Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
изучить субъектов и объектов налогообложения;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………….6
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь………….7
3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения…………...8
Заключение………………………………………………………………………….52
Список используемых источников .………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 171.89 Кб (Скачать)

При наличии у игрового стола более одного игрового поля ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговая база налога на игорный  бизнес определяется как максимальное количество объектов налогообложения  налогом на игорный бизнес, зарегистрированных в налоговых органах в течение отчетного месяца. Налоговым периодом налога на игорный бизнес признается календарный месяц.

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога на доходы устанавливается в размере 8 процентов.

Налоговая база налога на доходы определяется как разница между  суммой доходов, полученных от организации и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда лотереи. Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных  игр применяется юридическими лицами - организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога на доходы устанавливается в размере 8 процентов.

Налоговая база налога на доходы определяется как разница между  суммой доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, и суммой сформированного выигрышного фонда. Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц [22, с.102].

Сбор за осуществление  ремесленной деятельности применяется физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Сбор за осуществление  деятельности по оказанию услуг в  сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Частью налоговой системы государства являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны.

Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары (декларантом), либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь: отечественные юридические и физические лица (резиденты) и иностранные юридические и физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Республики Беларусь (нерезиденты).

По происхождению различают  ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

Ввозные пошлины являются самым распространенным видом таможенных пошлин и устанавливаются в фискальных целях, а также для ограждения доступа товаров извне на внутренний рынок страны.

Вывозные пошлины являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической  деятельности и, как правило, ограничивают вывоз стратегических товаров, сырья из страны. В Республике Беларусь экспортные товары таможенными пошлинами в настоящее время не облагаются.

Ставки таможенных пошлин определены в Едином Таможенном тарифе таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) принятого в 2009 году. Единый таможенный тариф – свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Tаможенного союза (ТН ВЭД ТС) [6, с.32].

По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на:

  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;
  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • комбинированные, начисляемые частично в твердой сумме, частично в процентах.

В целях защиты экономических  интересов Республики Беларусь к  ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

  • специальные пошлины;
  • антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются  как защитная мера, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих  или угрожающих нанести ущерб  отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  товаров по цене более низкой, чем  их нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям.

Компенсационные пошлины  применяются в случаях ввоза  товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных национальных товаров [10, c.67].

В соответствии с двусторонними  соглашениями о свободной торговле, заключенными Республикой Беларусь с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Грузия, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной, товары, произведенные в этих государствах и ввозимые с их территории в Республику Беларусь, импортными пошлинами не облагаются.

Основные проблемы отечественной  налоговой системы заключаются в следующем:

- это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. В торговле с Россией, к примеру, одних заявлений надо представлять в налоговую инспекцию 3 экземпляра плюс требуется их электронная версия;

- нестабильность налогового законодательства. Понятно, что налоговые нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые номы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [5,c.13].

Постоянно меняющееся налоговое  законодательство вызывает нестабильность налоговой системы. Частые пересмотр видов, условий, норм налогообложения оказывает негативное влияние на экономику. Это ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным для налогоплательщиков, исключающим двойное налогообложение, множество дифференцированных ставок и сложные расчёты. Белорусское налоговое законодательство по-прежнему объемно. Его нормы распылены по большому количеству нормативно-правовых актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения, причём не всегда улучшающих их содержание.

- перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логическую и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей;

- отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств);

- существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен.

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения  характеризуется преобладанием косвенных налогов и низким удельным весом прямых налогов по сравнению с развитыми странами. Значительные налоговые отчисления жестко привязаны к отдельным элементам издержек производства, особенно к оплате труда. Наибольший удельный вес приходится на налоги и отчисления из выручки. Налоги и отчисления из прибыли и доходов занимают, примерно, четвертую часть. Остальные налоги и отчисления относятся на затраты по производству и реализации продукции. Предоставление льгот в действующей налоговой системе слабо увязывается с результативностью товаропроизводителей (расширением производства, сохранением и созданием рабочих мест, инвестиционной деятельностью).

Сложившаяся в Республике Беларусь система налогообложения  характеризуется высоким уровнем налогового бремени [10, c.54].

Согласно Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития, к 2020г., налоговая нагрузка на экономику должна уменьшиться  на 7,5-8,5%.

Общая тенденция снижения налоговой нагрузки обозначилась за счет сокращения налоговых платежей, которое последовательно проводилось в Беларуси. Наряду с сокращением числа налогов немаловажную роль сыграла и методика их исчисления [4].

Для уменьшения налогового бремени следует реализовать  следующие эффективные мероприятия:

- сокращение количества  малозначащих для бюджета видов налогов;

- инвентаризация и уменьшение  необоснованных налоговых льгот;

- снижение ставок штрафа  и пени за нарушение налогового  законодательства и более объективное рассмотрение налоговых конфликтов в арбитражных судах;

- более существенное льготирование  инвестиционного вложения предприятий и организаций;

- расширение механизмов  налоговых каникул, кредитов и  реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени;

- повышение минимальных  уровней необлагаемой налогом  базы.

Эти и ряд других направлений  призваны оптимизировать налоговое  бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [2,c.137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий.

В настоящее время разработаны следующие мероприятия  по  выполнению  Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы:

  • снижения ставки налога на прибыль;  
  • установления переноса убытков на прибыли будущих периодов;  
  • совершенствования  условий, при  которых  субъекты  предпринимательства могут применять упрощенную систему налогообложения;
  • совершенствования порядка предоставления налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • оптимизации налоговых льгот и сокращения их количества; 
  • изменения механизмов  взимания платежей  за  землю, налога на недвижимость, экологического налога;
  • оптимизации налогообложения операций с ценными бумагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

Налоговая система государства  – совокупность налогов, сборов и  пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются:

  • субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
  • объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
  • налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;
  • налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
  • налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
  • налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.

Однако налоговую систему  составляют не только налоги. Для успешного  и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь