Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования общетрудовых навыков школьников в процессе технологической подготовки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие «общетрудовые навыки».
Выявить особенности формирования общетрудовых навыков.
Охарактеризовать методы формирования общетрудовых навыков.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………....3

Глава 1 Теоретические основы формирования общетрудовых навыков……… 5

1.1 Анализ понятия общетрудовых навыков ……..…............................... .5

1.2 Процесс формирования общетрудовых навыков……………................9

Глава 2 Методические особенности формирования общерудовых навыков

на уроках технологии…………………………………………………….14

2.1 Характеристика методов формирования общетрудовых

навыков…..................................................................................................14

2.2 Методика формирования общетрудовых

навыков на уроках технологии……………………………………….....18

Заключение…….…………………………………………………...……………….24

Список литературы…………………………………................................................

Работа содержит 1 файл

методка формирования общетрудовых навыков на уроке технологии .doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Организация рабочего места – комплекс мероприятий, обеспечивающих создание на рабочем месте необходимых условий для высокопроизводительного труда  и выпуска продукции высокого качества, наиболее полное использование оборудования, повышение содержательности и привлекательности труда, соблюдение правил безопасности. На уроках технологии школьники выполняют различные виды работ: обработка древесины и металла, выполнению строительно-ремонтных работ, обслуживающий труду.

     На  занятиях в мастерской по ручной обработке  металла решается задача формирования системы навыков по ручной обработке  металла: конструирование, измерение и выполнение операций по изготовлению изделий [4, с.17]. В мастерской по механической обработке металлов решается задача формирования навыков обработки металлов на станках, выполнение операций: точение, строгание, фрезерование, шлифование, навыки работы на рабочем месте по заточке режущих инструментов [4, с.169].

     Работа  в мастерских по ручной обработке  древесины  формирует навыки по обработке  древесины вручную на столярном верстаке, конструирование, планирование, изготовления, сборка и отделка изделий из древесины [5, с.4]. На занятиях по механической обработке древесины формируются навыки с древесиной на станках, выполнения операций точение, распиливание,  фрезерование, калибрование, шлифование [5, с.163].

     Школьники работают по звеньям, группам, бригадам. Таким образом, у учащихся воспитывается психологическая готовность к трудовой деятельности в будущем. Навыки необходимы во всех видах деятельности. Особенно нужны они тогда, когда действия протекают в непрерывно меняющихся условиях, когда нет возможности обдумывать способ действий, а требуется немедленная и строго определенная реакция на каждое изменение условий. Не овладев навыками, нельзя успешно пользоваться орудиями труда в промышленности и сельском хозяйстве, нельзя производить вычисления. Наличие навыков — необходимое условие успеха изобретательской и рационализаторской работы инженера, рабочего. 

1.2. Процесс формирования общетрудовых навыков

     Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений, то есть целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.

     Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется, и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

     Частичное знакомство с действием происходит нередко задолго до того, как приходится обучаться ему, вырабатывать навык. Но такое ознакомление является только ориентировочным и недостаточно для формирования навыка. Необходимо полноценное знакомство с действием, со способом его выполнения, осуществляемое под руководством опытного лица, прежде всего педагога пли инструктора.

     Формирование  навыков процесс сложный и длительный. В зависимости от того, как организован процесс формирования умственных действий, зависит скорость и легкость формирования навыка.

     Для обеспечения высокой эффективности  обучения навыкам необходимо выполнять следующие требования к организации процесса формирования умственных действий:

1. Полнота  ориентировочной основы умственных  действий – это система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия. Нередко человек учитывает лишь часть объективно необходимых условий;

2. Развернутость действия при его первоначальном показе и усвоении;

3. Поэлементное  освоение сложного действия;

4. Осознанность  и полноценность навыка. Учащиеся должны иметь знания,    на основе которых выполняется данный навык;

5. Растянутость  процесса формирования навыка.

     Для формирования полноценного умственного действия, для приобретения учащимся прочного навыка в этом действии, необходимо, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов:

  • Этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия. Начало осмысления. Этот этап характеризуется отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия;
  • Этап формирования действия в материальном виде. Сознательное, но неумелое выполнение. У учащихся наблюдается отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение еще неточно и неустойчиво, с множеством лишних движений;
  • Этап формирования действия при проговаривании отдельных элементов действия про себя. Автоматизация навыка. На этом этапе происходит все более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании, устраняются лишние движения, появляются возможности положительного переноса навыка;
  • Высокоавтоматизированный навык. Этап характеризуется точным, экономным, устойчивым выполнением действий;
  • Необязательный. Наблюдается временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Этот этап может проявляться при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятельным поиском учащимся индивидуального стиля работы, оптимального для него.
  • Вторичная автоматизация навыка. На этом этапе происходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального почерка в выполнении действий.
  • Заключительный этап - это формирование действия как внутреннего умственного. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным наблюдателю.

     Следует подчеркнуть, что при поэтапном  формировании умственных действий не возникает проблемы разрыва знаний от умений и навыков, так как знания формируются без предварительного заучивания в процессе применения к решению задач формируемого действия. Задача руководителя в начальном периоде обучения действию заключается в том, чтобы путем объяснения и показа предстоящих действий и их объектов дополнить, углубить и систематизировать имеющиеся у ученика сведения, дать четкие знания о действии, которое надо освоить, о цели и характере упражнений. Необходимо также вызвать активный интерес к овладению навыком. В итоге этого обучающийся должен запомнить цели, условия и правила выполнения действий настолько, чтобы уметь самостоятельно вспоминать их во время упражнений. Важно также запоминать последовательность действий.

     За  ознакомлением с действиями следует практическое овладение ими выработка навыка. Формирование навыков происходит в процессе упражнения, которое всегда направлено на совершенствование способа выполнения действий.

     Единицей  содержания обучения выступают не знания, умения и навыки, а умственные и практические действия, которые объединяют в себе знания об изучаемом объекте и действии над ним и умения и навыки, составляющие способ действия на основе знаний. Не все упражнения ведут одинаково к одной и той же цели: одни быстрее приводят к овладению навыками, другие — медленнее, одни обусловливают высокий, другие — низкий уровень навыков. В связи с этим возникает необходимость выяснить условия, от которых зависит формирование навыков.

     Необходимым условием образования систем временных связей как основы образования навыков является «подкрепление» действия. Успех и одобрение положительные подкрепления действий. Неудачи, замечаемые самим обучающимся, словесные указания руководителя на ошибочность или недостатки в выполнении действий являются отрицательными (тормозными) подкреплениями.

     Факторы формирования трудовых навыков:

1. Выполнению  человеком любого практического  действия предшествует построение его плана, проекта - первоначального образа действия.

2. Самоконтроль.

3. Использование тренажеров.

     Успешность  формирования трудовых навыков у учащихся во многом зависит от развития у них таких качеств, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук и инструмента в пространстве; способность коррекции движений в процессе их выполнения; глазомер; ощущение временного интервала (так называемое чувство времени); слуховое восприятие, в частности развитие технического слуха. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием "сенсомоторная квалификация". Весьма существенно, чтобы обучающийся умел сам определить достоинства и недостатки работы, установить причины недочетов, наметить пути улучшения действий. Такое умение дается не сразу. Оно требует опыта, практики, специального обучения. На выработку его должно быть обращено особенно серьезное внимание при формировании навыка. Необходимо понимание обучающимся, что именно является главным и второстепенным в действии, какие требования и операции наиболее существенны. Вначале такое различение отсутствует, и самостоятельно оно достигается лишь постепенно, в результате упражнений. Поэтому особенно важны разъяснения руководителя, дающие возможность выяснить главное, существенное в действии.

     Показателями  формирования навыка являются прежде всего скорость выполнения действия и качество его выполнения, что находит свое выражение в количестве и качестве продукции. Существенным показателем высокого уровня – навыка является устойчивость результатов действий. Хороший навык характеризуется не отдельным случаями успешного выполнения действий, а систематическим достижением высоких результатов. Важным резервом для ускорения формирования трудовых навыков является целенаправленное развитие отдельных компонентов сенсомоторной квалификации, так называемых профессионально значимых (ключевых) психофизиологических функций.

     Наиболее  эффективные приемы действий вырабатываются в условиях общения людей, их совместной деятельности, путем широкой общественной проверки целесообразности данного способа действий в определенных условиях. Выработанные способы не остаются неизменными, а совершенствуются в связи с расширением опыта и знаний, достигнутых обществом. Возникновение новых общественных отношений, появление новых орудий производства, задачи повышения производительности труда приводят к разработке новых методов работы, соответствующих новым условиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методические особенности формирования общетрудовых на уроке технологии

2.1. Характеристика методов формирования общетрудовых навыков

     Метод (методос) по-гречески – «путь», «способ поведения» способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

     Под методом трудового обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности интересы, овладение знаниями и умениями, а также использовать их на практике.

     В разные периоды развития образования  тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при трудовом обучении успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным [6, с.92].

                                                                                                             Таблица 1

                                    Классификация методов обучения                      

Словесные Наглядные Практические
1 2 3
Устное  изложение (объяснение, лекция) Демонстрация  наглядных пособий Упражнение  по выполнению приёмов
 
Беседа
Показ трудовых приёмов Самостоятельные работы
Самостоятельная работа учащихся с литературой Самостоятельные наблюдения Тренажёры
1 2 3
Письменное  инструктирование Производственные  экскурсии Лабораторно-практические работы
Видео/аудио   Управление  техпроцессами

 

     Необходимой предпосылкой формирования навыка является ознакомление с тем, как нужно выполнить действие, которым надо овладеть. Знание способа действий не обеспечивает полноценного их выполнения, но оно обязательно для того, чтобы можно было овладеть действием, чтобы выработался навык [7, с.94].

     Для этого используется словесный метод – метод устного изложения материала, включает в себя рассказ – знакомство с определёнными процессами, операциями и предметами по их словесному описанию. В трудовом обучении гораздо чаще используется разновидность рассказа – объяснение, когда рассуждение и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приёмов её выполнения и т. п. Более пригоден для младшего школьного возраста.

     В работе со школьниками старших классов нередко используется лекционный метод – воздействует не только на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Рассказ и лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнений действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь», необходимая педагогу информация о формировании навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа.

Информация о работе Методика формирования общетрудовых навыков на уроках технологии