Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования –инспекция МНС по Центральному району г. Минска

Предмет исследования – процесс налогового контроля в сфере производства и оборота табачных изделий.

Цель работы: определить, как налоговые службы Республики Беларусь осуществляют контроль за производством и оборотом табачных изделий.

Методы исследования: наблюдения, изучения, обобщение теоретического и практического материала, сопоставление, анализ, библиографический метод.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 199.85 Кб (Скачать)

      - налоговые проверки;

      - опрос плательщиков и других лиц;

      - проверка данных учета и отчетности;

      - осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);

      - другие формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством [18].

     Различают следующие виды налогового контроля:

     1. По источникам получения информации  о результатах финансово-хозяйственной  деятельности:

     – документальный – проверка данных, содержащихся в финансовых документах (отчетах, расчетах, приходно-расходных документах и др.);

      фактический – проверка, проводимая путем пересчета наличных денежных средств, осмотра, обмера, обследования товарно-материальных ценностей и совершения других процессуальных действий.

   2. В  зависимости от времени осуществления:

      предварительный – осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений налогового законодательства (данный вид контроля выражается в регистрации плательщиков, проверке наличия документов, подтверждающих легальность происхождения товара);

      текущий (оперативный) – проводится в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности плательщиками. Данная форма контроля осуществляется в течение налогового периода в момент совершения или после завершения отдельных контролируемых операций (уплата косвенных налогов по тем или иным оборотам и др.);

      последующий (периодический) – осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период, как правило, год. Такой контроль проводится после анализа представленных отчетных финансовых документов с изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта [7, с. 233].

     В рамках вышеназванных видов и  форм налоговый контроль осуществляется с использованием определенных методов. Под методом налогового контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Налоговый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами – ревизией и проверкой. Общим методом налогового контроля является налоговая проверка, которая подразделяется на ряд разновидностей по различным основаниям:

     1. По периодичности проведения:

     – плановая;

     – внеплановая.

     2. По месту осуществления контрольных  действий:

     – камеральная;

     – выездная.

     Рассмотрим  данные разновидности налоговых  проверок более подробно.

     Плановой  налоговой проверкой является выездная налоговая проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в областях и г. Минске. При этом включение налоговых проверок в соответствующий координационный план контрольной деятельности осуществляется только при условии указания конкретных тем налоговой проверки, плательщика (иного обязанного лица), подлежащего налоговой проверке, и срока ее проведения. Графики проверок доводятся до сведения плательщиков (иных обязанных лиц) путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях налоговых органов. Плановые налоговые проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) могут проводиться не более одного раза в год [18, ст. 69, п. 2].

     Внеплановая налоговая проверка, за исключением встречных, рейдовых проверок, а также тематических выездных налоговых проверок, обязательность проведения которых устанавливается налоговым законодательством, проводится только по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, Советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г. Минске либо Министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции. О проведении указанных внеплановых налоговых проверок налоговый орган, проводящий проверку, обязан проинформировать Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности) [18, ст. 69, п. 3].

     Порядок планирования налоговых проверок, информирования о проведении внеплановых налоговых  проверок устанавливается Советом  по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

     Внеплановые тематические выездные налоговые проверки в обязательном порядке проводятся при следующих обстоятельствах:

     1) необходимости подтверждения обоснованности  зачета либо возврата плательщику  (иному обязанному лицу) превышения  сумм налога на добавленную  стоимость, уплаченных при приобретении  товаров (работ, услуг), имущественных  прав или ввозе товаров на  таможенную территорию Республики  Беларусь, над суммой налога на  добавленную стоимость, исчисленной  по реализации товаров (работ,  услуг), имущественных прав;

     2) невнесении в установленные сроки  в доход республиканского и  (или) местных бюджетов денежных  средств, полученных от реализации  или иного использования имущества,  обращенного в доход государства,  организацией, которой это имущество  было передано на реализацию  или иное использование;

     3) неисполнении или ненадлежащем  исполнении плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства; наличии задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пени при отсутствии на счетах плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения налогового обязательства, и непредставлении в налоговый орган документов – в целях выявления имущества плательщика (иного обязанного лица) и взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) и (или) за счет средств его дебиторов;

     4) наличии сведений и фактов, свидетельствующих  о неосуществлении организацией  или индивидуальным предпринимателем  предпринимательской деятельности  в течение шести месяцев подряд  и непредставлении налоговому  органу сообщения о причинах  неосуществления такой деятельности;

     5) ликвидации организации или прекращении  деятельности индивидуального предпринимателя  в случаях, когда такие ликвидация  или прекращение деятельности  осуществляются не по инициативе  налогового органа;

     6) принятии решения о проведении  дополнительной налоговой проверки.

     Решение о проведении дополнительной налоговой  проверки принимается в случае:

     – восстановления плательщиком (иным обязанным  лицом) бухгалтерского и (или) налогового учета и представления документов бухгалтерского учета, других документов, связанных с налогообложением, в  течение сроков, установленных налоговым  законодательством;

     – получения ответов от государственных  органов, иных организаций по направленным в их адрес запросам, а также  поступления информации от налоговых  органов других государств либо по их запросам;

     – представления плательщиком (иным обязанным  лицом) возражений по акту налоговой  проверки [18, ст. 69, п. 5].

     По  месту осуществления контрольных  действий налоговая проверка включает в себя две разновидности: камеральная  и выездная.

     Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин) [18, ст. 70].

     Выездная  налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке. Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными [18, ст. 71].

     При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо).

     Рейдовая  выездная налоговая  проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, с хранением товарно-материальных ценностей в других местах, связанных с извлечением доходов, в целях контроля за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фак-тов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

     В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.

     Встречная выездная налоговая  проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете плательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней, он может быть продлен руководителем налогового органа [18, ст. 71, п. 7].

     Выбор той или иной разновидности налоговой  проверки и инструментария ее проведения определяется ее целями и задачами.

     Другим  основным методом налогового контроля является ревизия, которая представляет собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности и эффективности. Ревизия используется намного реже, чем проверка, что объясняется рядом причин, в частности:

     – большими затратами на ее проведение;

     – как правило, при проведении контрольных  мероприятий возникает необходимость  исследовать не все сферы деятельности конкретного субъекта хозяйствования, а лишь ее отдельные направления (например, полнота и своевременность  уплаты налогов, соблюдение законодательства при проведении валютных операций и  т.д.).

     Таким образом, формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых  является необходимым для понимания  сущности налогового контроля. Рассмотрев теоретические аспекты налогового контроля в части его сущности, принципов, элементов и методов, целесообразно обратиться к органам налогового контроля. 

    1. Органы, осуществляющие налоговый  контроль
 

     В условиях перехода к рынку возникли субъекты негосударственной формы  собственности, что повлекло объективную  необходимость адекватного изменения  структуры органов, осуществляющих финансовый контроль в республике. Также возникает потребность  в создании специальных налоговых  органов. В мае 1990 года в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств в системе Министерства финансов БССР создана государственная налоговая служба в составе: Главной государственной налоговой инспекции Минфина БССР, 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах [2, c. 64].

Информация о работе Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий