Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
изучить субъектов и объектов налогообложения;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………….6
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь………….7
3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения…………...8
Заключение………………………………………………………………………….52
Список используемых источников .………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 171.89 Кб (Скачать)

Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

  • Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
  • Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения.
  • Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь
  • Нормативно-правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [11, c.36].

Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой [15].

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом  налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [13, c.40].

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции  Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [10, c.56].

Согласно Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности.

Налоговая политика в 2006 - 2015 годах будет формироваться, исходя из необходимости существенного  упрощения налоговой системы, поэтапного снижения налоговой нагрузки, качественного  улучшения налогового администрирования, повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности налоговой системы [17].

Справедливость и нейтральность  налоговой системы обеспечивается в основном за счет прекращения практики налогового льготирования и предоставления преференциальных режимов налогообложения, отмены имеющих негативное влияние на экономический рост и неэффективных налоговых платежей [22. с.82].

Формирование прозрачного  и стабильного механизма налогообложения  будет обеспечено за счет законодательного закрепления по каждому налоговому платежу всех обязательных элементов налогообложения: состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, а также порядка исчисления налогов, сборов (пошлин) и сроков их уплаты.

Дальнейшая направленность налоговой реформы в Республике Беларусь на ближайшую перспективу  предусматривает:

  • отмену оборотного налога и налога на регистрацию автотранспортных средств;   
  • совершенствование порядка уплаты местных сборов. В частности, отмену местных целевых сборов из прибыли и  налога с продаж;
  • упрощение порядка исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
  • увеличение периодов уплаты налогов. В ближайшее время планируется внесение предложения по введению ежеквартального срока уплаты для корпоративного налога, а также предприняты дальнейшие шаги по отмене нормирования затрат.

Мероприятия по совершенствованию  налоговой системы позволят создать привлекательные условия для инвесторов, стимулировать расширение производства и занятость, будут способствовать росту доходов и потребительского спроса, а также  снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков [20].

 

2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Беларуси

 

Субъекты налоговых отношений  – один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. Налоговый кодекс Республики Беларусь обозначает под этим термином, во-первых, непосредственных плательщиков налогов, сборов (пошлин), а во-вторых, иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложения: налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее – плательщики) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

  1. юридические лица Республики Беларусь;
  2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
  3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);
  4. хозяйственные группы.

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой  является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Белорусские организации  имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранные организации  не являются налоговыми резидентами  Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации. Местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того его участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения [14, с.38].

Под физическими лицами понимаются:

  1. граждане Республики Беларусь;
  2. граждане либо подданные иностранного государства;
  3. лица без гражданства (подданства).

Налоговыми резидентами  Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в  календарном году более 183 дней. При этом ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь налоговое законодательство не относит время, в течение которого физическое лицо пребывало в Республике Беларусь:

  1. в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус, или в качестве члена семьи такого лица;
  2. в качестве сотрудника международной организации, созданной по межгосударственному соглашению, участником которого является Республика Беларусь, или в качестве члена семьи такого сотрудника;
  3. на лечении или отдыхе, если это физическое лицо находилось в Республике Беларусь исключительно с этой целью или с этими целями;
  4. исключительно для следования из одного иностранного государства в другое иностранное государство через территорию Республики Беларусь одним транспортным средством либо исключительно с целью пересадки с одного транспортного средства на другое при таком следовании (транзитное следование).

Местом жительства физического лица признается место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, при отсутствии такого места – место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а в случае, если данные об этом установить невозможно, – место нахождения имущества этого лица.

К данной категории налогоплательщиков относятся и индивидуальные предприниматели, под которыми понимаются физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Плательщик имеет право:

  • получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;
  • представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований;
  • на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать акт или справку проверки;
  • получать от налоговых органов на основании заявления выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством [14, с.40].

Плательщикам гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь