Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что одной из ключевых проблем, проводимой в России экономической реформы является вопрос о дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе ее налогового регулирования. Особую значимость его решение приобретает в период проведения широкомасштабной налоговой реформы, связанной с введением в действие обеих частей Налогового кодекса РФ.
В течение последних лет в отечественной литературе наблюдался значительный разброс мнений по принципиальным вопросам государственного регулирования ВЭД, форм и методов этого регулирования, а также перспектив интеграции России в мировую экономическую систему. Современная отечественная экономическая наука еще не выработала единой концепции государственного регулирования ВЭД России в переходный период, что можно объяснить «шоковым» способом либерализации на первом этапе становления рыночных отношений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6
1.1. Условия осуществления внешнеторговой деятельности экономических субъектов…………………………………………………………………………..6
1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере……………………………………12
II. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….....20
2.1. Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности. Характеристика таможенных режимов…………………………………………………………………………...20
2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………....32
2.3. Методы расчета таможенной стоимости, порядок исчисления таможенных пошлин…………………………………………………………………………….38
III. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………….50
3.1. Акцизное налогообложение на таможне…………………………………...50
3.2. Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………...57
3.3. Перспективы развития налогового законодательства в сфере ВЭД.……………………………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...72

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 491.00 Кб (Скачать)



















 

 

Рис. 1. Субъекты ВЭД

 

Общее руководство внешнеэкономической  деятельностью осуществляет Правительство  на основе принятия нормативных актов  управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

На  Министерство торговли возложены такие  регулирующие функции:

  • выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
  • разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
  • осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
  • сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
  • координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
  • осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная  роль в регулировании ВЭД принадлежит  Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

 

1.2. Государственное регулирование внешнеэкономических связей. Участники налоговых отношений в таможенной сфере

С целью  повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса необходимо развитие системы и принципов  государственного регулирования внешнеэкономических  связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики. Оно включает ряд основных направлений. Речь идет: во-первых, о выработке и реализации целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, включая экспорт технологий и ноу-хау); во-вторых, об улучшении доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки; в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским законодательством инструментов.

При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок не должно стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств. Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности; в-четвертых, о формировании международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.

Основной  формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Рис. 2. Методы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности

Основные  цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем:

• использование  внешнеэкономических связей для  ускорения создания в

России  рыночной экономики;

• содействие повышению производительности труда  и качества национальной продукции  путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством  оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических  интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

  • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
  • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
  • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
  • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
  • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое  значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов  в сфере ВЭД. В компетенции  федеральных органов должно и  впредь оставаться решение таких  важнейших вопросов, как:

- определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

- разработка соответствующих федеральных программ;

- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

- определение и реализация валютной политики страны;

- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

- контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

- разработка платежного баланса РФ и т.д.

Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные  вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

- координация действий участников ВЭД;

- выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

- регулирование приграничной торговли;

- информационное обеспечение ВЭД.

Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения.

Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических  отношений в целом, можно выделить следующие основные направления  их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

Рис. 3. Основные направления государственного регулирования ВЭД

Согласно  ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК налоговыми агентами;

3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы);

4) таможенные  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Понятие организаций и физических лиц  установлено в статье 11 НК РФ:

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ;

Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно  пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Согласно  пункту 1 Положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства  РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

А в  соответствии с пунктом 1 Положения  о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Законом N 137-ФЗ из круга участников отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, были исключены:

- государственные  органы исполнительной власти  и исполнительные органы местного  самоуправления, другие уполномоченные  ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

- органы  государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Налоговый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности