Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что одной из ключевых проблем, проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.
В течение последних лет в отечественной литературе наблюдался значительный разброс мнений по принципиальным вопросам государственного регулирования ВЭД, форм и методов этого регулирования, а также перспектив интеграции России в мировую экономическую систему. Современная отечественная экономическая наука еще не выработала единой концепции государственного регулирования ВЭД России в переходный период, что можно объяснить «шоковым» способом либерализации на первом этапе становления рыночных отношений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6
1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов…………………………………………………………………………..6
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере……………………………………12
II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....20
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов…………………………………………………………………………...20
2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………....32
2.3. Методы расчета таможенной стоимости, порядок исчисления таможенных пошлин…………………………………………………………………………….38
III. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….50
3.1. Акцизное налогообложение на таможне…………………………………...50
3.2. Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...57
3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.……………………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...72

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Внешне ориентированная  модель направлена на увеличение экспорта. Однако экономического роста можно  достичь лишь при условии, что  заработанные средства будут инвестироваться  в развитие производства. Иначе расширение экспорта означает лишь отток ресурсов. Вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переходят из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, которую придётся закупать у других стран. Именно такие перспективы открывает свобода торговли России при внешне ориентированной модели.

В сложный период, который переживает Россия, неадекватной оказалась и реакция наших зарубежных партнеров. В их политике выявились элементы протекционизма со стороны не только отдельных товаропроизводителей, но и определенных властных кругов, которые опасаются возможной конкуренции экономически сильной России и поэтому достаточно откровенно выступают за применение под разными предлогами в отношении нашей страны политики двойного стандарта.

Западные страны создают препятствия на пути российского  экспорта, причем даже в отношении  сырьевых товаров, если это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции (космические, ядерные технологии) и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.

Сложная ситуация сложилась в области регулирования  импорта. На начальном этапе реформ в течение некоторого времени  какие-либо барьеры на пути импорта  в Россию практически отсутствовали. Именно в этот момент нужно было подумать о создании отвечающей международным нормам системы защиты внутреннего рынка. Однако таких шагов предпринято не было, и ситуация складывалась иначе.

Правительство России со значительным опозданием стало  предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции.

Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭД нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения задач:

  1. развитие экспорта и совершенствования его структуры;
  2. защита внутреннего рынка и отечественных производителей;
  3. продолжение курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.

Перспективы  развития  внешнеэкономической  деятельности  связаны с повышением   конкурентоспособности   производства, внедрением    новейших технологий, проведением маркетинговых  исследований,  включением  в  процесс МКП и МНТС, привлечением иностранных инвестиций.

Внешнеэкономическая  деятельность   РФ   должна активно поддерживаться и стимулироваться  государством.  Только  так  Россия сможет успешно интегрироваться в мировое хозяйство.

 

 

 

 

Заключение

В процессе работы над курсовой работой была поставлена цель показать основные налоговые механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для ее достижения был проведен детальный анализ и дана характеристика внешнеэкономической деятельности; раскрыто таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности; определены участники налоговых отношений в таможенной сфере; а также определены особенности налогообложения во внешнеэкономической деятельности.

Таможенное регулирование – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

Проанализировав действующий механизм обложения НДС в РФ, стало очевидным, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли было возможно, так как послужить их решению может только масштабный комплекс мер. Но в целом налог имеет позитивное значение и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

Завершая  тему регулирования внешнеэкономической  деятельности, следует отметить, что развитие внешнеэкономических связей – одно из приоритетных направлений управленческо-регулирующей деятельности государства. Для его эффективной реализации необходимо, прежде всего, постоянно совершенствовать хозяйственный механизм в сфере внешнеэкономической деятельности по всем его направлениям. При этом следует подчеркнуть, что регулирование внешнеэкономических связей современной России преимущественно экономическими методами не может быть действенным, когда в стране ещё не сформировались нормальные рыночные отношения; фактически отсутствуют важнейшие их компоненты (конкуренция предпринимателей и свобода выбора потребителей); экономика оказалась в состоянии глубокого кризиса и в долговой зависимости у иностранных кредиторов. Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. Именно административные методы регулирования внешнеэкономических связей, будучи средствами прямого действия, обладают многими преимуществами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция  Российской Федерации, 2010 г.
  2. Налоговый Кодекс РФ 2010 г.
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2009 г.
  4. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04
  5. Гордеев Г.Д. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005 г.. – 408 с.
  6. Дегтярева О. И., Полянова Т. Н. Внешнеэкономическая деятельность. — М., Дело, 2008 г.
  7. Муравьев А. И. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий – М.: Финансы и статистика, 2007 г.. – 144 с.
  8. Основы таможенного дела. Под общей ред. В. Г. Драганова. М. Экономика, 2006 г.
  9. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 2006 г.. – 480 с.
  10. Прокушев Е. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учеб.-практ. пособие. М. ИВЦ ”Маркетинг”, 2008 г.
  11. Синецкий В.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. – М.: Международные отношения, 2008 г.. – 380 с.
  12. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России. Учебник под ред. Э.Э. Батизи. – М. – ИНФРА. – М. 2007 г.. – 284 с.
  13. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2007г.
  14. http://www.nalogi.ru/
  15. klerk.ru
  16. http://www.consultant.ru/
  17. http://www.audit-it.ru/
  18. http://books.klerk.ru/

Приложение 1

Внешняя торговля России

 

2008 г.

2009 г.

2009 г.  к 2008 г., в %

 

всего

в том  числе со странами

всего

в том  числе со странами

 

всего

в том  числе со странами

   

дальнего  зарубежья

СНГ

 

дальнего  зарубежья

СНГ

 

дальнего  зарубежья

СНГ

Внешне-торговый оборот

150,4

122,8

27,7

156,4

128,0

28,4

104,0

104,3

102,7

Экспорт

105,6

91,3

14,2

103,0

87,7

15,3

97,6

96,1

107,5

Импорт

44,9

31,4

13,4

53,4

40,3

13,1

119,0

128,1

97,7

Сальдо

60,7

59,9

0,8

49,7

47,5

2,2

81,8

79,2

271,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Внешняя торговля России, в млрд. долл. США

1  ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года.

2 Основы таможенного дела. Учебное пособие. Вып. III. M., 2008. С. 83

3 http://books.klerk.ru/

4 Таможенный кодекс РФ.

5 Подп. 6, 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ.

6 ст. 360 ТК РФ.

7 Основы таможенного дела. Под общей ред. В. Г. Драганова. М. Экономика, 2006 г.

8 Таможенный Кодекс РФ.

9 Таможенный кодекс Российской Федерации ст.150.

10 Таможенный кодекс Российской Федерации ст.312

11 п. 1 ст. 153 НК РФ

12 ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ

13 Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 2006 г.. – 480 с.

14 Указанные ставки НДС действуют с 01 января 2009 года.

15 http://www.consultant.ru/

16 Прокушев Е. В. Внешнеэкономическая деятельность. Учеб.-практ. пособие. М. ИВЦ ”Маркетинг”, 2008 г.


Информация о работе Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности