Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:34, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что одной из ключевых проблем, проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.
В течение последних лет в отечественной литературе наблюдался значительный разброс мнений по принципиальным вопросам государственного регулирования ВЭД, форм и методов этого регулирования, а также перспектив интеграции России в мировую экономическую систему. Современная отечественная экономическая наука еще не выработала единой концепции государственного регулирования ВЭД России в переходный период, что можно объяснить «шоковым» способом либерализации на первом этапе становления рыночных отношений в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6
1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов…………………………………………………………………………..6
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере……………………………………12
II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....20
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов…………………………………………………………………………...20
2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………....32
2.3. Методы расчета таможенной стоимости, порядок исчисления таможенных пошлин…………………………………………………………………………….38
III. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….50
3.1. Акцизное налогообложение на таможне…………………………………...50
3.2. Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...57
3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.……………………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...72
В соответствии с Таможенным кодексом налогом на добавленную стоимость облагаются товары, ввозимые на территорию РФ, за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством.
Ставка НДС в 2011 году14:
1) Ставка НДС - 18%. Применяется чаще всего;
2) Ставка НДС на отдельные группы товаров - 10%;
3) Ставка НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, и др. (п. с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФ).
В определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки:
1) Производная от ставки НДС 10% - рассчитывается как:
( 10 / (100+10) ) * 100%
2) Производная от НДС 18% - рассчитывается как:
( 18 / (100 + 18)) * 100%
По ставке 0% производится налогообложение:
Полный перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 0% приведен в п.1 статьи 164 НК РФ.
По ставке 10% производится налогообложение:
Полный перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 10% приведен в п.2 статьи 164 НК РФ.
В остальных случаях применяется ставка 18%.
При ввозе
товаров на таможенную территорию Российской
Федерации применяются
В случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Объектом обложения НДС при импорте являются товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с таможенными режимами. Основой для исчисления налога является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется сумма ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам также и сумма акцизов. Если же товар освобожден от уплаты таможенных пошлин или акцизов, то в налогооблагаемую базу для расчета НДС условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются15.
Таким образом, при обложении НДС налоговый оклад может быть рассчитан по одной из следующих формул:
1) по
товарам, облагаемым ввозными
таможенными пошлинами и
С = ( ТС + ИП + А ) * Ст
где С - сумма налога на добавленную стоимость;
ТС - таможенная стоимость ввозимого товара;
ИП - импортная таможенная пошлина;
А - сумма акциза;
Ст - ставка НДС;
2) по товарам, подлежащим обложению импортными таможенными пошлинами, но не облагаемым акцизами:
С = ( ТС + ИП ) * Ст
3) по
прочим товарам (т.е. по
С = ТС * Ст
Пример расчета налога на добавленную стоимость:
Предположим, что таможенную границу РФ пересекла партия из ста единиц товара, таможенная стоимость одной единицы - 100 руб. Товар подлежит обложению по ставке 18%. Рассмотрим три случая:
1) Товар
подлежит обложению
Сумма импортной таможенной пошлины (5%) составляет 500 руб. Сумма акциза (25%) - 3500 руб. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате, составит:
( 10000 + 500 + 3500 ) * 18% = 2520 руб.
2) Товар подлежит обложению таможенными пошлинами, но не облагается акцизами. В этом случае сумма НДС, подлежащая уплате, составит:
( 10000 + 500 ) * 18% = 1890 руб.
3) Товар
не подлежит обложению ни
10000 * 18% = 1800 руб.
Налог на добавленную стоимость при импорте уплачивается в рублях, однако, по желанию плательщика и с согласия таможенного органа платеж может исчисляться в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ. Пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в некоторых предусмотренных законодательством случаях - на день уплаты. Плательщикам предоставляется право уплачивать налог как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу налогового органа в пределах сумм, установленных законодательством РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на добавленную стоимость играет огромную роль в обложении внешнеэкономической деятельности. Наряду с прочими косвенными налогами, взимаемыми при пересечении таможенной границы Российской Федерации, НДС является источником значительных поступлений в Федеральный бюджет.
При внешнеэкономической деятельности существует существенная разница между экспортом и импортом по обложению НДС. При ввозе товара с импортера взимается налог, основанный на таможенной стоимости. А закон использует при налогообложении две ставки – стандартную и пониженную. Последняя применяется для определенного перечня продовольственных и детских товаров. Причем ряд товаров и услуг вообще исключены из списка товаров (услуг), попадающих под налогообложение.
Для экспорта товаров ставка НДС нулевая. Помимо этого экспортеру компенсируют вычет налога, уплаченного при покупке товара для экспорта. Это связано с попыткой уйти от двойного налогообложения и, безусловно, стимулирует внешнеэкономическую деятельность.
Упрощенно обложение НДС товара при внешнеэкономической деятельности можно представить следующим образом: при ввозе товара импортер выплачивает НДС, но если товар будет реализован с НДС, то уплаченный на таможне налог принимается к вычету. При экспорте при нулевой ставке НДС все вычеты по приобретенному для экспорта товару ставятся к возмещению.
Таким образом, при покупке товара на вывоз, например за 1180 у.е. с учетом 18% уплаченного НДС (180 у.е.) и продаже его за 1500 у.е., маржинальная прибыль составит не 1500-1180=320 у.е., а с компенсацией вычета из бюджета 18% уплаченных при покупке 1500-1000=500у.е., что, без сомнения довольно привлекательно. Но для получения этих 18% придется доказать факт экспорта. Поэтому при экспорте выгодно приобретать товар у плательщиков НДС, чтобы использовать возможность получения дополнительного дохода в виде бюджетного возмещения.
Во
внешнеэкономической
На необходимость восстановления суммы НДС, ранее принятой к вычету по внутренней налоговой декларации, и отражения этой суммы в налоговой декларации в том налоговом периоде, в котором указанные товары были оформлены в таможенном режиме экспорта, обращено внимание экспортёров в Письме УМНС России по г. Москве от 09.10.03 № 24-11/55368.
Пример.
ООО "Вега" в январе 2011 г. приобретены товары для перепродажи в количестве 20 шт. по цене 11 800 руб. на общую сумму 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. В этом же месяце произведена их оплата поставщику и принят к вычету НДС в сумме 36 000 руб.
В феврале
часть товарной партии в количестве
15 шт. реализована российскому
Восстановлению подлежит часть "входного" НДС, приходящаяся на сумму товара, реализованного на экспорт.
5 шт. х 11 800 руб. = 59 000 руб.;
59 000 руб. / 118 х 18 = 9 000 руб.
Эта сумма отражается в марте в бухгалтерском учете записью "Дебет 19 Кредит 68" и проставляется в обычной налоговой декларации по НДС за март по строке № 13 (код 370).
Право на предъявление этой части налога к вычету откладывается до представления в налоговый орган пакета документов, установленного ст. 165 НК РФ, и декларации по НДС по ставке 0%.
Если экспортная сделка не подтверждена в установленный срок, то на основании п. 9 ст. 165 НК РФ организация должна начислить НДС в бюджет.
Пример.
ООО "Вега" на экспорт были реализованы товары на сумму 100 000 руб. По истечении 180 дней пакет документов, подтверждающих экспортную сделку, не собран.
Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, будет равна 18 000 руб.:
100 000 руб. + 100 000 руб. х 18 % = 118 000 руб. - определена налоговая база;
118 000 руб. х 18 / 118 = 18 000 руб. - определена сумма НДС к начислению.
Таким образом, НДС начисляется "сверх" суммы реализации. Применить расчётный метод и выделить НДС из суммы реализации организация не вправе, так как в сумму экспортной сделки по контракту налог не включен. Такое мнение, в частности, было высказано в Письме УМНС России по г. Москве от 10.09.02 № 24-08/41813. В этом случае после начисления налога в бюджет организация имеет право применить налоговые вычеты по суммам "входного" налога и НДС, уплаченного с экспортного аванса.
3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД
На современном этапе развития России внешнеэкономическая деятельность выступает важным фактором финансовой стабилизации страны. Поступления от ВЭД (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета.
Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. Тем самым уже в среднесрочной перспективе удаётся выйти из тяжелейшего валютно-финансового кризиса. Вместе с этим на фоне положительных тенденций в развитии ВЭД есть и негативные стороны:
Существуют две крайние модели развития ВЭД: внешне- и внутренне ориентированные. Эти стратегии разделяются на основе внешних или внутренних факторов, воздействие которых должно оказывать преобладающее влияние на развитие ВЭД16.
Внешне ориентированная
модель, то есть направленная на присоединение
к мировому сообществу, основывается
на использовании таких
Информация о работе Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности