Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
изучить субъектов и объектов налогообложения;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………….6
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь………….7
3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения…………...8
Заключение………………………………………………………………………….52
Список используемых источников .………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………………55
Не признается реализацией работ (услуг) безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) одним физическим лицом другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такие работы (услуги) не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности [18. с.140].
В непосредственной связи с категорией «реализация товаров» находится понятие «место реализации товаров».
Определение места реализации
товаров для целей
На основании общемировых подходов налоговое законодательство Республики Беларусь устанавливает основные правила по определению места реализации работ и услуг. В качестве основных критериев используются место выполнения работ (оказания услуг), место экономической деятельности их продавца или место экономической деятельности покупателя. Выбор конкретного критерия происходит в зависимости от вида работ и услуг.
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если:
Доходы - это следующий распространенный объект налогообложения. На использовании этого объекта строятся конкретные правила исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на соответствующие виды доходов юридических лиц, подоходный налог с физических лиц и т.п.
Под доходом для целей
налогообложения Налоговый
Данная характеристика доходов в Налоговом кодексе указывает на многообразие форм, в которых могут быть получены доходы, и многочисленность элементов, признаваемых в налоговых целях доходами.
Наиболее часто под доходами понимается общая сумма поступлений от какой-либо (в том числе предпринимательской) деятельности. Однако применительно к отраслевой принадлежности «валовые поступления» в промышленности выступают, например, в форме выручки от реализации товаров (работ, услуг), в банках - дохода, в торговле - товарооборота.
У физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, под доходом, как правило, понимаются средства, получаемые ими от нанимателей в виде заработной платы, премиальных выплат и материальных поощрений.
Таким образом, решая задачу по объединению всех многообразных форм доходов в одном понятии, Налоговый кодекс выбирает термин «экономическая выгода». Экономическая выгода может быть выражена как в денежной, так и в натуральной форме.
Денежная форма подразумевает возможность получения дохода как суммы средств в валюте Республики Беларусь или иностранного государства. При этом не имеют значения ни сама валюта дохода, ни вид платежа, ни способ его осуществления (получения).
Натуральная форма предусматривает случаи получения дохода в вещах, выполненных работах (оказанных услугах) либо в иных материальных благах. Такими благами, например, для физических лиц могут быть предоставление им нанимателями в личное пользование автомобильного транспорта, мобильных телефонов, ведомственных жилых помещений, оплата или удешевление питания, проезда к месту работы, путевок и экскурсий, лечения и обучения.
Полученная плательщиками экономическая выгода налоговым законодательством учитывается только в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Следовательно, осуществление юридическим или физическим лицом в пользу плательщика каких-либо действий и операций в налоговых целях может быть признано получением этим плательщиком доходов только в случае, если результат таких действий (операций) или соответствующие последствия их осуществления имеют стоимость, выраженную в денежных единицах.
Поэтому, если, например, в договоре между организациями указано, что одна из них получает определенное вознаграждение за использование ее имущества в предпринимательской деятельности другой организацией, то такое вознаграждение может учитываться в качестве дохода по мере поступления на счет первой организации соответствующих сумм денежных средств либо в момент, когда у нее возникает право на эти суммы и станет возможным определить их величину [13. c.96].
Пониманию термина «доходы» способствует их классификация в зависимости от источников получения. Следует отметить, что хотя Налоговый кодекс не дает отдельного правового определения категории «источники доходов», в качестве таковых рассматриваются любые юридические (белорусские и иностранные) и физические (резиденты и нерезиденты) лица, а также простые товарищества и хозяйственные группы, от которых плательщик получит или получал доход.
На основании данной категории в налоговом законодательстве решается ряд процедурных вопросов.
Прежде всего, исходя из ее содержания, устанавливается система правоотношений, связанных с функционированием таких участников налоговых отношений, как налоговые агенты. Наряду с этим, исходя из классификации источников доходов, в налоговом законодательстве проводится разделение объектов налогообложения, а также элементов, составляющих налоговые базы конкретных платежей, и устанавливается их «подведомственность» белорусской налоговой системе.
В частности, белорусские организации, имеющие статус налоговых резидентов Республики Беларусь, несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Беларуси и за ее пределами. В свою очередь, иностранные организации-нерезиденты несут такую обязанность только по доходам от источников в республике и по деятельности, осуществляемой на ее территории.
Таким образом, доходы плательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Республике Беларусь или к доходам от источников за ее пределами.
Категории «дивиденды» и «проценты» имеют также непосредственное отношение к определению объектов налогообложения.
Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.
Не признаются дивидендами:
Объектом налогообложения в мировой практике признаются и проценты. Под процентами для целей налогообложения признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным долговым обязательствам (за исключением предусматривающих участие в прибылях), независимо от способа его оформления.
3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканский и местные бюджеты в совокупности образуют консолидированный государственный бюджет.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; налог на недвижимость; экологический налог; налоги за добычу природных ресурсов; земельный налог; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины.
Подоходный налог с физических лиц. Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:
Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет, а автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).