Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:41, курсовая работа
Объект исследования –инспекция МНС по Центральному району г. Минска
Предмет исследования – процесс налогового контроля в сфере производства и оборота табачных изделий.
Цель работы: определить, как налоговые службы Республики Беларусь осуществляют контроль за производством и оборотом табачных изделий.
Методы исследования: наблюдения, изучения, обобщение теоретического и практического материала, сопоставление, анализ, библиографический метод.
Действенность и эффективность налогового контроля во многом зависят от системы специальных государственных органов, в компетенцию которых входит осуществление контрольных функций в сфере налогового контроля.
Основными органами, осуществляющими налоговый контроль на территории Республики Беларусь, являются:
-
Комитет государственного
- Министерство по налогам и сборам и его инспекции.
-
Государственный таможенный
- Министерство финансов Республики Беларусь.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, так как контроль за соблюдением налогового законодательства могут осуществлять и иные органы.
В соответствии со ст. 2 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» Комитет государственного контроля и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за:
- исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;
- исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
- законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;
- соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
- состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
- исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Главная роль в осуществлении налогового контроля в Республике Беларусь принадлежит специализированному налоговому органу – Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) и его инспекциям. МНС является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее – алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
На
МНС возложены следующие
- Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды.
- Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий.
- Учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет.
- Разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений по совершенствованию налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации.
- Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции.
- Предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции.
- Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы.
- Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет [21, п. 4].
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь обладают строго определенной компетенцией в области таможенного дела. В установленных законодательством формах они выполняют функции и реализуют полномочия в области отношений по перемещению через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного регулирования, взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление.
Государственные таможенные органы в сфере налоговых отношений осуществляют контроль за своевременным и полным поступлением косвенных налогов (акцизов, налога на добавленную стоимость) и таможенных платежей, предусмотренных ст. 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь, при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.
Деятельность
Министерства финансов Республики Беларусь
в основном направлена на регулирование
бюджетных правоотношений. Однако это
не исключает участие его территориальных
органов в регулировании иных экономических
сфер, в том числе налоговой. В соответствии
с Положением о Министерстве финансов
Республики Беларусь, утвержденным постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 31.10.2001 г. № 1585, Министерство финансов
Республики Беларусь является республиканским
органом государственного управления.
Полномочия Министерства финансов Республики
Беларусь в налоговой сфере заключаются
в следующем:
- проведении государственной политики, осуществлении регулирования и управления в финансовой сфере и координации деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
- обеспечении активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
- разработке предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
- эффективном проведении бюджетно-финансовой и налоговой политики;
-
контроле за соблюдением финансовых интересов
государства,
в том числе в процессе интеграции Республики
Беларусь в мировое хозяйство;
- проведении работы по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения;
- осуществлении анализа влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц.
При
осуществлении контрольной
В
настоящее время необходимо искать
пути совершенствования организации
налогового контроля в республике,
повышения его эффективности. С
этой целью предполагается установить
четкие механизмы и процедуры
исполнения налогового обязательства,
механизм и формы осуществления
налогового контроля, при изменении
(в том числе и при нарушении)
сроков исполнения налогового обязательства
определить механизм и формы осуществления
налогового контроля [11, с. 48]. Особую актуальность
в данном аспекте имеет введение самостоятельной
отрасли законодательства – налогового
права, в рамках которого были бы четко
оговорены вопросы налогового контроля.
2
Налоговый контроль
за производством
и оборотом табачных
изделий
2.1
Краткая характеристика
инспекции МНС
по Центральному
району г. Минска
Рассмотрим краткую характеристику инспекции МНС по Центральному району г. Минска на основании положения об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Центральному району г. Минска, представленной в Приложении Б.
Инспекция
Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь
по Центральному району г. Минска расположена
на проспекте Машерова,7.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Центральному району г. Минска является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счета в банках [27].
Основные задачи, функции, права и обязанности, порядок деятельности инспекции МНС и ее должностных лиц определяются Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь, иными актами законодательства
Инспекция МНС подотчетна и подконтрольна инспекции МНС Республики Беларусь по г. Минску, Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь
Инспекция
МНС работает в тесном взаимодействии
с органами государственной власти
и управления, координирует свою деятельность
с правоохранительными и
Одной из задач инспекции МНС является то, что:
- инспекция ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц), Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
Инспекцию
МНС возглавляет начальник
Заместители
начальника инспекции МНС, начальники
структурных подразделений
Другие
работники инспекции МНС всех
уровней назначаются и
На должности руководителей и иных должностных лиц инспекции МНС назначаются лица, отвечающие квалификационным требованиям.
В инспекции МНС по Центральному району г. Минска начальником инспекции является Нарыжная Лариса Васильевна, заместителем начальника инспекции - Стрельченко Ирина Владимировна, первым заместителем начальника инспекции - Кленовская Анна Вячеславовна.