Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
изучить субъектов и объектов налогообложения;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………….6
2 Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь………….7
3 Виды налогов и сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь и проблемы совершенствования механизма их построения…………...8
Заключение………………………………………………………………………….52
Список используемых источников .………………………………………………54
Приложения…………………………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 171.89 Кб (Скачать)

Требует рассмотрения еще один принцип построения налоговой  системы – стимулирование развитие хозяйствующих субъектов. Необходимость  выделения такого принципа обусловлена склонностью государства возлагать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Она не учитывает эффективности работы предприятия (налоги с оборота и есть результат такой склонности), что порождает незаинтересованность государства в эффективной работе хозяйствующих субъектов. Выполнение данного принципа будет обеспечиваться стремлением установить прямую пропорциональную зависимость между суммой налоговых отчислений и получаемым доходом (прибылью). Это позволит предприятиям легче перенести кризисные ситуации, связанные с временным отсутствием прибыли, а государству ― пристальнее заботиться об эффективности работы хозяйствующих субъектов, а не об объемах производства.

Одним из важнейших  принципов построения налоговой  системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

  • налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
  • налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
  • административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы являются:

  • налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

- виды налогов;

- плательщики налогов (субъекты налогообложения);

- объекты налогообложения;

- источники выплаты налоговых  платежей;

- ставка налога;

- налоговая база;

- методы налогообложения;

- налоговые льготы;

- налоговый период;

- санкции;

  • налоговое законодательство;
  • налоговые службы [1,c.38].

Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости  от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).

По значимости различают  общегосударственные и местные  налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

По принципам построения выделяют следующие налоги:

  • прогрессивный налог - возрастает быстрее, чем прирастает доход;
  • регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;
  • пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [9,c.35].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

 В теории и практике  налогов большое значение имеют  методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:

• твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);

• пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);

• прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта  облагаемого дохода по действующей  шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой  прогрессии ставка налога растет и  распространяется на всю сумму облагаемого  налога; при сложной - объект обложения  делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;

• регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и  устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

Начисление налогов может производиться двумя методами:

  • некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога;
  • кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль) [9, c.40].

Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

Согласно Налоговому кодексу  «налоговыми льготами» признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

        • освобождения от налога, сбора (пошлины);
  • дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
  • пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
  • возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины).

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом  Республики Беларусь, Кодексом, таможенным законодательством Таможенного  союза и (или) законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально  предоставляются в виде, порядке  и на условиях, определяемых Президентом  Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

По налогам могут устанавливаться  в законодательном порядке определенные льготы в различных формах, к числу которых относятся:

  • введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;
  • установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение ставок налога, уменьшение его оклада;
  • предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
  • изъятие из налогообложения части объекта налога;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

В зависимости от сферы  применения различают следующие  налоговые льготы:

  • общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
  • специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков.

Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества  льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением  их можно объединить в четыре группы:

  • производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;
  • социальные льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;
  • экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;
  • специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков [1,c.45].

Налоговым периодом – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

Уплата налогов может осуществляться тремя способами:

    1. Декларационный способ - когда налогоплательщик обязан в установленный срок представить в налоговый орган отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог на прибыль и др.). В данном случае плательщик уплачивает налог самостоятельно, а если в ходе проведения документальной проверки налоговым органом будут установлены расхождения деклараций с данными бухгалтерского учета, то к плательщику будут применены финансовые и штрафные санкции;
    2. Административный предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы [13, с. 37].
    3. Кадастровый способ, который предусматривает уплату налога в соответствии с установленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам (земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).

Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым  кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными законодательными актами.

Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства

  • административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам;
  • финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [9, c.45].

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь