Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад
Нало́ги это — обязательные безвозмездные платёжи, взимаемые органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Подводя итог, можно отметить,
"правонарушение является единственным
фактическим основанием юридической
ответственности и представляет
собой весьма сложное явление, характеризующееся
целой совокупностью признаков"
Отметим, что все правонарушения обладают признаком противоправности, который при этом одинаково проявляет себя в каждом из них тем, что в любом случае деяние зафиксировано в правовой норме. Однако все правонарушения отличаются друг от друга в зависимости от того, на какие общественные ценности они посягают, каким способом, каким лицом и с каким отношением к содеянному осуществляется это посягательство. Поэтому на практике перед правоприменителем всегда стоит задача квалификации правонарушения, то есть выбора той нормы, которая бы полностью описывала реальный случай нарушения законодательства. Для этого необходимо установить соответствие фактических обстоятельств совершенного деяния признакам правонарушения, описанным в норме права.
На основе систематизации признаков правонарушения правовой наукой была разработана конструкция состава правонарушения, выступающая в качестве инструмента квалификации. Состав правонарушения выполняет важную функцию - он позволяет "отграничить одно правонарушение от другого, дать юридическую оценку совершенному деянию, указав полностью соответствующую этому деянию правовую норму"[20].
Состав правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности.
В составе правонарушения
все признаки последнего жестко сгруппированы
и привязаны к элементам
Эти элементы необходимы в
том смысле, что без наличия
всех их в совокупности фактически
совершенное деяние не может быть
квалифицировано как
Объект правонарушения - это те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется вред. В правовых нормах всегда определен объект правонарушения - жизнь или здоровье человека, собственность, экономическая деятельность, безопасность государства и т.д. Таким образом, указывая ценности, на которые направлено противоправное посягательство, объект отражает общественную вредность правонарушения.
Объективная сторона характеризует
правонарушение как деяние, акт поведения.
Ее образует само противоправное деяние,
причиненные негативные последствия
и причинная связь между
Характеристика объективной
стороны правонарушения определяется
нормативными правовыми актами - действия
или бездействие, способ, место, обстоятельства
его совершения, тяжесть причиненного
вреда. Составы правонарушений, а
соответственно, и применяемые меры
ответственности различаются в
зависимости от наличия или отсутствия
установленных законом
Например, в зависимости
от размера суммы неуплаченного
налога деяние физического лица может
быть признано либо налоговым правонарушением,
либо преступлением. Если сумма неуплаченного
физическим лицом налога превышает
двести минимальных размеров оплаты
труда, то деяние рассматривается как
уклонение от уплаты налога в крупном
размере и подпадает под
Аналогичное влияние на квалификацию
правонарушения и применение мер
ответственности могут
В некоторых составах - их
принято называть материальными - необходимым
признаком состава
Субъект правонарушения - дееспособное
лицо, совершившее противоправные действия
(бездействие). Как видим, данный элемент
состава фиксирует такой
В различных отраслях права
вопрос о субъекте правонарушения решается
по-разному. Субъектом преступления
может быть только вменяемое физическое
лицо, достигшее определенного
Общее условие привлечения к ответственности физических лиц - их вменяемость, то есть психическое состояние по уровню здоровья, развития, позволяющее сознавать характер своих действий (бездействия), руководить ими и нести в связи с этим юридическую ответственность. Именно в связи с отсутствием этого элемента состава деяния гражданина, признанного недееспособным (невменяемым), не являются правонарушением. Вторым условием признания гражданина субъектом правонарушения является его возраст, о чем подробно мы говорили выше.
Кроме того, к субъектам
некоторых правонарушений законом
устанавливаются специальные
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной правонарушителя и, таким образом, соответствует признаку виновности.
Вина как психическое отношение лица к совершенному деянию может иметь разные формы - умысел и неосторожность.
Правонарушение признается
совершенным умышленно, когда лицо,
его совершившее, осознавало противоправность
своего деяния, предвидело, а также
желало или сознательно допускало
наступление общественно
В качестве примера правонарушений, которые могут быть совершены только умышленно, можно назвать, например, продажу подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без такой маркировки, вымогательство.
Неосторожность всегда характеризуется
тем, что правонарушитель не желает
наступления вредных
Таким образом, для привлечения любого лица к ответственности необходимо охарактеризовать субъективную сторону правонарушения, то есть установить наличие вины в совершенном деянии. Существуют два подхода к решению вопроса о доказывании вины правонарушителя.
В уголовном, административном,
налоговом праве действует
При этом субъект не должен доказывать свою невиновность, обязанность доказать его вину возлагается на органы государственной власти.
В гражданском праве установлена
презумпция вины правонарушителя - он
предполагается виновным до тех пор,
пока сам не докажет свою невиновность
в совершенном деянии. Соответственно,
пострадавшая от правонарушения сторона
освобождается гражданским
Состав правонарушения широко
используется в юридической теории
и практике. На его основе законодатель
формулирует нормы права об ответственности
за правонарушения. Через анализ того,
как себя проявляет тот или
иной элемент состава, правоведы
разграничивают между собой различные
правонарушения. Устанавливая соответствие
всех фактических обстоятельств
совершенного деяния элементам состава
правонарушения, зафиксированным в
норме права, правоприменитель квалифицирует
правонарушение. В дальнейшем, рассматривая
отдельные виды налоговых правонарушений,
мы также будем опираться на состав
правонарушения, как на конструкцию,
позволяющую всесторонне
Налоги классифицируются
по следующим признакам:
по объекту обложения
– через прямые и косвенные;
1) по органу, осуществляющему взимание
и распоряжение налогами:
2) Прямые налоги устанавливаемые
на доход, имущество
3) Деление налогов на общегосударственные
и местные определяется двумя факторами:
кем установлен налог (центральным или
местным органом) и доходным источником
какого бюджета он является (центрального
или местного).
В соответствии с Конституцией и Налоговым
законодательством РК все налоги устанавливаются
только центральными органами в лице парламента
и в определенных случаях – Президента
РК, то определяющим является второй критерий;
4) Общие налоги поступают государству
и при использовании обезличиваются, специальные
налоги имеют строго специальное назначение.
В настоящее время специальные налоги
(ранее зачисляемые во внебюджетные фонды)
поступают в бюджет, где однако они выделяются
отдельной строкой. Бюджет утверждается
соответствующим представительным органом.
Все специальные фонды формируются в рамках
бюджета, утверждаются этим же представительным
органом и им же контролируется законность
и целесообразность расходования этих
фондов. В результате вместо параллельного
существования нескольких государственных
денежных фондов, мы имеем единую финансовую
систему, основанную на иерархии денежных
фондов и построенную по схеме: бюджет,
утверждаемый соответствующим представительным
органом; обозначенный в качестве его
части социальный фонд, переданный в распоряжение
соответствующему ведомству, но контролируемый
тем представительным органом, который
утвердил бюджет.
5) По экономическому признаку различают
налоги на доходы и налоги на потребление;
первые взимаются с доходов, получаемых
плательщиком от любого объекта обложения,
во втором случае – это налоги на расходы,
которые уплачиваются при потреблении
товаров и услуг (НДС, акцизы).
6) По степени оценки объектов обложения
существует 4 способа взимания налогов: