Понятие налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 383.58 Кб (Скачать)

Подводя итог, можно отметить, "правонарушение является единственным фактическим основанием юридической  ответственности и представляет собой весьма сложное явление, характеризующееся  целой совокупностью признаков"[19].

Отметим, что все правонарушения обладают признаком противоправности, который при этом одинаково проявляет  себя в каждом из них тем, что в  любом случае деяние зафиксировано  в правовой норме. Однако все правонарушения отличаются друг от друга в зависимости  от того, на какие общественные ценности они посягают, каким способом, каким  лицом и с каким отношением к содеянному осуществляется это  посягательство. Поэтому на практике перед правоприменителем всегда стоит задача квалификации правонарушения, то есть выбора той нормы, которая  бы полностью описывала реальный случай нарушения законодательства. Для этого необходимо установить соответствие фактических обстоятельств  совершенного деяния признакам правонарушения, описанным в норме права.

На основе систематизации признаков правонарушения правовой наукой была разработана конструкция  состава правонарушения, выступающая  в качестве инструмента квалификации. Состав правонарушения выполняет важную функцию - он позволяет "отграничить  одно правонарушение от другого, дать юридическую оценку совершенному деянию, указав полностью соответствующую  этому деянию правовую норму"[20].

Состав правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.

В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы  и привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона  правонарушения.

Эти элементы необходимы в  том смысле, что без наличия  всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет  необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности  за совершенное правонарушение.

Объект правонарушения - это те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель  и которым причиняется вред. В  правовых нормах всегда определен объект правонарушения - жизнь или здоровье человека, собственность, экономическая  деятельность, безопасность государства  и т.д. Таким образом, указывая ценности, на которые направлено противоправное посягательство, объект отражает общественную вредность правонарушения.

Объективная сторона характеризует  правонарушение как деяние, акт поведения. Ее образует само противоправное деяние, причиненные негативные последствия  и причинная связь между деянием  и его последствиями.

Характеристика объективной  стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами - действия или бездействие, способ, место, обстоятельства его совершения, тяжесть причиненного вреда. Составы правонарушений, а  соответственно, и применяемые меры ответственности различаются в  зависимости от наличия или отсутствия установленных законом элементов  объективной стороны.

Например, в зависимости  от размера суммы неуплаченного  налога деяние физического лица может  быть признано либо налоговым правонарушением, либо преступлением. Если сумма неуплаченного  физическим лицом налога превышает  двести минимальных размеров оплаты труда, то деяние рассматривается как  уклонение от уплаты налога в крупном  размере и подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса РФ, что  влечет применение мер уголовной  ответственности. В тех случаях, когда сумма неуплаченного налога превысит пятьсот минимальных размеров оплаты труда, уклонение физического  лица от уплаты налога считается совершенным  в особо крупном размере, что  образует так называемый квалифицированный  состав преступления, предусмотренного ст. 198 Уголовного кодекса РФ, и влечет более строгое наказание, чем  уклонение от уплаты налога в крупном  размере. Если же сумма неуплаченного  налога менее двухсот минимальных  размеров оплаты труда, то такое деяние признается не преступлением, а налоговым  правонарушением и влечет применение налоговых санкций, а не уголовного наказания. Как видим, в данном случае одно и то же деяние может быть квалифицировано  по-разному, в зависимости от размера  причиненного вреда, то есть от тяжести  наступивших последствий.

Аналогичное влияние на квалификацию правонарушения и применение мер  ответственности могут оказывать  способ (группой лиц, повторно, с  использованием своего служебного положения), место (на территории заповедника, на оккупированной территории), обстоятельства его совершения (в военное время, в боевой обстановке, вследствие стечения тяжелых обстоятельств).

В некоторых составах - их принято называть материальными - необходимым  признаком состава правонарушения являются вредные последствия, которые  зафиксированы в правовой норме. Такие правонарушения должны считаться  совершенными только при наступлении  указанных в законе последствий. При этом также необходимо установить наличие причинной связи между  деянием лица и наступившими последствиями. Напротив, в формальных правонарушениях  последствия не входят в число  обязательных признаков объективной  стороны и, следовательно, для решения  вопроса о квалификации деяния и  об ответственности не имеют никакого значения.

Субъект правонарушения - дееспособное лицо, совершившее противоправные действия (бездействие). Как видим, данный элемент  состава фиксирует такой признак  правонарушения, как дееспособность лица, его совершившего.

В различных отраслях права  вопрос о субъекте правонарушения решается по-разному. Субъектом преступления может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста. В качестве субъектов налогового, гражданского, административного правонарушения могут выступать как дееспособные физические лица, так и организации.

Общее условие привлечения  к ответственности физических лиц - их вменяемость, то есть психическое  состояние по уровню здоровья, развития, позволяющее сознавать характер своих действий (бездействия), руководить ими и нести в связи с  этим юридическую ответственность. Именно в связи с отсутствием  этого элемента состава деяния гражданина, признанного недееспособным (невменяемым), не являются правонарушением. Вторым условием признания гражданина субъектом  правонарушения является его возраст, о чем подробно мы говорили выше.

Кроме того, к субъектам  некоторых правонарушений законом  устанавливаются специальные требования, то есть предусматривается, что определенное правонарушение может быть совершено  только так называемым специальным  субъектом - должностным лицом, военнослужащим, свидетелем и т.д.

Субъективная сторона  правонарушения характеризуется виной  правонарушителя и, таким образом, соответствует признаку виновности.

Вина как психическое  отношение лица к совершенному деянию может иметь разные формы - умысел и неосторожность.

Правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправность своего деяния, предвидело, а также  желало или сознательно допускало  наступление общественно вредных  последствий либо относилось к ним  безразлично. В зависимости от отношения  субъекта правонарушения к возможным  вредным последствиям своих действий (бездействия) умысел разделяют на прямой (желание их наступления) и косвенный (нежелание, но сознательное допущение  или игнорирование их наступления).

В качестве примера правонарушений, которые могут быть совершены  только умышленно, можно назвать, например, продажу подлежащих маркировке марками  установленных образцов подакцизных  товаров без такой маркировки, вымогательство.

Неосторожность всегда характеризуется  тем, что правонарушитель не желает наступления вредных последствий, однако либо предвидит их наступление, но без достаточных на то оснований  надеется на их предотвращение, либо не предвидит вредного результата, хотя мог и должен был его предвидеть. Так, турист, не потушив на привале  костер, предвидит, что в результате его бездействия может вспыхнуть  пожар, который уничтожит лес, однако надеется на возможный дождь, лесников, на то, что огонь погаснет сам. Расчет при этом оказывается ошибочным, так как для него не было достаточных  оснований. Рабочий, выбрасывая поздним  вечером из окна строительный мусор, не предвидит, что причинит увечье случайному прохожему, однако действует небрежно, поскольку исходя из элементарных правил осторожности так поступать нельзя.

Таким образом, для привлечения  любого лица к ответственности необходимо охарактеризовать субъективную сторону  правонарушения, то есть установить наличие  вины в совершенном деянии. Существуют два подхода к решению вопроса  о доказывании вины правонарушителя.

В уголовном, административном, налоговом праве действует принцип  презумпции невиновности, который означает, что лицо признается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом субъект не должен доказывать свою невиновность, обязанность  доказать его вину возлагается на органы государственной власти.

В гражданском праве установлена  презумпция вины правонарушителя - он предполагается виновным до тех пор, пока сам не докажет свою невиновность в совершенном деянии. Соответственно, пострадавшая от правонарушения сторона  освобождается гражданским законодательством  от доказывания вины нарушителя. Применение презумпции виновности нарушителя гражданско - правовых норм обеспечивает защиту интересов потерпевшей стороны, добросовестно исполнявшей свои обязательства и понесшей ущерб от неправомерных действий (бездействия).

Состав правонарушения широко используется в юридической теории и практике. На его основе законодатель формулирует нормы права об ответственности  за правонарушения. Через анализ того, как себя проявляет тот или  иной элемент состава, правоведы  разграничивают между собой различные  правонарушения. Устанавливая соответствие всех фактических обстоятельств  совершенного деяния элементам состава  правонарушения, зафиксированным в  норме права, правоприменитель квалифицирует  правонарушение. В дальнейшем, рассматривая отдельные виды налоговых правонарушений, мы также будем опираться на состав правонарушения, как на конструкцию, позволяющую всесторонне охарактеризовать конкретное правонарушение с учетом всех его отличительных признаков.

 

Налоги классифицируются по следующим признакам: 
по объекту обложения – через прямые и косвенные; 
1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:  

  • через государственные и местные;
  • по порядку их использования – через общие и специальные;
  • по экономическому признаку;
  • по степени оценки объекта обложения;
  • в зависимости от формы уплаты налога;
  • по субъекту обложения;
  • в качестве инструмента бюджетного регулирования;
  • по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических  и юридических лиц имеют пока  незначительный удельный вес,  тогда как косвенные налоги  на товары и услуги, оплачиваемые  в цене товара или включенные  в тариф получают все большее  распространение. К прямым налогам  относятся налоги на доходы  и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и    физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством). 
3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного). 
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК  все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий; 
4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части  социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет. 
5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы). 
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

  • кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
  • по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
  • у источника получения дохода,  исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
  • на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

Информация о работе Понятие налогов