Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
изучить субъектов и объектов налогообложения;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………….6
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь………….7
3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения…………...8
Заключение………………………………………………………………………….52
Список используемых источников .………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 171.89 Кб (Скачать)

Плательщик обязан:

  • уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
  • стать на учет в налоговых органах;
  • вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;
  • представлять в налоговый орган по месту постановки на учет бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);
  • вести учет дебиторской задолженности и не позднее пяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части таможенных платежей – в таможенные органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов.
  • подписать акт или справку проверки;
  • выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;
  • представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами. Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности [12, с.57].

Под иными обязанными лицами – субъектами налоговых отношений  Налоговый кодекс Республики Беларусь понимает налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.

Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверительный управляющий, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которые возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

Организации или индивидуальные предприниматели, выплачивающие своим  работникам заработную плату или  иные доходы физическим лицам по договорам  гражданско-правового характера  и удерживающие согласно налоговому законодательству из выплачиваемых сумм подоходный налог с физических лиц, фактически являются налоговыми агентами в отношении этого налога. При этом индивидуальные предприниматели являются еще и плательщиками данного налога с личных доходов.

В качестве налоговых агентов  рассматриваются также организации, выплачивающие своим акционерам (участникам) доходы в виде дивидендов, на которые законодательством распространена обязанность удержания и перечисления в бюджет соответствующих сумм налога на доходы.

Статус налоговых агентов  имеют и все организации (как  белорусские, так и иностранные, признаваемые налоговыми резидентами  Республики Беларусь), в рамках своих  договорных отношений выплачивающие  лицам, не являющимся налоговыми резидентами Республики Беларусь, доходы, получение которых в республике не влечет образования постоянного представительства. Соответственно, в каждом случае начисления дохода нерезиденту на такие организации возлагается обязанность исчислить, удержать из выплачиваемых сумм налоговые платежи [12. с.59].

Законными представителями  плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную  организацию на основании актов  законодательства или учредительных документов этой организации.

Законными представителями  организаций в большинстве случаев  являются работники, состоящие в штате этой организации, которые ее учредительными документами наделены достаточными для этого полномочиями.

Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства. Уполномоченный представитель плательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Таким образом, каждым плательщиком может быть реализовано право  по своему желанию выбрать любое  юридическое или физическое лицо и наделить его определенными полномочиями по ведению налоговых дели представлению своих интересов в отношениях с налоговыми органами или с иными участниками процесса налогообложения.

Объектами налогообложения  признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства.

Общий характер формулировки объекта налогообложения связан с тем, что определить исчерпывающий  перечень таких обстоятельств достаточно проблематично: ведь это и получение доходов (прибыли), и реализация (ввоз) товаров (работ, услуг), и обладание имуществом или земельным участком, и выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, и совершение юридически значимых действий, и т.д. Именно многообразие состава объектов налогообложения и послужило основанием для объединения их под общим понятием «обстоятельства».

Один и тот же объект в конкретном налоговом периоде  может облагаться определенным налоговым  платежом у одного плательщика только единожды. Действие этого правила  обеспечивает гарантии избежания в налоговой практике фактов двойного налогообложения. Кроме того, исключается возможность установления для плательщиков такого порядка исчисления и уплаты налогового платежа, когда обязанность его уплаты возникла бы более чем один раз за соответствующий налоговый период.

В настоящее время для целей налогообложения применяется термин «объекты», под которым понимаются: товары, работы, услуги, имущественные права на интеллектуальную собственность, основные средства.

Товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное  для реализации.

Имущество бывает двух категорий - недвижимое имущество (недвижимость) и движимое. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К недвижимому имуществу приравниваются предприятия в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река - море», космические объекты [3, с.115].

Вещи, не относящиеся к  недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Если в налоговом законодательстве под товаром понимается имущество, реализуемое либо подлежащее реализации, то в таможенном законодательстве понятие «товар» имеет иное, более широкое значение. Так, в соответствии с Таможенным кодексом, «товар  – любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и (или) товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование».

Следующим объектом налогообложения  являются работы и услуги.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

 Услугой признается  деятельность, результаты которой  не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Практика разграничения  понятий «работа» и «услуга» характерна для налогового законодательства Республики Беларусь. Деление деятельности субъектов хозяйствования на «работы» и «услуги» ввиду схожести их характеристик на практике происходит довольно сложно.

Можно привести два основания  такого разграничения.

Во-первых, необходимость  разграничения вытекает из имеющихся языковых традиций. Согласно устоявшимся правилам применительно к работам мы говорим, что они «выполняются», а применительно к услугам - «оказываются».

Во-вторых, имеющееся разделение обусловлено содержанием соответствующих норм Гражданского кодекса, предусмотревшего в отношении выполнения работ и оказания услуг заключение различных договоров.

В частности, при выполнении работ в большинстве случаев  заключаются договоры подряда, в  соответствии с которыми одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы).

При оказании услуг заключаются  договоры возмездного оказания услуг. По таким договорам одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, различие в  применяемой терминологии, а также  в формах совершаемых сделок требует  выделять в налоговом законодательстве работы и услуги в самостоятельные категории. Отсутствие такого разделения может создать условия для образования в объектах налогообложения соответствующих пробелов и выпадения из сферы налогообложения отдельных видов деятельности либо их результатов.

При этом, учитывая объективные  трудности с чистотой разграничения конкретных видов деятельности плательщиков на работы и услуги, во избежание возникновения в налоговой практике возможных конфликтов, действующее налоговое законодательство Республики Беларусь устанавливает как в отношении работ, так и в отношении услуг, по сути, аналогичные условия налогообложения. Налоговый кодекс Республики Беларусь под реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав понимает отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок [12, с.62].

Реализацией товаров признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.

Не признается реализацией  товаров (работ, услуг), имущественных  прав безвозмездная передача:

  1. имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  2. имущества организации ее участнику (акционеру) в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника из состава участников организации;
  3. имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа;
  4. имущества, принадлежащего физическому лицу, другому физическому лицу, состоящему с ним в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, если такая передача не связана с осуществлением предпринимательской деятельности;
  5. жилых помещений в домах государственного жилищного фонда при их приватизации гражданами Республики Беларусь;
  6. имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц;
  7. имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, государственным организациям по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (организации);
  8. неиспользуемого имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.

Не признаются реализацией:

  1. отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации;
  2. переход права собственности на имущество в результате наследования;
  3. обращение в собственность государства бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных;
  4. передача имущества в качестве взносов (вкладов) в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участниками) данных организаций.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь