Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что одной из ключевых проблем, проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.
В течение последних лет в отечественной литературе наблюдался значительный разброс мнений по принципиальным вопросам государственного регулирования ВЭД, форм и методов этого регулирования, а также перспектив интеграции России в мировую экономическую систему. Современная отечественная экономическая наука еще не выработала единой концепции государственного регулирования ВЭД России в переходный период, что можно объяснить «шоковым» способом либерализации на первом этапе становления рыночных отношений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6
1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов…………………………………………………………………………..6
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере……………………………………12
II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....20
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов…………………………………………………………………………...20
2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………....32
2.3. Методы расчета таможенной стоимости, порядок исчисления таможенных пошлин…………………………………………………………………………….38
III. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….50
3.1. Акцизное налогообложение на таможне…………………………………...50
3.2. Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...57
3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.……………………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...72

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Как и  многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим.

В узкоспециальном  значении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих:

- порядок  применения в отношении товаров  и транспортных средств таможенных  пошлин, налогов, а также запретов  и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- статус  товаров и транспортных средств  для таможенных целей в зависимости  от целей их перемещения через  таможенную границу и использования  на таможенной территории РФ или за ее пределами. Под статусом товаров и транспортных средств для таможенных целей понимается наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных ТК РФ5.

Таможенные режимы могут быть классифицированы по нескольким основаниям (признакам). Выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение, прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации. Наиболее полно раскрывающей содержание таможенных режимов представляется классификация в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности и экономического воспроизводства.

Согласно  этой классификации таможенные режимы могут быть разделены на две группы - простые и экономические таможенные режимы. Такое деление лежит в  основе классификации таможенных режимов, приведенной в статье 155 Таможенного  кодекса РФ.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) основные  таможенные режимы: выпуск для  внутреннего потребления; экспорт;  международный таможенный транзит;

2) экономические  таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие  таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт;  уничтожение; отказ в пользу государства;

4) специальные  таможенные режимы: временный вывоз;  беспошлинная торговля; перемещение  припасов; иные специальные таможенные  режимы.

Для простых  таможенных режимов характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений, порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Эти режимы используются при осуществлении относительно самостоятельных и завершенных коммерческих операций.

Основные  таможенные режимы наиболее часто используются при осуществлении внешней торговли товарами. С применением завершающих и основных таможенных режимов ввезенные товары перестают находиться под таможенным контролем6 и, следовательно, их таможенное оформление завершается.

Название "завершающий таможенный режим" связано также с тем, что такой  таможенный режим может служить для завершения действия какого-либо другого таможенного режима, при этом товары приобретают для таможенных целей итоговый статус.

К числу  специальных отнесены таможенные режимы, не имеющие экономического значения, но преследующие достижение каких-либо специфических целей. Круг пользователей большинства специальных таможенных режимов ограничен узким кругом лиц (владельцы магазинов беспошлинной торговли, авиакомпании, воинские части, таможенные органы и др.).

Экономические таможенные режимы отличаются более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования, что создает дополнительные возможности не только для расширения внешнеторговых операций, но и для развития других форм международной экономической интеграции.

В качестве основополагающих критериев при отнесении конкретного таможенного режима к группе экономических следует указать следующие их специфические черты:

- наличие  экономического значения и обоснования  (с макроэкономической точки зрения  и вне зависимости от номенклатуры помещаемых под них товаров);

- соответствие  специфическим ситуациям, связанным  с международным разделением  труда и открытием национальных  рынков, созданием дополнительных  возможностей для развития промышленности, торговли и т.д.;

- целевой и условный характер. Это выражается в том, что по общему правилу экономические таможенные режимы позволяют использовать товар только в строго определенных целях;

- предоставление  пользователю таможенного режима  при выполнении им всех предусмотренных  обязательств заранее известных экономических выгод и преимуществ путем предоставления налоговых льгот, а в ряде случаев также неприменения запретов и ограничений экономического характера.

В зависимости  от их предназначения таможенные режимы экономического характера подразделяются на три типа:

- складирование  (товары сохраняются в неизменном  состоянии в ожидании иного  таможенного предназначения без  какого-либо использования, кроме  некоторых операций, позволяющих  обеспечить такое хранение либо  последующее использование, в частности переупаковка, сортировка и т.д.);

- использование  товаров (товары могут использоваться  по своему назначению, однако  такое использование в любом  случае исключает операции по  переработке и обработке товаров  и не должно приводить к  изменению их состояния, кроме естественной убыли или износа);

- переработка  (товары используются для проведения  определенных операций по их  обработке и переработке с  целью полного либо частичного  изменения состояния этих товаров).

В зависимости  от направления движения товаров таможенные режимы могут быть подразделены также на ввозные, вывозные, провозные и комбинированные. К первой группе таможенных режимов, предполагающих ввоз товаров в РФ, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. В качестве примеров таможенных режимов второй группы можно привести экспорт, временный вывоз, реэкспорт, магазин беспошлинной торговли. Третью группу составляет таможенный режим транзита. К комбинированным таможенным режимам относятся таможенный склад, перемещение припасов.

Использование некоторых таможенных режимов ограничено определенной территорией, в частности  территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. Требованиями таких режимов является физическое размещение товаров на предусмотренной территории и нахождение на ней товаров в течение всего периода действия режима. Вывоз товаров с этой территории обычно требует изменения таможенного режима.

В зависимости  от периода возможного нахождения товаров  и транспортных средств под таможенным режимом следует различать срочные  и бессрочные таможенные режимы. К  числу таможенных режимов, ограниченных определенным временным промежутком, относятся, например, таможенный склад, временный ввоз, переработка для внутреннего потребления, перемещение припасов, международный таможенный транзит.

Правовой  регламентацией одних таможенных режимов  срочного характера предусмотрено  требование о нахождении товаров в неизменном состоянии, за исключением изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации) и тому подобных обстоятельств.

Другие  предполагают активное использование товаров. По истечении установленных сроков таможенный режим должен быть завершен в соответствии с установленным порядком, а товары и транспортные средства в зависимости от требований конкретного таможенного режима - вывезены за пределы таможенной территории РФ, заявлены к иному таможенному режиму, переработаны или потреблены.

Таможенный  орган может отказать в предоставлении разрешения на помещение товаров  и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства  в случаях, если:

  • помещение товаров и транспортных средств под указанный режим может повлечь какие-либо расходы для государства;
  • стоимость товаров и транспортных средств не может покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;
  • возможность реализации товаров и транспортных средств таможенными органами ограниченна.

Положение, утвержденное приказом ГТК России № 559, подробно регламентирует также процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств, помещаемых под таможенный режим отказа в пользу государства.

 

2.2. Классификация  таможенных пошлин

Таможенные  пошлины имеют огромное значение в экономической и финансовой политике государства. Посредством их осуществляется государственная торговая политика и регулирование внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенные  пошлины и сборы по своей сути являются налогами, взимаемыми при пересечении товарами таможенной границы страны в ту или другую сторону. Уплата их носит обязательный характер. Однако это является одним из условий предоставления плательщику возможности осуществить перевоз товара с территории одной страны на территорию другой.

Таким образом, пошлины носят возмездный характер, что отличает их от налогов.

Основные  цели взимания таможенных пошлин можно  сформулировать следующим образом: рационализация товарной структуры  ввоза товаров, поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, пропорций валютных доходов и расходов, создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защита национальной экономики от неблагоприятных воздействий внешнего рынка. В настоящее время одной из важнейших представляется задача обеспечения условий для скорейшей и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Таможенная  пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый  таможенными органами страны при  ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Плательщиками таможенных пошлин являются предприятия, учреждения, организации и граждане, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации (при ввозе и вывозе).

Группировка таможенных пошлин по различным признакам  представляет собой их классификацию7:

1.По  объекту обложения:

- Импортные  – накладываются на импортные  товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами  во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.

- Экспортные  – пошлины, которые накладываются  на экспортируемый товар. В  соответствии с нормами ВТО  применяются крайне редко, обычно  в случае больших различий  в уровне внутренних регулируемых  цен и свободных цен мирового  рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные  – пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются  как средство торговой войны.

2. По  способу взимания:

- Специфические  – начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого  товара (например, 20$ за 1т.). Практическое  использование специфических пошлин  не представляет каких-либо технических  сложностей. Специфическими, как правило,  являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Информация о работе Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности