может групповая беседа.

     За  ознакомлением с действиями следует  практическое овладение ими выработка навыка. Формирование навыков происходит в процессе упражнения, которое всегда направлено на совершенствование способа выполнения действий. Направленность на повышение успешности действий — основной признак, отличающий упражнение от простого повторения. Повторения сами по себе, без направленности на совершенствование действия не улучшают его. Медленно работающие люди часто много лет выполняют одни и те же операции медленным темпом, несмотря на то, что специальные упражнения могли бы значительно ускорить работу.

     Практические  методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста учащихся. Практические методы направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. Основными путями  и средствами  воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются:

  • Применение различных технических устройств (тренажёров);
  • Использование инструкционных карт;
  • Самостоятельный разбор чертежей;
  • Подбор режимов работы;
  • Самостоятельное использование контрольно-измерительными инструментами или приборами;
  • Личный контроль качества готовой продукции.

     Методы  практических занятий охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний, умения и навыков.

     Учитель технологии в ходе урока использует самые разнообразные методы формирования трудовых навыков. Преподаватель сам волен избирать и произвольно варьировать используемые методы, тем более что таких комбинаций может быть достаточно много, так как они диктуются логикой проведения уроков, где один совершенно не похож на другой. 

2.2. Методика формирования  общетрудовых навыков  на уроках технолгии

     Методика — это совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации методики с целью уточнения знаний об объекте, который изучается. Также методика — это конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и процедуры. Это наука о методах обучения. Методические пособия созданы для того, чтобы усовершенствовать очень важный процесс взаимодействия «учитель-ученик» и помочь, как учителю, так и ученику. Тенденция развития образования такова, что на смену информационному приходит развивающее образование и развивающая методика.

     Методика  трудовой подготовки – одно из самых  молодых направлений в педагогической науке. Вместе с тем методика трудового обучения как отрасль педагогической науки развивается очень быстро, и это находит отражение в практике работы  школы.

     В настоящее время в школьном образовании  применяются различные методические системы развивающего образования. Такие системы разрабатываться авторскими коллективами и отдельными педагогами.

     Для развития трудовых навыков широко используется четырехступенчатый метод формирования навыков:

  • подготовительная ступень - создание учебной ситуации;
  • демонстрационная ступень - формирование представления о трудовых действиях;
  • пробное выполнение трудовых действий;
  • упражнения и отработка навыков.

     Таким образом, выработанные методы передаются учащимся путем показа, объяснений, специально организованных упражнений, обучения. Формирование навыков есть овладение общественно выработанными способами осуществления трудовых действий людей. Методика формирования обще трудовых навыков включает в себя методы обучения: словесный, наглядный, практический.

     Необходимой предпосылкой формирования трудовых навыков является ознакомление с тем, как нужно выполнить действие, которым надо овладеть. Знание способа действий не обеспечивает полноценного их выполнения, но оно обязательно для того, чтобы можно было овладеть действием, чтобы выработался навык. Использование словесного метода, в трудовом обучении при формировании трудового навыка предпочтение отдаётся объяснению, под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных, понятий, явлений, сопровождающихся учебной демонстрацией. Использование метода объяснения требует:

-точного  и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; 
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, доказательств;

-использования сравнения, сопоставления, аналогии; привлечения ярких примеров;

- безукоризненной  логики изложения.

     Объяснение  исключает «обратную связь» о результатах работы учителя, поэтому более свершенный метод беседа, который не только требует от учащихся следования за мыслью учителя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание. Следует иметь ввиду, что каждый задаваемый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом. Наиболее применяемые типы вопросов:

  • Вопросы, оживляющие в памяти обучаемых прежние знания и практический опыт («Расскажите, в какой последовательности вы обрабатывали деталь?»)
  • Вопросы для установления связей между фактами, явлениями и понятиями и процессами («Назовите виды и причины брака при нарезании наружной метрической резьбы плашкой»)
  • Вопросы, направленные на практическое применение знаний («Какая скорость резания является выгодной для данного случая?»)
  • Особенно эффективна беседа с проблемной постановкой вопросов - эвристическая, способствует активизации мышления, развивает самостоятельность и инициативу школьников.

     Задача  руководителя в начальном периоде  обучения действию заключается в том, чтобы путем объяснения и показа предстоящих действий и их объектов дополнить, углубить и систематизировать имеющиеся у ученика сведения, дать четкие знания о действии, которое надо освоить, о цели и характере упражнений. Следующая ступень на пути к формированию навыка – наглядная демонстрация, способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, который является объектом сравнения. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Правила показа:

  • Информировать школьников о том что они будут наблюдать и скакой целью;
  • Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся видели демонстрируемый объект;
  • Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
  • Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
  • Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

     Что же касается демонстрации трудовых приёмов, то здесь следует применить показ:

  • Трудового процесса в рабочем темпе;
  • В замедленном темпе;
  • В замедленном темпе с остановками после каждого приёма, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;
  • Заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
  • Проверка (пробное выполнение) уяснение учащимися показанного трудового процесса.

     За  ознакомлением с действиями следует  практическое овладение ими — выработка навыка. Формирование навыков происходит в процессе упражнения, которое всегда направлено на совершенствование способа выполнения действий. На первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, навык держать инструмент, координация. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. По мере углубления в работу следует приучать школьников самим анализировать её ход, своевременно подмечать отклонения.

     Не  все упражнения ведут одинаково к одной и той же цели: одни быстрее приводят к овладению навыками, другие — медленнее, одни обусловливают высокий, другие — низкий уровень навыков. В связи с этим возникает необходимость выяснить условия, от которых зависит формирование навыков. Необходимым условием образования систем временных связей как основы образования навыков является «подкрепление» действия. Успех и одобрение  — положительные подкрепления действий. Неудачи, замечаемые самим обучающимся, словесные указания руководителя на ошибочность или недостатки в выполнении действий являются отрицательными (тормозными) подкреплениями. Важное значение для устранения недочетов имеют указания учителя технологии на ошибки, допущенные в способах выполнения действий, и оценка степени соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Знание результатов и понимание ошибок в действиях — одно из главных условий успешного формирования навыка. Без этого успешная выработка навыка сильно затрудняется, а нередко и вовсе невозможна. Экспериментальные исследования показывают исключительно важное значение этого условия.

     Важное  значение для успешности упражнений имеет правильное распределение упражнений во времени. Если одни и те же упражнения продолжаются непрерывно в течение длительного отрезка времени, результаты их, вследствие утомления, не только не улучшаются, а, наоборот, ухудшаются. Поэтому отдельные упражнения не должны быть слишком длительными. Один вид упражнений должен чередоваться с другими. Большое влияние на эффективность упражнений оказывает длительность перерывов между ними. При одном и том же количестве времени, затраченном на упражнения, слишком длительные промежутки дают худшие результаты. Наиболее выгодно такое распределение упражнений: более частое повторение их в начале обучения и постепенное удлинение промежутков между ними по мере овладения навыком.

Информация о работе Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии