Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования –инспекция МНС по Центральному району г. Минска

Предмет исследования – процесс налогового контроля в сфере производства и оборота табачных изделий.

Цель работы: определить, как налоговые службы Республики Беларусь осуществляют контроль за производством и оборотом табачных изделий.

Методы исследования: наблюдения, изучения, обобщение теоретического и практического материала, сопоставление, анализ, библиографический метод.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 199.85 Кб (Скачать)

     Однако не все граждане соблюдают нормы законодательства Республики Беларусь. 

     В отношении физических лиц - нарушителей требований законодательства в сфере производства и оборота табачного сырья и табачных изделий предусмотрены жесткие меры ответственности.

     Так, за ввоз в Республику Беларусь, перевозку по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более 200 сигарет либо более 200 граммов табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего восемнадцатилетнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными марками, а также более 1000 сигарет либо более 1000 граммов табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения, предусмотрено наложение штрафа в размере до 50 базовых величин с конфискацией ввозимых, перевозимых, хранимых табачных изделий.

     Материалы в отношении перемещения и (или) хранения ими табачных изделий без акцизных марок Республики Беларусь стоимостью свыше 250 базовых величин направляются в органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел.

     Однако даже такие штрафные санкции не останавливают физических лиц, пытающихся незаконными методами вовлекать в легальный оборот нелегально ввезенные или приобретенные подакцизные товары.

     Основными правонарушениями со стороны физических лиц при обороте табачных изделий  являются:

     - реализация табачных изделий без документов, подтверждающих приобретение;

     - ввоз, перевозка, хранение табачных изделий без акцизных марок Республики Беларусь.

     Например, работниками инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Центральному району г. Минска при  проведении рейдовой проверки установлен факт реализации и хранения гражданкой К. табачных изделий импортного производства в количестве 1779 пачек сигарет (35580 сигарет), без документов, подтверждающих легальность их приобретения, не маркированных  акцизными марками Республики Беларусь, на общую сумму 7106500 рублей. По решению  Хозяйственного Суда г. Минска гражданка  К, привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 1050000 рублей с конфискацией хранимых табачных изделий.

     Кроме таких табачных изделий, как сигареты, физическими лицами нелегально ввозятся и реализуются на территории республики такие табачные изделия, как табак  для кальяна.

     Так, при проведении контрольных мероприятий  работниками инспекции установлен факт хранения гражданином С. табака для кальяна без документов, подтверждающих его приобретение и поступление, не маркированного акцизными марками  Республики Беларусь, в количестве 12 пачек весом 560 грамм на сумму 106400 рублей. В отношении данного гражданина составлен протокол об административном правонарушении. Материалы дела находятся  на рассмотрении в Суде Центрального района г. Минска [9].

     Государство через налоговые и иные контролирующие и правоохранительные органы принимает  меры по пресечению и недопущению  такой деятельности. Вместе с тем  решение проблемы возможно лишь общими усилиями, как государства, так и общества в целом. Ведь если каждый из нас будет приобретать табачные изделия только в магазинах и иных торговых объектах, имеющих специальные разрешения (лицензии) на розничную торговлю этими товарами, мы лишим этих дельцов незаконной наживы. Активная жизненная и гражданская позиция должна проявляться и в тех случаях, когда гражданам становятся известны факты незаконного хранения и реализации табачных изделий физическими лицами.

     В Беларуси с 1 января 2010 года усилился контроль за оборотом табачного сырья и  табачных изделий.

     В целях более эффективного применения отдельных законодательных актов, гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации  в декрете приводятся определения  некоторых терминов.

     В Беларуси расширилось и детализировалось понятие "табачные изделия" (появилось  определения курительных и некурительных  табачных изделий). Это призвано очертить круг субъектов предпринимательской  деятельности, которые осуществляют или планируют проводить закупки  и реализацию продукции этой товарной группы, а также упредить совершение правонарушений при обороте табачных изделий, виды которых четко не прописаны  в законодательстве.

     Для обеспечения своевременности расчетов за поставленные производителями табачные изделия в новом декрете предусмотрена  возможность аннулирования специальных  разрешений (лицензий) на деятельность, связанную с оборотом (за исключением  экспорта и импорта) табачных изделий, при установлении у субъектов  торговли просроченной задолженности  по расчетам за поставленные табачные изделия два и более раза в  течение календарного года.

     До  последнего времени законодательством  не предусматривалась административная ответственность за неисполнение требований в соответствии с которым такие  товары, перемещаемые транзитом через  таможенную территорию Республики Беларусь, подлежат обязательному сопровождению.

     При проверках налоговыми органами магазинов-складов  и субъектов предпринимательской  деятельности установлены факты  нарушений действующих правил по расчетам за полученные товары наличными  денежными средствами, в результате чего в бюджет недопоступали налоговые  платежи в значительных размерах. В связи с этим в новом законе предусмотрено исключение положения  о таких расчетах наличными денежными  средствами. Это устраняет еще  один пробел в законодательстве [9].

     Для облегчения условий выбора наиболее выгодных поставщиков табачного  сырья в декрете установлено, что его положения не распространяются на ввоз образцов этого сырья массой не более 3 кг каждый. 

     Таким образом, налоговый контроль за производством  и оборотом табачных изделий трудоемкий и необходимый процесс, из-за большого количество нарушений со стороны  граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Основные направления  совершенствования  налогового контроля  за производством  и оборотом табачных  изделий   

     Контроль  налоговых органов за соблюдением  налоговой дисциплины должен развиваться, использовать способы и методы, адекватные изменениям экономической системы  общества.

     В настоящее время в Республике Беларусь преобладает последующий  контроль налоговых органов. Широкое  применение именно этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем  информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой, проводимой с ними.

     При рассмотрении основных направлений  совершенствования контроля налоговых  органов за соблюдением налоговой  дисциплины целесообразно выделить направления совершенствования  как на макро-, так и на микроуровне.

     Такое деление вызвано объективной  необходимостью, которая определяется реалиями хозяйственной деятельности: как государство, так и субъекты предпринимательской деятельности являются участниками внешнеэкономических  операций. Следовательно, так как  хозяйственная деятельность субъектов  предпринимательства затрагивает  экономические интересы государства, то государственные органы власти и  управления должны уделять внимание совершенствованию контроля на макро- и микроуровне.

     По  оценкам Всемирного банка размер теневой экономической деятельности, которая нигде не учитывается  и, соответственно, не облагается налогами, составляет  от 8 до 60 % к уровню ВВП  в зависимости от страны. В частности  в соответствии с исследованиями Всемирного Банка уровень теневой  экономической активности составляет в Республике Беларусь около 20 % к  ВВП. Следовательно, данный теневой  оборот не находит своего отражения  в бухгалтерской и статистической отчетности субъектов предпринимательской  деятельности и государственных  органов власти и управления, а  налоги и сборы с этого оборота  не уплачиваются. Таким образом, если такой оборот не нашел своего отражения  в отчетности, то с него не были уплачены соответствующие налоги и сборы. Для оценки размеров теневого оборота, не облагаемого налогами и сборами, в абсолютном выражении определим  его сумму с учетом того уровня теневой экономики, который констатирует Всемирный банк.

     Совершенствование налогового контроля за производством  и оборотом табачных изделий является объективной необходимостью и должно быть направлено в первую очередь  на выявление теневого оборота и  вывод данного оборота в легальную  сферу. Рассмотрим более детально основные направления совершенствования  налогового контроля на макроэкономическом уровне.

     Одним из основных направлений совершенствования  налогового контроля за производством  и оборотом табачных изделий является повышение роли предварительного и  текущего налогового контроля, связанных  с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке  и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании  которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. Для этого  необходимо создание принципиально  новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей  и баз данных с использованием опыта зарубежных стран.

     К одному из главных путей повышения  эффективности налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий можно отнести совершенствование  налогового законодательства.

     С 01.01.2005 года вступило в силу Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров, выполнении работ, оказании услуг  по стране назначения (далее – Соглашение). Исходя из  практических наработок  разработаны основные направления  совершенствования организации  налогового контроля за субъектами предпринимательства, осуществляющими взаимную торговлю товарами в рамках Соглашения:

     Во-первых, с целью предотвращения уклонений  от уплаты налога на добавленную стоимость  при ввозе товаров из Российской Федерации, возможны следующая схема  ухода от налогообложения и методы ее предотвращения:

     Субъекты  хозяйствования Республики Беларусь приобретают  товары на территории Российской Федерации  нелегально за наличный расчет, оформляют  только для транспортировки (на случай  проверок в пути) товаросопроводительные документы от любой организации  Российской Федерации (данные документы  не являются в Российской Федерации  бланками строгой отчетности, соответственно, их оформление не составляет трудностей) и по прибытии в республику реализуют  нелегально за наличный расчет либо используют их в производстве неучтенной продукции. В результате происходит уход от уплаты налога на добавленную стоимость  по товарам, ввезенным из Российской Федерации и от налогообложения  в целом при их реализации в  Республике Беларусь.

     Контрольные  мероприятий,  которые  необходимо  проводить  для предотвращения уклонений  от налогообложения.

     В данной ситуации предотвратить уклонение  от уплаты налога на добавленную стоимость  по ввозимым товарам из Российской Федерации и, соответственно, от уплаты налогов по их реализации на территории Республики Беларусь  возможно на стадии транспортировки или хранения товаров  до их реализации:

     а) при транспортировке до пункта разгрузки  есть возможность зафиксировать  факт перевозки путем проведения рейдовых проверок на автомобильных  дорогах. Для этого необходимо постоянно  проводить рейдовые проверки (в первую очередь в приграничных районах  с Российской Федерацией и на въездах  в крупные города областей, областные  центры, г. Минска) в том числе  совместно с территориальными подразделениями  Транспортной инспекции, органами внутренних дел). При этом контрольные мероприятия  необходимо проводить не только по отработанным ранее схемам (а именно: проведение запросов по товарно-транспортным накладным, проверка правильности и  полноты заполнения сопроводительных документов, контроль за транспортировкой подакцизных товаров, сверка фактического наличия товаров со сведениями,  отраженными  в  сопроводительных документах и т.п.), но  и с обязательным фиксированием  всех  автомашин,  перевозящих грузы  из Российской  Федерации.

     Данные  сведения инспекцией Министерства по  налогам  и сборам по области  необходимо  обобщать  в целом  по области  и направлять для использования  в  контрольных  мероприятиях в  разрезе  получателей  товаров, зарегистрированных в  районах  (городах). Как  показывает  практика,  больше  всего  нарушений  в части  уклонения  от уплаты  налога на  добавленную стоимость  по  ввозимым  товарам   выявляется именно  по зафиксированным  в  ходе рейдов на дорогах  фактов  перевозки  товаров  из  Российской Федерации.

Информация о работе Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий