Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

         Для анализа из общей ставки  единого налога была выделена  налоговая нагрузка, приходящаяся  на налог на прибыль. Она  составляет 2% к объему реализации  для торговли и 3% для прочих  отраслей (ставка единого налога  за минусом ставки налога с  продаж). Расчеты показывают, что  часть ставки единого налога,  приходящаяся на налог на прибыль,  соответствует рентабельности  25,6% (20/(100-2-20) для торговли и 44,7% для  прочих отраслей (30/(100-3-30).  Учитывая, что наценка на товары в  30% характерна лишь для розничной  торговли, в оптовой же торговле  она составляет 2-10%, а также принимая  во внимание, что доходность предприятий  МСБ является априори ниже, чем  в среднем в экономике, можно  сделать вывод, что обе ставки  единого налога являются  на  сегодняшний день довольно завышенными.  Однако простота исчисления налога  и минимальное администрирование  давление, обеспечиваемого данным  режимом налогообложения, пока  еще не снижают его общей  привлекательности, хотя, очевидно, являются сдерживающим фактором  для  налогоплательщиков многих  сфер, особенно производственных  и торговых, либо вынуждают укрывать  часть реального оборота от  налогообложения. 

                Также очевидно, что в дальнейшем, в целях выравнивания налоговой  нагрузки разных режимов налогообложения,  в случае  снижения ставки и  полного исключения налога с  продаж для плательщиков НДС,  видимо, должна соразмерно снижаться  и налоговая нагрузка единого  налога.  Одной из задач построения  стимулирующей вертикали для  перехода в более сложные формы  налогообложения является  задача  повышения  привлекательности  упрощенного режима налогообложения  как переходной формы от ведения  бизнеса на основе патента  к общему режиму налогообложения.  Для достижения этой цели сравнение   налоговой нагрузки специальных  режимов между собой требует  дополнительных исследований на  основе более широкого статистического  материала, поскольку для правильного  построения вертикали налоговых  режимов необходимо соблюдение  строгого соотношения - более  простая форма, несущая минимальные  административную нагрузку и  затраты на исполнение налогового  обязательства,  должна быть связана  с повышенными налоговыми обязательствами:

 

 

 

 

 

 

 

                    Нижеприведенная таблица иллюстрирует  распределение действовавших в  2009 году налогоплательщиков  по  категориям в зависимости от  размера:

Категории налогоплательщиков

Количество действующих  плательщиков

В процентах к итогу

Сумма уплаченных налогов

В процентах к итогу

Крупные предприятия (УККН и  крупные налогоплательщики, администрируемые в районах)

 

514

 

0,4

 

11477233

 

57,5

Средние предприятия

8 865

7,0

6 654 494

33,3

Предприятия, работающие  по упрощенному режиму, на основе добровольного  и обязательного патента, налоговому контракту

 

 

124 005

 

 

92,6

 

 

1 843 580

 

 

9,2

         

ИТОГО

133 384

100,0

19 975 307

100,0


 

              Даже учитывая некоторую долю  условности в разделении налогоплательщиков  на крупных, средних и мелких  в вышеприведенной таблице (данные  по «средним» предприятиям определена  как разница между итоговой  суммой налога и суммами налога  крупных и «мелких» предприятий), и исходя из справедливого  предположения, что  большая   доля затрат на администрирование налогов связана с самим фактом регистрации единицы плательщика, можно прийти к достаточно достоверному выводу, что сегодняшняя система администрирования налогов  построена нецелевым образом: наибольшие усилия администрирования направлены на администрирование мелкого бизнеса, а затраты на администрирование среднего и крупного бизнеса минимальны.   Тогда как наибольший эффект собираемости приносит администрирование двух последних категорий – их доля в объеме собираемых налогов превышает 90%.

                   Следовательно, исходя из целевой  установки повышения эффективности  администрирования, одной из задач  разрабатываемой концепции является  поиск и реализация таких его  механизмов, которые бы позволили  в разы сократить затраты на  администрирование  специальных  налоговых режимов на основе  максимального упрощения,  сокращения  и автоматизации налоговых процедур,  определив саморегулирующие инструменты  обеспечения максимального сокращения  риска уклонения от налогообложения.    

           При реализации поставленной  задачи налоговая служба будет  иметь возможность сосредоточить  усилия на   администрировании  крупных и в меньшей степени  - средних предприятий, с усилением  камеральной и аналитической  составляющей  администрирования.  Такая перестройка администрирования  будет давать наибольший результат  для   увеличения собираемости  налогов, значительно повышая  эффективность применяемых  административных  ресурсов. 

 

 

 

2.2. Упрощенная  система налогообложения

Упрощенная  система налогообложения налогоплательщиков на основе единого налога

Упрощенная система налогообложения  на основе единого налога является одним из видов специального налогового режима.

Данный режим относится  к таким специальным налоговым  режимам, которые  налогоплательщик имеет право выбрать сам добровольно.

Уплату единого налога могут осуществлять субъекты малого предпринимательства, то есть организации  и индивидуальные предприниматели, в случае если ими соблюдены одновременно следующие условия:

1) объем дохода за год  не превышает размер регистрационного  порога по НДС;

2) организация или индивидуальный  предприниматель не является  налогоплательщиком НДС.

Уплату единого налога не вправе осуществлять:

1) субъекты, уплачивающие  налог на основе патента;

2) субъекты, оказывающие  финансовые, страховые услуги;

3) инвестиционные фонды;

4) профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

5) налогоплательщики акцизного  налога;

6) на субъекты общественного  питания.

Налоговым периодом единого  налога является один квартал.

Налогоплательщик обязан представлять:

1) ежеквартальный налоговый  отчет не позднее дня, следующего  за 15 числом месяца, следующего за  отчетным кварталом;

2) единую налоговую декларацию  не позднее дня, следующего  за 1 марта года, следующего за  отчетным.

При этом  уплату единого  налога производится налогоплательщиком ежеквартально не позднее дня, следующего за 15 числом месяца, следующего за кварталом.

 

Упрощенная система налогообложения  налогоплательщиков на основе единого  налога.

 

До введения в  действие новой редакции НК КР, в  которой упрощенному налогообложению  отведена комментируемая Глава, упрощенная система регулировалась  отдельным  Законом1. При доработке упрощенной формы налогообложения были достигнуты определенные позитивные сдвиги в части снижения налоговой нагрузки для НП. Так, были снижены ставки единого налога для различных отраслей до 6% вместо 10% и до 4% вместо 5% и 6% ранее действовавших.        

Упрощенная система  налогообложения по сравнению с  наиболее простым режимом налогообложения  – деятельности на основе патента - является переходной формой налогообложения  более высокого порядка:  она сочетает в себе многие преимущества деятельности по патенту, в то же время практически  лишена ее недостатков. Субъект, избравший  данный  режим налогообложения, имеет  возможность вести упрощенный бухгалтерский и налоговый учет2, представляет отчеты и производит уплату налога один раз в квартал, и, хотя подлежит выездным  налоговым проверкам, однако налоговому контролю в процессе проверки подвергается только доходная часть его учета, расходная часть не проверяется, поскольку налоговое обязательство исчисляется от полученной выручки.  Более того, поскольку при исчислении налогового обязательства по упрощенной системе практически

невозможно ошибиться, само проведения налоговой проверки НП, работающего по упрощенной системе, малоэффективно, поэтому такой НП достаточно редко попадает в план проверок, составленный на основе оценки рисков.

Очень часто ведение  учета  и сдачу отчетности по упрощенному  налогообложению осуществляет сам  владелец или менеджер субъекта, либо бывает достаточно услуг приходящего  бухгалтера. С другой стороны, при  возникновении необходимости перехода на общий режим налогообложения, такой переход может быть осуществлен  безболезненно, поскольку основа для  расширенного учета есть, а при  налоговом администрировании  операции НП легко раскрываются и могут  быть объективно подтверждены. Также  у субъекта не возникает трудностей при оформлении документов для, например, получения кредита или оформления залоговых, лизинговых операций.

При этом следует  отметить, что несмотря на указанное  выше значительное снижение налоговой  нагрузки по упрощенному режиму  с 1 января 2009 г.,  для  субъектов  ряда отраслей  налоговая нагрузка остается более  высокой по сравнению  с общим режимом. Если мы разложим этот налог, который заменяет налог  на прибыль и налог с продаж, на его составляющие, то получим, что  при 6% ставке на долю налога на прибыль  приходится 3%. При 4% ставке налога и  налоге с продаж 2%, на долю налога на прибыль остается 2%. Многие НП, ведущие  налоговый учет по общему режиму, в  качестве налога на прибыль уплачивают сумму, составляющую 0,5-1,0 % от выручки.  Если мы пересчитаем налоговое обязательство  по налогу на прибыль в размере 2% и 3% на размер прибыли, то увидим, что  при общем режиме налогообложения  сумма налога на прибыль в таком  размере подлежит уплате при рентабельности предприятия от  25 до 42%. Далеко не все отрасли могут достигнуть  такого  уровня рентабельности. Есть, конечно, и такие предприятия, у  которых эта доля превышает 3%, но это скорее исключение, чем правило, это относится к предприятиям высокодоходных отраслей. Таким образом, при выборе системы налогообложения, НП целесообразно провести анализ своей  деятельности, произвести варианты исчисления налоговых обязательств  при разных режимах налогообложения, выбрать  наиболее оптимальный из них.  Вполне справедливым  будет утверждение, что чуть более высокая налоговая  нагрузка, которую несет НП, применяющий  упрощенный режим налогообложения, является своего рода  «платой» за снижение затрат на исполнение налоговых обязательств, ведение бизнеса в более комфортных условиях.  

 

Статья 357. Общие положения

1. Упрощенная система  налогообложения предусматривает  право уплаты субъектами малого  предпринимательства единого налога  в отношении деятельности, подлежащей  обложению согласно настоящей  главе, взамен:

1) налога на прибыль;

2) налога с продаж.

2. Субъект малого предпринимательства,  применяющий упрощенную систему  налогообложения (далее в настоящей  главе - налогоплательщик), обязан:

1) вести налоговый учет  в соответствии с кассовым  методом учета;

2) применять контрольно-кассовые  машины с фискальной памятью  в порядке, установленном настоящим  Кодексом;

3) уплачивать налоги, не  указанные в части 1 настоящей  статьи, в соответствии с настоящим  Кодексом.

3. Если иное не установлено  настоящей статьей, налогоплательщик  не освобождается от обязанностей  налоговых агентов в случаях,  установленных настоящим Кодексом.

4. Налогоплательщик удерживает  и уплачивает с заработной  платы наемных работников фиксированную  сумму подоходного налога на  каждого наемного работника, исчисленную  исходя из минимального расчетного  дохода, определяемого в соответствии  со статьей 163 настоящего Кодекса.

Комментарий

1. Комментируемая статьи  предоставляет право субъектам малого предпринимательства уплачивать взамен налога на прибыль и налога с продаж единый налог в системе упрощенного налогообложения.

Следует отметить, что действующее  законодательство КР не обеспечивает единого подхода к определению  категорий крупного, малого и среднего бизнеса, устанавливая значительно  отличающиеся друг от друга параметры  этих категорий в политических, статистических и фискальных целях.

Так, НСК в основу классификации  предприятий принимает нормы  постановления ПКР «Об основной схеме классификатора типов предприятий»3, а в ЗКР «О государственной поддержке малого предпринимательства» 4 от 25.05.2007 г. № 73 установлены иные критерии для отнесения НП к субъектам малого бизнеса.

Несмотря на то, что критерии термина «субъект малого предпринимательства» в разных источниках права разнятся, в целях применения упрощенной системы  налогообложения следует руководствоваться  положениями НК КР.

Так, согласно п. 12 ч. 2 ст. 4, под «Субъектом малого предпринимательства» понимается организация или физическое лицо, зарегистрированные в установленном порядке в органах налоговой службы и осуществляющие предпринимательскую деятельность с объемом дохода за год, не превышающим размера регистрационного порога по НДС.

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР