Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования –инспекция МНС по Центральному району г. Минска

Предмет исследования – процесс налогового контроля в сфере производства и оборота табачных изделий.

Цель работы: определить, как налоговые службы Республики Беларусь осуществляют контроль за производством и оборотом табачных изделий.

Методы исследования: наблюдения, изучения, обобщение теоретического и практического материала, сопоставление, анализ, библиографический метод.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 199.85 Кб (Скачать)

     Что касается непосредственно понятия  налогового контроля, то в современной  научной литературе существует множество  его трактовок. Так, для сравнения  следует привести ряд наиболее часто  встречающихся определений, даваемых этому виду контрольной деятельности российскими учеными.

     О. А Ногина подходит к характеристике налогового контроля с двух точек зрения: “Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. …Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие” [19, с. 33].

     А. В. Брызгалин считает, что “налоговый контроль—это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный государственный контроль” [4, с. 308].

     “Налоговый  контроль можно определить как установленную  законодательством совокупность приемов  и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту  и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд” [6, с. 33].

     Е.И. Шохина делает акцент на деятельности уполномоченных органов: “налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд” [25, с. 34].

     Аналогичного  мнения придерживается Шеремет А.Д., понимая под налоговым контролем “деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах” [26, c. 106].

     Из  вышеприведенных определений налогового контроля можно сделать вывод, что  авторы, раскрывая понятие данного  феномена, сходятся в том, что налоговый  контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения. Также следует  обратить внимание на то, что все  авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

     Налоговый контроль—это элемент финансового  контроля и часть налогового механизма. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе  отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает  всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения [17, с. 116].

     Появление налогового контроля вызвано объективными причинами. Налогоплательщик, обладая  определенным имуществом на праве собственности  или ином вещном праве, всегда стремится  защитить свой частный имущественный  интерес от налоговых изъятий. При  этом желание налогоплательщика  уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес  и другой стороны налоговых отношений—государства. В такой ситуации государство, защищая  публичные интересы в налоговых  отношениях, вынуждено выработать специальный  механизм своего взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком или  обязанным лицом, который бы в  конечном итоге обеспечил надлежащее поведение каждого лица по исполнению им обязанности по уплате налогов  и сборов и иных обязательств, предусмотренных  налоговым законодательством.

     Очевидно, что для охраны своих имущественных  интересов в налоговой сфере  государство должно, во-первых, создать  специальный государственный орган  или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению  к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным  путем установить порядок, формы  и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных  лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При  этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений  уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные  ограничения на вмешательство в  экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики [7, с. 37].

     Таким образом, из вышесказанного вытекает необходимость  существования системы налогового контроля, а также в общем виде отражается юридическая основа ее построения. Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление  развивалось параллельно с самим  налогообложением и приобрело форму  устойчивой закономерности. Существует масса способов ухода от налогов  посредством осуществления определенных операций на фондовом рынке, например, а также многие другие. В итоге  государство недополучает порой  весьма значительные суммы налоговых  платежей.

     Необходимо  отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые  положения, которые определяют эффективное  осуществление налогового контроля. Данными принципами должны руководствоваться  субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий  в сфере налогообложения (Приложение А).

     Прежде  всего, это общеправовые принципы. 

     - принцип законности. В общем плане этот принцип подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. Другими словами, любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем законодательстве. 

     - принцип юридического равенства. Применительно к налогообложению данный принцип выражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. 

     - принцип соблюдения прав человека и гражданина. Исходя из того, что права и свободы человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью, органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство. 

     - принцип гласности. Данный принцип означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также получения информации.

     - принцип ответственности. Этот принцип заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. В ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация правонарушений в документах налогового контроля.

     - принцип защиты прав. Защита прав субъектов должна гарантироваться на любом этапе развития налоговых отношений, в том числе и при проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности. Принцип защиты прав проверяемой организации или физического лица в ходе осуществления налогового контроля предполагает также право соответствующего объекта не исполнять неправомерные требования должностных лиц или уполномоченных органов [19, с. 71-74].

     Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи принципы, традиционно  выделяемые авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого  вида управленческой деятельности. Их также целесообразно перечислить  и вкратце охарактеризовать. 

     - принцип независимости. Лимская декларация руководящих принципов контроля устанавливает, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не бывают абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач. 

     - принцип планомерности. Этот принцип подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, должна быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования. 

     - принцип регулярности (систематичности) контроля. Согласно данному принципу, контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени. 

     - принцип объективности и достоверности. Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

     - принцип документального оформления результатов контроля. Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.

     - принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами. Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности [3, с. 75-78].

     Следует отметить, что вышеперечисленные  общеправовые принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают систему  принципов налогового контроля, но они являются основополагающими  при его организации.

     Таким образом, налоговый контроль играет важную роль не только в системе  государственного финансового контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе  финансового контроля он занимает значительное место. Ознакомившись с сущностью  налогового контроля, его принципами и местом в системе финансового  контроля, целесообразно перейти  к изучению его элементов и  видов.

    1. Организация налогового контроля – формы, виды, методы
 

     Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных  правовым образом. Одним из первых элементы контроля выделил Э. А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что  “функционирование контрольных  органов предполагает наличие комплекса  условий организационного и методологического  порядка; определение субъектов  и объектов контроля, границ контрольной  деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности  контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д.

     Весь  перечисленный комплекс условий  должен подлежать соответствующей  правовой регламентации контрольной  деятельности органов государственного управления.” 

     В настоящее время выделяют различные  элементы контроля. Для характеристики налогового контроля из всей совокупности его элементов наиболее значимыми  являются следующие:

     - субъекты налогового контроля;

     - объект и предмет налогового контроля;

     - формы, методы и мероприятия налогового контроля;

     - документы налогового контроля;

     - этапы и порядок проведения налогового контроля.

     Задачи  налогового контроля реализуются через  его формы и методы.

     Статья 64 Налогового кодекса Республики Беларусь закрепляет следующие формы налогового контроля:

Информация о работе Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий