Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования –инспекция МНС по Центральному району г. Минска

Предмет исследования – процесс налогового контроля в сфере производства и оборота табачных изделий.

Цель работы: определить, как налоговые службы Республики Беларусь осуществляют контроль за производством и оборотом табачных изделий.

Методы исследования: наблюдения, изучения, обобщение теоретического и практического материала, сопоставление, анализ, библиографический метод.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 199.85 Кб (Скачать)

    Основные  показатели деятельности инспекции  в динамике за 2008-2009 годы, а также сравнительная характеристика деятельности инспекции за 2009-2010 годы приведены в приложении В.

    Из 984 состоящих на учете индивидуальных предпринимателей проведены проверки 217, что составило 22,1% к состоящим  на налоговом учете и на 3,5% (22,1%-25,6%) меньше по отношению к 2008 году и на 6,4% (22,1%-28,5%) меньше, по отношению к 2007 году. В 2010 году на учёте в инспекции состояло уже 1013 индивидуальных предпринимателей, из которых у 229 были проведены проверки на предмет наличия нарушений налогового и иного законодательства, что составило 22,6 % к состоящим на налоговом учёте и на 0,5 % меньше по отношению к 2009 году.

    Нарушения налогового законодательства в 2009 году установлены у 67,3% индивидуальных предпринимателей, что на 3,1 процентных пункта выше, чем  за 2008 год, а нарушения налогового законодательства в 2009 году установлены у 64,2% субъектов хозяйствования, что на 1,8 процентных пункта ниже, чем за 2008 год. По результатам проверок в 2010 году у 169 индивидуальных предпринимателей были выявлены нарушения (73,8 % от количества проверенных).

    Сопоставляя полученные данные  видим:

    - по сравнению с 2007 годом, количество индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения налогового законодательства в 2008 году уменьшилось на 4 или на 1,8%, а количество индивидуальных предпринимателей лиц, допустивших нарушения налогового законодательства в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 годом на 10 или на 3,1%, в 2010 году количество нарушителей законодательства увеличилось на 23 или на 6,5 %.

    При анализе контрольной работы отмечается, что:

    - в анализируемых годах количество  индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения налогового  законодательства изменялось незначительно,  но происходит увеличение результативности  по индивидуальным предпринимателям  в 2007 - 2009 годах и составляет +13 млн.р. в сравнении 2008 г. с 2009 г. и +0,2 млн.р. в сравнении 2008 г. с 2007 г.

    Увеличение  результативности проверок в целом  по инспекции за 2009 год по сравнению  с 2008 годом не повлияла на рост доначисленных платежей и составила -122,4 млн. по сравнению с 2008 годом.

    Одной из задач налогового контроля является взыскание дополнительно доначисленных  платежей, а именно:

    - за 2008 год – поступление по  результатам контрольных мероприятий  не менее 25% к уровню прошлого  года;

    - за 2009 год – поступление по  результатам контрольных мероприятий  не  менее 25% к доходам; 

    - за 2009 год – поступление по  результатам контрольных мероприятий  не менее 85% сумм доначисленных  платежей.

    Оценка  деятельности инспекции по взысканию  дополнительно доначисленных платежей субъектов хозяйствования приведена в приложении Г. 

    С учетом переходящих остатков процент  взыскания допричисленных сумм составил в 2009 году 99,6%, что на 39,7 процентных пункта больше по сравнению с предыдущим годом (темп роста 166,3%), в том числе:

    - по   индивидуальным   предпринимателям   процент   взыскания  составил 98,6%, что на 0,5 процентных пункта  меньше по сравнению с предыдущим  годом (темп роста 99,5%).

    С учетом переходящих остатков процент  взыскания допричисленных сумм составил в 2010 году 99,4%, что на 0,2 процентных пункта меньше по сравнению с предыдущим годом (темп роста 99,8 %), в том числе:

    - по   индивидуальным   предпринимателям   процент   взыскания  составил 97,1 %, что на 1,5 процентных пункта меньше по сравнению с предыдущим годом (темп роста 98,5 %).

    За  2008 год процент взыскания доперичисленных сумм составил 59,9%, что на 27,4 процентных пункта меньше по сравнению с предыдущим годом (темп роста 68,6%), в том числе:

    - по индивидуальным предпринимателям  процент взыскания составил 99,1%, что на 1,2 процентных пункта больше  по сравнению с предыдущим  годом (темп роста 101,2%).

    Динамика  количества проведённых проверок за 2007 – 2010 годы представлена в виде рисунка 1. 

      

Рисунок 1 – Динамика количества проведённых проверок за 2007-2010 годы  

    Примечание - Источник:  собственная разработка

    За  весь анализируемый период наибольший процент взыскания наблюдается  по индивидуальным предпринимателям.

    Проанализировав деятельность инспекции по взысканию  дополнительно доначисленных платежей субъектов хозяйствования видим, что  одна из главных задач:

    - за 2007 год – поступление по результатам контрольных мероприятий не менее 25% к уровню прошлого года выполнена и составило плюс 45,2% (717,7 : 494,4);

    - за 2008 год – поступление по результатам контрольных мероприятий не менее 1% к доходам (доход в консолидированный бюджет составил 49052,06) обеспечено и составило 1,24% (608,6 : 49052,06 х 100);

    - за 2009 год – поступление по результатам контрольных мероприятий не менее 85% сумм доначисленных платежей выполнена и составила 99,08% ((785,2-3,4):789х100).

    Динамика  доначисленных налоговых платежей по результатам налоговых проверок индивидуальных предпринимателей за 2007 – 2010 годы отражена на рисунке 2.  
 

      

Рисунок 2 – Динамика доначисленных налоговых платежей по результатам налоговых проверок за 2007 -2010 годы 

    Примечание - Источник:  собственная разработка 

    В целях выполнения доходной части  бюджета, повышения эффективности  контрольной работы, изыскания дополнительных источников повышения доходной части  бюджета, выявления финансовых потоков, обращающихся в сфере «теневой экономики», совместно с другими контролирующими  и правоохранительными органами инспекцией постоянно проводятся контрольно-рейдовые мероприятия.

    Результаты  осуществления совместных мероприятий  по пресечению теневого обращения товаров  за 2007 - 2010 годы представлены в виде таблиц приложении Д.

    Анализируя  результаты оперативно-рейдовой работы за 2008-2009 годы, видим, что наметилась положительная тенденция сокращения количества проведенных оперативных тематических проверок с 390 в 2008 году до 258 в 2009 году и далее до 278 в 2009 году, при одновременном увеличении результативности проверок с 46,4% в 2008 году до 55,3% в 2009 году и далее до 79,1% в 2009 году. Анализируя 2010 год, следует отметить, что снижение количества проверок при увеличении результативности продолжилось (260 проверок при результативности 89,6 %)

    С каждым годом увеличивается количество проверок, проведенных с использованием метода контрольной закупки. Так, с  использованием метода контрольной  закупки инспекцией проведено в 2008-2009 годах – 42,39, 34 оперативных тематических проверок соответственно, из них в 41,31, 24 случаях соответственно установлены нарушения действующего законодательства (результативность составила 97,6%, 79,5%, 70,6% соответственно). В 2010 году проведено 69 проверок с использованием метода контрольной закупки, что на 28 больше, чем в 2009 году. Результативность составила 100 %.

    Важным  направлением в контрольной работе инспекции является оперативно-рейдовая работа по пресечению нелегальных финансовых потоков и незаконного оборота  товарно-материальных ценностей. Наиболее эффективными являются проверки, проведенные с использованием метода контрольной закупки, а также совместные проверки с правоохранительными органами.

     Таким образом, рассмотрев краткую характеристику деятельности инспекции МНС по Центральному району г. Минска выяснили, что инспекция ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц), Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими. 
 
 
 
 

     2.2 Осуществление налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий в инспекции МНС по Центральному району г. Минска 

    На  объектах (территории, здания, сооружения) юридических лиц, их структурных  подразделений, осуществляющих производство табачных изделий, по решению Совета Министров Республики Беларусь могут  вводиться государственные налоговые  посты для государственного контроля и надзора за оборотом табачного  сырья, а также за производством  и оборотом табачных изделий.

    Государственный налоговый пост является одной из форм контрольной деятельности налоговых  органов и действует в порядке, определяемом Советом Министров  Республики Беларусь. 

    Государственный надзор осуществляется за:

     - оборотом табачного сырья, нормированием  его расхода, производством табачных  изделий, а также за соблюдением  порядка утверждения (согласования) рецептур указанных изделий и  технологической документации на  их производство осуществляется  Белорусским государственным концерном  пищевой промышленности «Белгоспищепром»;

     - оборотом табачных изделий производится  Министерством по налогам и  сборам и Министерством торговли.

    Министерство  по налогам и сборам в пределах своих полномочий контролирует осуществление  Белорусским государственным концерном  пищевой промышленности «Белгоспищепром» государственного надзора за оборотом табачного сырья, а также за производством  и оборотом табачных изделий.

    Порядок государственного надзора определяется Советом Министров Республики Беларусь.

    Особенность налогового контроля за производством  и оборот табачных изделий обосновано тем, что данный товар является подакцизным, а кроме того, для продажи продукции, необходима лицензия. Из-за боле трудоемкого  процесса оформления необходимых документов и высокой эффективности реализации продукции, данная область подвержена деятельности мошенников больше, чем  многие другие виды бизнеса.

    Основными формами налогового контроля по производству и обороту табачных изделий являются:

      - лицензирование в области производства и оборота табачных изделий;

     - выдача акцизных марок;

     - регистрация организаций, совершающих  операции по производству и  обороту табачных изделий [9, c. 8].

    Проверка  предприятий, занимающихся производством  и оборотом табачных изделий, проходит несколько этапов, представленных на рисунке 1. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3 - Этапы проведения налогового контроля

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [19, с. 135-139] 

     Как мы уже рассмотрели раньше, инспекция  МНС по Центральному району осуществляет налоговый контроль за производством  и оборотом табачных изделий.

     Основные нарушения в области производства табачных изделий происходят из-за нелегальной деятельности физических лиц.

     Только в 1 квартале 2011 года за нарушения законодательства в сфере производства и оборота  табачных изделий работниками инспекции МНС по Центральному району допричислено 1,1 млрд. руб. налогов и штрафных санкций, арестовано 350,1 тыс. шт. табачных изделий, привлечено к административной ответственности 208 физических и юридических лиц на сумму 166,8 млн. руб.

     В соответствии с действующим законодательством хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в порядке, определенном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Особенности организации налогового контроля за производством и оборотом табачных изделий