Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:34, курсовая работа
Актуальность темы определяется тем, что одной из ключевых проблем, проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.
В течение последних лет в отечественной литературе наблюдался значительный разброс мнений по принципиальным вопросам государственного регулирования ВЭД, форм и методов этого регулирования, а также перспектив интеграции России в мировую экономическую систему. Современная отечественная экономическая наука еще не выработала единой концепции государственного регулирования ВЭД России в переходный период, что можно объяснить «шоковым» способом либерализации на первом этапе становления рыночных отношений в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6
1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов…………………………………………………………………………..6
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере……………………………………12
II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....20
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов…………………………………………………………………………...20
2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………....32
2.3. Методы расчета таможенной стоимости, порядок исчисления таможенных пошлин…………………………………………………………………………….38
III. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….50
3.1. Акцизное налогообложение на таможне…………………………………...50
3.2. Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...57
3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.……………………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...72
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ из круга участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, исключены Минфин России и финансовые органы субъектов РФ.
Цель изменения: исключение из числа участников отношений органов, фактически не имеющих реальных полномочий, целей и задач деятельности в указанной сфере.
Последствия изменения: необходимо внесение соответствующих изменений в действующие акты законодательства о налогах и сборах. К примеру, некоторые статьи НК по-прежнему содержат упоминание об органах государственных внебюджетных фондов в качестве участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (подп. 2, 5 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 29, п. 3 ст. 82, п. п. 1 – 3 ст. 102).
Завершая главу регулирования внешнеэкономической деятельности, следует отметить, что развитие внешнеэкономических связей – одно из приоритетных направлений управленческо-регулирующей деятельности государства. Для его эффективной реализации необходимо, прежде всего, постоянно совершенствовать хозяйственный механизм в сфере внешнеэкономической деятельности по всем его направлениям. При этом следует подчеркнуть, что регулирование внешнеэкономических связей современной России преимущественно экономическими методами не может быть действенным, когда в стране ещё не сформировались нормальные рыночные отношения; фактически отсутствуют важнейшие их компоненты (конкуренция предпринимателей и свобода выбора потребителей); экономика оказалась в состоянии глубокого кризиса и в долговой зависимости у иностранных кредиторов. Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. Именно административные методы регулирования внешнеэкономических связей, будучи средствами прямого действия, обладают многими преимуществами.
II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов
В рыночной
экономике государство
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество.
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.
Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин.
Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования.
Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций2.
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД.
Для целей применения ставок экспортного тарифа товары определяются исключительно кодом. ТН ВЭД, краткое наименование товара приведено только для удобства пользования. ТН ВЭД представляет собой российский вариант Номенклатуры Гармонизированной системы (НГС).
Например, содержание кода товара 43 (натуральный и искусственный мех и изделия из них) и ставка пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в ЕВРО), установленная постановлением Правительства РФ, представлено в табл.1
Таблица1 – Ставки таможенных пошлин
Код товара по ТН ВЭД |
Краткое наименование товара |
Ставки пошлины, % |
4302 (товарная позиция) |
Дубленные или выделанные шкуры, кроме классифицируемых в товарной позиции 4303. |
5 |
430211000 |
Кроме: шкурки норки целые с головой, хвостом или лапами или без них, рубленые или выделанные. |
20 |
4303 (товарная позиция) |
Одежда меховая, принадлежности одежды и прочие пушно-меховые изделия |
15 |
43310 (субпозиция) |
Кроме: Одежда меховая и принадлежности одежды |
30 |
из 430310100 |
Кроме: Одежда из шкурок бельков и других неполовозрелых тюленей гренландских и хохлоча |
30, но не менее 90 ЕВРО за 1 шт. |
По НГС: товарная группа обозначается двумя цифрами (43); товарная позиция - четырьмя (4302, 4303); товарная субпозиция - шестью (430310).
Российским
законодательством
Ставки подразделяются на два вида: базовые и по товарообменным (бартерным) операциям. Например, по группе 44 ТН ВЭД (древесина и изделия из нее) экспортная пошлина установлена: по первому виду - в размере 10%, а по второму - 15 %. По позиции 4403 ставки соответственно 8 ЕВРО и 12 ЕВРО.
Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:
В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф (рис.4). Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является, по сути, единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.
Рис. 4. Порядок применения ставок таможенного тарифа РФ3
Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.
Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.
Таможенный режим является наиважнейшим институтом таможенного права Российской Федерации. Именно таможенным режимом, согласно ст. 22 ТК, обусловливается порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В п. 12 ст. 18 ТК дано следующее понятие таможенного режима: "таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей".
Использование таможенных режимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.
В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 ТК действуют следующие виды таможенных режимов:
1) выпуск для свободного обращения;
2) реимпорт;
3) транзит;
4) таможенный склад;
5) магазин беспошлинной торговли;
6) переработка на таможенной территории;
7) переработка под таможенным контролем;
8) временный ввоз (вывоз);
9) свободная таможенная зона;
10) свободный склад;
11)переработка вне таможенной территории;
12) экспорт;
13) реэкспорт;
14) уничтожение;
15) отказ в пользу государства.
Лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, вправе выбрать любой из указанных таможенных режимов или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств (ст. 25 ТК), если иное не предусмотрено каким-либо актом законодательства Российской Федерации по таможенному делу, включая ТК.
Выбранный таможенный режим юридически фиксируется при оформлении таможенной декларации. Таким образом, право выбора таможенного режима в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, предоставляется декларанту, которым согласно п. 10 ст. 18 ТК является "лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени".
Вместе с тем в ряде случаев лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, вынуждено выбирать таможенный режим в соответствии с требованиями законодательства. Так, переработка иностранных товаров на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с положениями, содержащимися в гл. 9 ТК4, возможна лишь по режиму "переработка товаров на таможенной территории".
В практике таможенной деятельности могут возникать ситуации, не урегулированные положениями ТК о применении таможенных режимов. В качестве примера можно привести проблему поступления в Россию иностранных инвестиций, столь актуальную для вывода экономики страны из кризиса. В таких случаях законодательством (ст. 24 ТК) предусмотрена возможность Правительства Российской Федерации и ГТК России в пределах их компетенции определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать таможенные режимы, не предусмотренные в ТК. Одним из них, например, является таможенный режим, получивший условное наименование "Американский грант". Им охватывается порядок таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с программой обеспечения жильем увольняемых в запас или отставку российских военнослужащих за счет предоставленной Правительством США безвозмездной субсидии (гранта). Рассмотрим перечисленные в ст. 23 ТК таможенные режимы, объединяя их в группы, по логической связи целей перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Информация о работе Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности