Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 359, для приобретения статуса субъекта малого предпринимательства, необходимо соблюсти следующие условия:

1) среднесписочная численность  работников не превышает 30 человек;

2) организация или индивидуальный  предприниматель не является  налогоплательщиком НДС.

Другими словами, если у НП (независимо, юридическое это лицо или физическое) количество наемных  работников в среднем в год  не превышает 30 человек и его оборот составляет меньше 4,0 млн. с.,  он имеет  право использовать упрощенную систему  налогообложения.

2. Часть 2 определяет следующие  обязательства для НП, избравших  упрощенную систему налогообложения:

1) вести налоговый учет  в соответствии с кассовым  методом учета, то есть по  фактически  оплаченным счетам;

2) применять ККМ с фискальной  памятью в порядке, установленном  НК КР;

3) уплачивать другие виды  налогов в соответствии с положениями  НК КР, в частности:

  • налог на имущество (для владельца недвижимости и автотранспорта);
  • земельный налог (для владельца земельного участка);
  • НДС на облагаемый импорт (в случае ввоза товаров в КР);
  • акцизный налог (в случае ввоза подакцизных товаров в КР);
  • подоходный налог.

Следует отметить, что организации, уплачивающие единый налог, обязаны  вести бухгалтерский учет согласно требованиям закона КР «О бухгалтерском  учете», то есть организовать бухгалтерский учет в соответствии с принципами МСФО, а налоговый учет в соответствии с кассовым методом учета. То есть налоговая база должна формироваться по мере поступления оплаты за осуществленные поставки.

ИП, в каком бы режиме он ни уплачивал налоги, согласно требованиям  закона КР «О бухгалтерском учете» не обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с принципами МСФО. Следовательно, и бухгалтерский, и  налоговый учет ИП может вести  по кассовому методу, то есть признавать доход на дату, когда поставка осуществлена и оплата получена.

Перечень бухгалтерских  регистров, которые обязан вести  ИП определено требованиями «МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ по упрощенной форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для индивидуальных предпринимателей» (утверждено ППКР от 7 октября 2010 года № 231). Однако следует отметить, что действие данных Методических указаний было приостановлено ППКР от 29 июля 2011 года № 427 и до настоящего времени пока не возобновлено.

В то же время ст. 108 требует от ИП, чтобы во время рейдовой проверки он  представил регистрацию покупок и продаж в книге по учету доходов и расходов. Законодательством КР не установлена форма «книги по учету доходов и расходов», на практике индивидуальным предпринимателем ведется (заполняется) прошнурованная и пронумерованная, подписанная инспектором ГНС общая тетрадь. В случае, если ИП по своему выбору ведет учет по МСФО им могут представлены для обозрения счета доходов и расходов.

3. Обязательства по подоходному  налогу с заработной платы  наемных работников, занятых в  сфере упрощенной системы налогообложения,  исполняются уплатой фиксированной  суммы на каждого наемного  работника, исчисленную исходя  из минимального расчетного дохода, определяемого ст. 163. Таким образом, подоходный налог на каждого наемного работника, рассчитывается исходя из 50 процентов от суммы минимального расчетного дохода на каждого работника, установленного законодательством.

Пример: У предпринимателя, осуществляющего деятельность в г. Талас, имеются 4 наемных работника по реализации товаров. Минимальный расчетный доход для исчисления подоходного налога (уже с учетом применения 50 процентов) в месяц на 2012 год по г. Талас, согласно ППКР 13 декабря 2011 года № 752, установлен в размере 3272 сом. Следовательно, за  одного наемного работника необходимо будет уплатить подоходный налога в размере 327,2 сома (3272*10%), за четверых – 1308,8 сом (327,2*4) в месяц.

Более подробные разъяснения  по применению положений ст. 163, например, для лиц, работающих по совместительству или работников, заработная плата которых ниже 50% минимального расчетного дохода, приведены в соответствующих разделах Комментария.

4. НП, осуществляющий деятельность  на основе упрощенной системы  налогообложения, не освобождается  от обязанности налогового агента  в других случаях, установленных  НК КР, например, при выплате доходов  нерезидентам КР (см. комментарий к ст.ст. 180-182, 222-223).

5. Необходимо отметить, что  субъекты малого и среднего  бизнеса подлежат освобождению  от уплаты единого налога в  размере 50 процентов на 2012 год  в случае осуществления своей  деятельности в пострадавших  населенных пунктах, подпадающих  под действие программы по  восстановлению и развитию г.  Ош, Ошской и Джалал-Абадской областей5.

 

 

Статья 358. Порядок применения упрощенной системы налогообложения

1. Налогоплательщик имеет  право самостоятельно выбрать  систему налогообложения в порядке,  установленном настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщик, намеренный  применять упрощенную систему  налогообложения, обязан подать  заявление в налоговый орган  как плательщик единого налога  по месту налоговой регистрации:

1) для вновь зарегистрированных  субъектов - в течение 5 дней  со дня, следующего за днем  налоговой регистрации;

2) для действующих субъектов  - до 1 декабря текущего года.

3. В случаях несоответствия  условиям, установленным настоящей  главой, налогоплательщик переходит  на общеустановленный порядок  исчисления и уплаты налогов  с 1 января следующего календарного  года.

4. При превышении регистрационного  порога по НДС налоговое обязательство  по НДС возникает в соответствии  с положениями настоящего Кодекса.

5. При добровольном выходе  из упрощенной системы налогообложения  налогоплательщик обязан проинформировать  об этом решении налоговый  орган не позднее чем за  один месяц до выхода из  данной системы налогообложения.  В этом случае снятие с учета  в качестве плательщика единого  налога вступает в силу с  первого числа следующего года.

6. Налогоплательщик, который  в соответствии с частью 5 настоящей  статьи снят с учета в качестве  плательщика единого налога, вправе  вновь перейти на упрощенную  систему налогообложения не ранее  чем через 3 года после снятия  его с такого учета.

(В редакции  Закона КР от 18 мая 2012 года N 55)

 

Комментарий

1. Ч. 1 комментируемой статьи  предоставляет право НП самостоятельно выбирать режим налогообложения, в том числе и упрощенную систему, при соблюдении условий и в порядке, установленных НК КР. Как было указано в комментарии к ст. 357, упрощенную систему налогообложения могут применять только НП с оборотом менее 4,0 млн. с. Таким образом, в случае превышения регистрационного порога по НДС, НП обязан зарегистрироваться по НДС в соответствии со ст. 229 и перейти на общеустановленную систему налогообложения. На это указывается  в ч. 4 комментируемой статьи.

2. Ч. 2 комментируемой статьи  определяет сроки подачи заявления  НП на применение упрощенной  системы налогообложения в налоговый  орган по месту налоговой регистрации.

Следует отметить, что в  данной статье отсутствует  точное указание даты перехода на упрощенную систему налогообложения с других налоговых режимов. Однако из контекста  положений комментируемой части, можно  прийти к выводу, что для вновь  образованных субъектов датой начала деятельности в упрощенном режиме налогообложения  является день  налоговой регистрации, а для действующих субъектов  – 1 января года, следующего за годом, в  котором было подано заявление в  налоговый орган о намерении  применять упрощенную систему налогообложения.

Также, в НК КР для НП, применяющего упрощенную систему налогообложения, не установлена норма по ежегодной подаче заявления, подтверждающего его статус как плательщика единого налога.

3. В том случае, если  НП перестал соответствовать  требованиям статуса субъекта  МСП, он обязан перейти на  общий режим налогообложения  со следующего года. При этом  если его поставки  превысили   за 12 календарных месяцев 4,0 млн.с., в соответствии с требованиями  статьи 229 НП обязан подать заявление  на  регистрацию по НДС в  течение месяца, следующего за  месяцем, в котором  порог  по НДС был превышен. Регистрация  по НДС вступит в силу с  первого дня месяца, следующего  за месяцем, в котором НП  подал заявление о регистрации  (см. комментарий к ст. 229).

Пример: У ОсОО «А» в феврале 2011 г. среднесписочная численность работников (за период с 1.02.2010 г.  по 1.02. 2011 г.) составила 32 человека. По итогам  апреля 2011 г. оборот ОсОО «Б» за предыдущие 12 календарных месяцев составил 4020,0 тыс. с. В обоих случаях, ОсОО «А» и «Б» обязаны перейти на общий режим налогообложения с 1 января 2012 г.  При этом  ОсОО «Б» обязано в течение мая подать в НО по месту налоговой регистрации заявление о регистрации по НДС, становится плательщиком НДС с 1июня 2011 г. По итогам июня налоговое обязательство по НДС должно быть исчислено, налог уплачен и представлен отчет по НДС.

4. Комментируемая часть   статьи обязывает НП информировать  налоговый орган при добровольном  выходе из упрощенной системы  налогообложения не позднее чем за один месяц до выхода из данной системы налогообложения. В этом случае снятие с учета в качестве плательщика единого налога вступает в силу с первого числа следующего года. При этом данный НП, согласно ч. 6 ст. 358, вправе вернуться на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через 3 года после снятия его с такого учета.

Пример: В феврале 2011 г. на основе проведенного анализа налоговой нагрузки, ОсОО приняло решение перейти на общий режим налогообложения.  ОсОО  должно информировать об этом налоговый орган до 1 декабря 2011 г., а с 1 января 2012 года аннулируется регистрация в качестве плательщика единого налога. Таким образом, ОсОО обязано закончить свою деятельность в 2011 году в системе упрощенного налогообложения в качестве плательщика единого налога.

Учитывая возросшие  обязательства по ведению учета  и предоставлению налоговой отчетности, руководство ОсОО по итогам работы 2012 г.  в общем режиме налогообложения, пришло к выводу,  что   ведение  деятельности в упрощенном режиме было менее обременительным и не принесло значительных финансовых выгод. Согласно ч. 6 ст. 358, ОсОО  может вернуться в данную систему только с 1 января 2015 года, о чем до 1 декабря 2014 г. должно подать заявление в НО.

 

Статья 359. Налогоплательщики

1. В целях налогообложения  субъектом малого предпринимательства  являются организация или индивидуальный  предприниматель, если одновременно  соблюдены следующие условия:

1) среднесписочная численность  работников не превышает 30 человек;

2) организация или индивидуальный  предприниматель не является  налогоплательщиком НДС.

2. Право перехода на  упрощенную систему налогообложения  для налогоплательщиков определяется  исходя из размера их валовой  выручки, подсчитанной за предыдущий  год кассовым методом, а для  вновь зарегистрированных налогоплательщиков - исходя из прогнозных данных  налогоплательщика.

3. Упрощенная система  налогообложения на основе единого  налога не распространяется:

1) на субъекты, уплачивающие  налог на основе патента;

2) на субъекты, оказывающие  финансовые, страховые услуги;

3) на инвестиционные фонды;

4) на профессиональных  участников рынка ценных бумаг;

5) на налогоплательщиков  акцизного налога;

6) на субъекты общественного  питания.

(В редакции  Законов КР от 27 июля 2009 года N 255, 18 мая 2012 года N 55)

 

Комментарий

1. Часть 1 комментируемой  статьи определяет обязательные  условия для приобретения статуса субъекта малого предпринимательства в целях налогообложения, где одним из требований для субъекта является, чтобы он не был плательщиком НДС.

При этом, согласно ч. 2 рассматриваемой  статьи, для получения НП права  перехода на упрощенную систему налогообложения  необходимо определить размер его валовой  выручки, подсчитанной за предыдущий год  кассовым методом, а для вновь  зарегистрированных НП - исходя из прогнозных данных НП.

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 4, под «Субъектом малого предпринимательства» понимается организация или физическое лицо, зарегистрированные в установленном порядке в органах налоговой службы и осуществляющие предпринимательскую деятельность с объемом дохода за год, не превышающим размера регистрационного порога по НДС.

Можно сделать вывод, что  для получения статуса субъекта малого предпринимательства для  применения упрощенной системы налогообложения, необходимо выполнить три обязательных условия:

1) среднесписочная численность  работников не должна превышать  30 человек;

2) организация или индивидуальный  предприниматель не является  налогоплательщиком НДС;

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР