Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что одной из ключевых проблем, проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.
В течение последних лет в отечественной литературе наблюдался значительный разброс мнений по принципиальным вопросам государственного регулирования ВЭД, форм и методов этого регулирования, а также перспектив интеграции России в мировую экономическую систему. Современная отечественная экономическая наука еще не выработала единой концепции государственного регулирования ВЭД России в переходный период, что можно объяснить «шоковым» способом либерализации на первом этапе становления рыночных отношений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6
1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов…………………………………………………………………………..6
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере……………………………………12
II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....20
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов…………………………………………………………………………...20
2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………....32
2.3. Методы расчета таможенной стоимости, порядок исчисления таможенных пошлин…………………………………………………………………………….38
III. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….50
3.1. Акцизное налогообложение на таможне…………………………………...50
3.2. Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...57
3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.……………………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...72

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 491.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6

1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов…………………………………………………………………………..6

1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере……………………………………12

II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....20

2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов…………………………………………………………………………...20

2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………....32

2.3. Методы расчета таможенной стоимости, порядок исчисления таможенных пошлин…………………………………………………………………………….38

III. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….50

3.1. Акцизное налогообложение на таможне…………………………………...50

3.2. Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...57

3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.……………………………………………………………………………….64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..71

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...72

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы определяется тем, что одной из ключевых проблем, проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.

В течение  последних лет в отечественной  литературе наблюдался значительный разброс  мнений по принципиальным вопросам государственного регулирования ВЭД, форм и методов этого регулирования, а также перспектив интеграции России в мировую экономическую систему. Современная отечественная экономическая наука еще не выработала единой концепции государственного регулирования ВЭД России в переходный период, что можно объяснить «шоковым» способом либерализации на первом этапе становления рыночных отношений в России.

Реформирование  отечественной модели государственного регулирования ВЭД предполагает использование принципиально нового механизма, основанного на приоритетном применении экономических методов, к основным из которых относится метод налогового регулирования ВЭД. Одним из средств реализации этого метода являются таможенные налоги и сборы, которые имеют огромное значение с фискальной точки зрения. В современной России таможенные органы ежегодно перечисляют значительные суммы таможенных платежей в Федеральный бюджет, которые составляют порядка 30 % его доходной части.

В отечественной  литературе накоплен объемный материал по теории и практике налогов, чего нельзя сказать об освещении теории таможенного налогообложения. Подтверждением этого являются дискуссии по вопросу о природе таможенной пошлины, что имеет основополагающее значение для общих условий установления этого налога.

В условиях намерения России вступить во Всемирную  торговую организацию (ВТО) чрезвычайно  актуальны вопросы о путях  интеграции ее экономики в мировое  хозяйство, комплексной разработки эффективной внешнеэкономической  политики, концептуальных подходов стратегии развития таможенного налогообложения. В процессе переговоров об условиях присоединения России к ВТО выяснилось, что ряд положений российского таможенного законодательства не соответствует некоторым международным правовым нормам и правилам. В этой связи важен вопрос об обновлении нормативных документов по таможенному налогообложению, выработке четких схем применения их на практике.

Вследствие  необходимости восстановления единого  экономического пространства государств-участниц СНГ и Таможенного Союза приобретает актуальность гармонизация таможенной и налоговой политики на территории стран содружества. В этом контексте интересны теоретические подходы и методологические разработки Европейского Союза в области гармонизации внутренних налогов и таможенных платежей на данной территории. Особую проблему для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества и развития внутреннего рынка Таможенного союза представляет своеобразие различных государственных налоговых систем и необходимость их унификации.

Исследование  вышеназванных вопросов представляется актуальным в связи с недостаточной  их изученностью, как в теоретическом, так и в практическом планах, предопределяет важность темы и содержательные компоненты работы.

Цель  исследования курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные налоговые механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов;
  2. рассмотреть государственное регулирование внешнеэкономических связей;
  3. определить участников налоговых отношений в таможенной сфере;
  4. раскрыть таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности;
  5. определить особенности налогообложения во внешнеэкономической деятельности;
  6. рассмотреть перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.

Предмет исследования – налоговый механизм регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Теоретической основой курсовой работы послужили: концепции отечественных и зарубежных экономистов в исследуемой области; Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ; законодательные акты РФ. Отметим, что в литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что обусловлено ее актуальностью в современных условиях хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов

Внешнеторговая  деятельность представляет собой деятельность по осуществлению сделок в области  внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Внешнеторговая  деятельность в Российской Федерации  регулируется Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Исследование  практики международной торговли позволяет  выделить три основных направления  внешнеторговой деятельности:

  • обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
  • технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
  • внешнеторговая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.

Необходимым условием успешной внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, способствующих продвижению от продавца к покупателю, - транспортных, экспедиторских, страховых, операций, связанных с ведением международных расчетов, и т.д. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий спектр отношений экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговая  деятельность реализуется как на уровне органов государственной  власти, так и на уровне хозяйственных  организаций (хозяйствующих субъектов). В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ экономического сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности торгово-экономических связей. Во втором же случае она проявляется в заключении и исполнении внешнеторговых контрактов и договоров. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Следовательно, внешнеторговая сделка является правовой формой осуществления внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.

Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они были закреплены первоначально в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года1.

Сформировавшийся  на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

  • защиту экономического суверенитета;
  • обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;
  • стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
  • обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Основными принципами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

1) единство  внешнеторговой политики как  составной части внешней политики  Российской Федерации;

2) единство  системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и  контроля за ее осуществлением;

3) единство  политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство  таможенной территории Российской  Федерации;

5) приоритет  экономических мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство  участников внешнеторговой деятельности  и их недискриминация;

7) защита  государством прав и законных  интересов участников внешнеторговой  деятельности;

8) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов во внешнеторговую  деятельность, нанесения ущерба  ее участникам и экономике  Российской Федерации в целом.

Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

В целях  интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику, Российская Федерация, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами - участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран - участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Большое внимание управлению и регулированию  внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный  аппарат, негосударственные отечественные  и международные организации.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД (рис.1) способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

 

  









Информация о работе Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности