Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
изучить субъектов и объектов налогообложения;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………….6
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь………….7
3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения…………...8
Заключение………………………………………………………………………….52
Список используемых источников .………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 171.89 Кб (Скачать)

Не признается реализацией  работ (услуг) безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) одним физическим лицом другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такие работы (услуги) не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности [18. с.140].

В непосредственной связи  с категорией «реализация товаров» находится понятие «место реализации товаров».

Определение места реализации товаров для целей налогообложения необходимо для установления принадлежности конкретной операции по их отчуждению к предмету регулирования налоговым законодательством Республики Беларусь. От установления такого места непосредственным образом зависит, будет ли реализация товара (ее результаты) подлежать налогообложению на условиях, установленных налоговым законодательством Республики Беларусь, или она находится под юрисдикцией аналогичного законодательства другого государства.

На основании общемировых подходов налоговое законодательство Республики Беларусь устанавливает основные правила по определению места реализации работ и услуг. В качестве основных критериев используются место выполнения работ (оказания услуг), место экономической деятельности их продавца или место экономической деятельности покупателя. Выбор конкретного критерия происходит в зависимости от вида работ и услуг.

Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если:

  1. работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Республики Беларусь.
  2. работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь.
  3. услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
  4. покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.

Доходы - это следующий  распространенный объект налогообложения. На использовании этого объекта строятся конкретные правила исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на соответствующие виды доходов юридических лиц, подоходный налог с физических лиц и т.п.

Под доходом для целей  налогообложения Налоговый кодекс признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) [14, с.120].

Данная характеристика доходов  в Налоговом кодексе указывает на многообразие форм, в которых могут быть получены доходы, и многочисленность элементов, признаваемых в налоговых целях доходами.

Наиболее часто под  доходами понимается общая сумма  поступлений от какой-либо (в том числе предпринимательской) деятельности. Однако применительно к отраслевой принадлежности «валовые поступления» в промышленности выступают, например, в форме выручки от реализации товаров (работ, услуг), в банках - дохода, в торговле - товарооборота.

У физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, под доходом, как правило, понимаются средства, получаемые ими от нанимателей в виде заработной платы, премиальных выплат и материальных поощрений.

Таким образом, решая задачу по объединению всех многообразных форм доходов в одном понятии, Налоговый кодекс выбирает термин «экономическая выгода». Экономическая выгода может быть выражена как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежная форма подразумевает  возможность получения дохода как  суммы средств в валюте Республики Беларусь или иностранного государства. При этом не имеют значения ни сама валюта дохода, ни вид платежа, ни способ его осуществления (получения).

Натуральная форма предусматривает  случаи получения дохода в вещах, выполненных работах (оказанных услугах) либо в иных материальных благах. Такими благами, например, для физических лиц могут быть предоставление им нанимателями в личное пользование автомобильного транспорта, мобильных телефонов, ведомственных жилых помещений, оплата или удешевление питания, проезда к месту работы, путевок и экскурсий, лечения и обучения.

Полученная плательщиками  экономическая выгода налоговым законодательством учитывается только в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следовательно, осуществление юридическим или физическим лицом в пользу плательщика каких-либо действий и операций в налоговых целях может быть признано получением этим плательщиком доходов только в случае, если результат таких действий (операций) или соответствующие последствия их осуществления имеют стоимость, выраженную в денежных единицах.

Поэтому, если, например, в  договоре между организациями указано, что одна из них получает определенное вознаграждение за использование ее имущества в предпринимательской деятельности другой организацией, то такое вознаграждение может учитываться в качестве дохода по мере поступления на счет первой организации соответствующих сумм денежных средств либо в момент, когда у нее возникает право на эти суммы и станет возможным определить их величину [13. c.96].

Пониманию термина «доходы» способствует их классификация в зависимости от источников получения. Следует отметить, что хотя Налоговый кодекс не дает отдельного правового определения категории «источники доходов», в качестве таковых рассматриваются любые юридические (белорусские и иностранные) и физические (резиденты и нерезиденты) лица, а также простые товарищества и хозяйственные группы, от которых плательщик получит или получал доход.

На основании данной категории  в налоговом законодательстве решается ряд процедурных вопросов.

Прежде всего, исходя из ее содержания, устанавливается система  правоотношений, связанных с функционированием таких участников налоговых отношений, как налоговые агенты. Наряду с этим, исходя из классификации источников доходов, в налоговом законодательстве проводится разделение объектов налогообложения, а также элементов, составляющих налоговые базы конкретных платежей, и устанавливается их «подведомственность» белорусской налоговой системе.

В частности, белорусские  организации, имеющие статус налоговых резидентов Республики Беларусь, несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Беларуси и за ее пределами. В свою очередь, иностранные организации-нерезиденты несут такую обязанность только по доходам от источников в республике и по деятельности, осуществляемой на ее территории.

Таким образом, доходы плательщика  могут быть отнесены к доходам  от источников в Республике Беларусь или к доходам от источников за ее пределами.

Категории «дивиденды» и  «проценты» имеют также непосредственное отношение к определению объектов налогообложения.

Дивидендом признается любой  доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Не признаются дивидендами:

  1. выплаты участнику (акционеру) организации в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации (фактически произведенных (оплаченных) участником (акционером) расходов на приобретение доли (части доли) в уставном фонде (пая, акций) организации), при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника (акционера) из состава участников (акционеров) организации, при приобретении организацией принадлежащей ее участнику доли (части доли) в уставном фонде этой организации или акций (части акций) этой организации у ее акционера;
  2. выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) либо изменяют ее менее чем на 0,01 процента [12, с.75].

Объектом налогообложения  в мировой практике признаются и проценты. Под процентами для целей налогообложения признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным долговым обязательствам (за исключением предусматривающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.

 

3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения

 

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканский и местные  бюджеты в совокупности образуют консолидированный государственный бюджет.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:

  • быть установленными законодательными актами;
  • признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; налог на недвижимость; экологический налог; налоги за добычу природных ресурсов; земельный налог; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины.

Подоходный налог  с физических лиц. Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ [16].

Объектом налогообложения  подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:

  • от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь;
  • от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:

  • дивиденды и проценты, полученные от белорусской организации, а также проценты, полученные от белорусского индивидуального предпринимателя и (или) иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
  • страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая, полученные от белорусской страховой организации и (или) от иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от использования на территории Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
  • доходы, полученные от отчуждения: недвижимого имущества; акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе иностранных организаций либо их части; акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе белорусских организаций либо их части;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие) на территории Республики Беларусь;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством;
  • доходы, полученные от использования любых транспортных средств [14, с. 122].

Есть несколько видов  дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением  туристических, в санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет, а автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь