Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования –инспекция МНС по Центральному району г. Минска

Предмет исследования – процесс налогового контроля в сфере производства и оборота табачных изделий.

Цель работы: определить, как налоговые службы Республики Беларусь осуществляют контроль за производством и оборотом табачных изделий.

Методы исследования: наблюдения, изучения, обобщение теоретического и практического материала, сопоставление, анализ, библиографический метод.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 199.85 Кб (Скачать)

     Так, в настоящее время проводится работа, направленная на создание единой информационной базы, которая будет  содержать сведения нескольких государственных  органов о деятельности плательщика  налогов, что будет способствовать снижению документооборота и повышению  оперативности.

     Важно также отметить, что одним из аспектов дальнейшего развития информатизации налоговых органов должно явиться  расширение практики представления  отчетности плательщиками в электронном  виде. Но для этого требуется создать  необходимые условия и для  плательщиков, обеспечив множественность  вариантов представления налоговой  и бухгалтерской отчетности. Наряду с традиционным представлением отчетности на бумажных носителях (лично или  по почте), в качестве таких вариантов  можно рассматривать:

     - представление бухгалтерской и  налоговой отчетности по телекоммуникационным  каналам связи через специального  оператора связи;

     - представление отчетности на  электронных магнитных носителях  непосредственно в налоговый  орган (с применением электронной  цифровой подписи и печати  или без нее с приложением  на бумажных носителях);

     - представление отчетности с применением  Web-технологий по телекоммуникационным каналам связи без специализированного оператора связи.

     Указанные способы представления отчетности различаются по затратам на их организацию  и сопровождение, по сложности установки  и эксплуатации, по объему и надежности документооборота. Поэтому плательщик должен иметь возможность выбора наиболее удобного варианта представления  отчетности в налоговые органы.

     В качестве мероприятий, стимулирующих  представление отчетности в электронном  виде можно назвать:

     - фактическое увеличение количества  операторов связи для представления  отчетности по каналам связи  для обеспечения возможности  выбора плательщиками варианта  представления отчетности и иное  развитие множественности способов  представления отчетности в электронном  виде;

     - возможность бесплатного доступа  к программным продуктам, обеспечивающим  сдачу отчетности в электронном  виде, например, с применением магнитных  носителей;

     - приближение описания форм и  форматов налоговых деклараций  к их реализации в автоматизированных  информационных системах налоговых  органов, что позволит значительно  ускорить процесс модификации  программных продуктов для подготовки  отчетности за отчетный период;

     - обеспечение обратной связи с  налоговым органом, т.е. организация  информационного обмена с налоговым  органом: получение справок о  состоянии расчетов с бюджетом  по налогам, справочной информации  и т.д. 

     Необходимо  иметь в виду, что формы организации  хозяйственной практики в рыночной экономике весьма динамичны, а субъекты предпринимательства с каждым днем становятся все более изобретательными в использовании новых схем уклонения  от уплаты налогов и сборов. Поэтому  можно уверено заявить, что прежние  методы контрольной работы, ориентированные  преимущественно на проверку официально представляемых налоговым органам  бухгалтерских документов, уже не способны как прежде обеспечить высокую  эффективность контрольной работы.

     В данном случае совершенствования норм Указа № 510 как совершенствование  контроля налоговых органов вызвано  следующими моментами:

     - нормы Указа носят универсальный  характер, т.е. обязательны к исполнению  всеми контролирующими органами  Республики Беларусь, однако могут  быть уточнены подзаконными нормативными  актами;

     - нормы  Указа детализируются  подзаконными нормативными актами  различных министерств и ведомств: так в соответствии с Указом  срок проведения проверки не  может превышать 30 дней, а приказом  Министра по налогам и сборам  Республики Беларусь он установлен  в 5 дней. При этом важно отметить, что проведение проверки за 5 дней  является «возможным» только  для сотрудников налоговых органов,  так как остальные контролирующие  органы считают это нереальным. Так органы Комитета государственного  контроля Республики Беларусь  по прежнему проводят проверки  в тридцатидневный срок.

     Исходя  из вышеизложенного, следует отметить, что в условиях проведения налоговой  проверки в пятидневный срок и  огромным перечнем вопросов, контроль за которыми возложен на налоговые  органы (свыше 120 нормативных документов за исключением налоговых) весь перечень предусмотренных контрольных мероприятий  превращается в пустую формальность: за этот срок нельзя качественно проверить  даже выборочным методом правильность исчисления отдельного налога, а не то что всех. Именно поэтому, следует  исключить из сферы контроля налоговых  органов соблюдение норм «иных» актов  законодательства,  которые не имеют  никакого отношения к налогообложению. Это существенно упростит деятельность налоговых органов и создаст  условия для более грамотного контроля именно налогового законодательства.

     На  основании рассмотренных материалом можно сделать вывод о том, что в настоящее время излишняя бюрократизация становится обязательным атрибутом налогового контроля, а  срок проведения проверки в 5 дней при  отсутствии возможности оперативно провести встречные и тематические проверки делает контрольные мероприятия  простой формальностью, цель которой  – арифметическая сверка данных бухгалтерского учета плательщика с показателями его налоговой отчетности. В дальнейшем, следует совершенствовать законодательство с целью отхода налоговых органов  от контроля тех вопросов, которые  напрямую не связаны с налогообложением. Обоснованным кажется также отмена срока проведения проверки за 5 дней, так как другие контролирующие органы не придерживаются таких сроков и  обеспечивают не формальный контроль, а реальное изучение дел налогоплательщиков.

     Кроме указанных выше направлений совершенствования  контроля за налогообложением производства и оборота табачных изделий, при  проведении соответствующих проверок важно обращать внимание на наличие  у белорусских субъектов хозяйствования счетов за границей и движение товарно-материальных ценностей и денежных средств  за рубеж. Также следует подчеркнуть, что более действенным должен стать контроль налоговых органов  за правильностью применения цен  по сделкам в целях налогообложения.

     Также большое значение в аспекте совершенствования  контроля налоговых органов имеет  работа с кадрами: регулярная организация  и проведение семинаров по разным вопросам контроля, курсов повышения  квалификации и т.п.

     Кроме того, негативным моментом является незначительный уровень оплаты труда работников налоговых органов. В прошлом  существовала практика более активного  материального стимулирования работников посредством того, что в распоряжении налоговой инспекции оставался  определенный процент от сумм, доначисленных  и взысканных в результате проводимых контрольных мероприятий. Возврат  такого рода поощрения результатов  контрольной работы инспекции достаточно позитивно сказался бы на качестве работы специалистов налогового контроля. Как правило, мотивация труда  в данной ситуации играет не последнюю  роль.  Для того, чтобы привести реальный пример следует отметить, что оплата труда главных государственных  налоговых инспекторов является недостаточной, отсутствие социального  пакета (за исключением страховки  на случай гибели), нерешенность жилищных проблем, отсутствие иных льгот приводит к тому, что наиболее квалифицированные  кадры после нескольких лет практической работы меняют место работы. Вновь  приходящие молодые кадры требуют  дополнительного обучения и никто  не дает гарантии, что через некоторое  время они не уволятся. Следовательно, совершенствование материального  обеспечения сотрудников налоговых  органов создаст реальные предпосылки  для формирования постоянного контингента  высококвалифицированных специалистов, способных в кратчайшие сроки  обеспечить проведение контрольных  мероприятий и эффективно противодействовать нарушения налогового законодательства.

     В заключение следует заметить, что  повышение качества и эффективности  контроля налоговых органов за соблюдением  налоговой дисциплины не означает его  усложнения. Проведение мероприятий  налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных предпринимателей. И  в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    На  современном этапе в системе  финансового контроля такой его  вид, как налоговый контроль занимает важнейшее место и призван  обеспечивать соблюдение индивидуальными  предпринимателями законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся  государству налоговых платежей в бюджет своевременно и в полном объеме.

    Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено  наличием объективной категории  налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

    Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый  контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения. Также следует  обратить внимание на то, что все  авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

    Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной  из которых является стремление плательщика  так или иначе избежать уплаты налогов. В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся  государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

    Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных  правовым образом.

    Наиболее  значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы. Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие  характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым  для понимания сущности налогового контроля.

    Налоговый контроль осуществляется уполномоченными  органами государства посредством  проведения ими конкретных контрольных  действий, регламентированных специальным  законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными  правами и обязанностями. Контрольные  мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются  в соответствующих документах налогового контроля.

    Таким образом, для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой  законодательной базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и, в конечном счете, обеспечивающей эффективную  реализацию мероприятий налогового контроля.

    Анализ  контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам по Центральному району инспекции МНС г. Минска за 2008-2010 годы свидетельствует о том, что в последнее время достаточно высоким является процент выявления  тех или иных нарушений по результатам  контрольных мероприятий, что свидетельствует  о довольно низкой налоговой дисциплине плательщиков. И вместе с тем основными  налоговыми нарушениями являются непреднамеренные ошибки бухгалтеров, а не злостное умышленное уклонение от уплаты налогов. Причиной тому в какой-то мере является несовершенство и нестабильность законодательства о налогах и предпринимательстве.

    Оценка  контрольной работы инспекции позволяет  сделать вывод, что качество контроля является достаточно высоким, а основную проблему для налогового органа представляет непосредственно взыскания доначисленных  в ходе контрольных мероприятий  сумм налогов и финансовых санкций.

    Таким образом, в силу наличия некоторых  трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования  контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как  на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в  целом.

    Приоритетным  направлением в последнее время  является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности.

    Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования контроля налоговых органов за соблюдением  налоговой дисциплины в нашей  республике на современном этапе  заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и  методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой  системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению  налогового контроля: приоритетным направлением должен стать именно контроль за нелегальным  теневым оборотом, а не выявление  мелких нарушений.

Информация о работе Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий