Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

проходят государственную  регистрацию в органах Минюста  и НСК;

ведут бухгалтерский и  налоговый учет;

уплачивают предусмотренные  НК основные налоги1: налог на прибыль, налог с продаж, подоходный налог (налоговый агент).

Учитывая, что объектом исследования выбраны субъекты малого предпринимательства, определяем, что они не являются плательщиками НДС2. То есть объектом исследований являются субъекты малого бизнеса обычной системы налогообложения  с оборотом деятельности до 4 млн. сом.

Основным преимуществом обычной системы налогообложения субъектов малого бизнеса является то, что уплата налогов предпринимателями осуществляется в зависимости от полученного фактического дохода (т.е. если отсутствует доход, то и отсутствует сам объект налогообложения).

Недостатками данного режима для субъектов малого бизнеса являются:

ведение бухгалтерского и  налогового учета с предоставлением  налоговых расчетов и обязательного  подтверждения расходов;

субъект подвергается налоговому контролю, не освобождается от выездной налоговой проверки и других видов  контроля.

 

 

    1. Упрощенная система налогообложения на основе единого налога

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства - организаций  и индивидуальных предпринимателей - применяется наряду с принятой обычной системой налогообложения. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется  субъектам малого предпринимательства  на добровольной основе.

Условиями, при которых  обычный субъект налогообложения  может перейти на упрощенную систему  налогообложения (при наличии государственной  регистрации в Минюсте и НСК), являются следующие:

.

  • численность не превышает 30 человек;

 

  • не являются плательщиками НДС.

 

Не распространяется на следующие  виды деятельности:

1) субъектов, уплачивающих  налог на основе патента; 

2) субъектов, оказывающих  финансовые, страховые услуги;

3) инвестиционные фонды; 

4) профессиональных участников  рынка; 

5) плательщиков акцизного  налога.

Применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности предприятиями, подпадающими под действие НК, предусматривает замену уплаты установленных налоговым законодательством  налогов4 (налога на прибыль и налога с продаж) уплатой единого налога от предпринимательской деятельности5 за отчетный период.

Преимущества:

упрощение и сокращение расчетов по налогам, единый налог заменяет два  вида налогов, расчеты предоставляются  ежеквартально;

не требуется документального  подтверждения и обоснования  расходов, исчисляется с дохода (выручки).

Недостатки:

деятельность субъектов  МБ подвергается налоговому контролю, в том числе выездной налоговой  проверке;

ведение налогового учета  и отчетности в соответствии с  кассовым методом;

применение ККМ.

 

    1. Патентная система налогообложения (на добровольной основе)

Патентная система налогообложения  является разновидностью упрощенной системы  налогообложения. Цель ее введения –  поддержка и легализация самозанятого населения (мелкие бытовые услуги, торговля, услуги общепита, транспортные услуги и др.), микробизнеса, организуемого  в большинстве случаев предпринимателями  МБ.

Право применения добровольного  патентирования имеют физические лица, согласно перечню предпринимательской  деятельности, утверждаемому Правительством КР, и организации, осуществляющие деятельность по производству и реализации швейных, трикотажных изделий и обуви.

Преимущества:

упрощенная форма налоговой  регистрации в ГНС: осуществление  предпринимательской деятельности без государственной регистрации  в органах НСК   (значительное сокращение траты времени на прохождение  налоговой регистрации);

освобождение от обязательного  подтверждения учета доходов  и расходов;

освобождение от налоговой  отчетности, кроме единой налоговой  декларации;

отсутствие налогового контроля в части проведения выездной налоговой  проверки. Недостатки:

усредненность платежей в  виде уплаты фиксированного размера  налогов (при занятии одним и  тем же видом предпринимательской  деятельности у разных налогоплательщиков может быть и разной величина получаемых доходов);

не подлежат перерасчету  налоги после уплаты патента за приостановку деятельности (например, предприниматель, получивший патент сроком на полгода, вынужден будет уплатить полную стоимость  патента, даже не осуществляя фактически предпринимательскую деятельность);

ограничение видов предпринимательской  деятельности распространяется только на установленные виды деятельности.

С момента введения данной системы налогообложения значительно  расширены виды деятельности, осуществляемые на добровольной патентной основе. Так, в 1996 г. было утверждено всего 35 видов  деятельности11, осуществляемых физическими  лицами на патентной основе, в 2010 г. – 122 вида.

 

Хронометражные  обследования

Базовая сумма налога на основе добровольного патента по видам деятельности устанавливается  Правительством КР по согласованию с  профильным комитетом ЖК КР по представлению  уполномоченного налогового органа.

Расчет и определение  базовой суммы налога и ее корректировка  производятся на основании хронометражных обследований, проводимых органами налоговой  службы совместно с представителями  органов местного самоуправления и  отраслевой бизнес-ассоциации, аккредитованной  в УНО, с целью определения  средней доходности по отдельным  видам деятельности и регионам, необходимой  для применения специального налогового режима.

Для определения суммы  добровольного патента на каждой соответствующей территории республики применяются корректировочные коэффициенты в зависимости от численности  населения, исходя из базовой суммы  налога на основе добровольного патента, устанавливаемой Правительством Кыргызской Республики. В пределах базовой суммы  налога уполномоченный налоговый орган  вправе производить корректировку  суммы налога в зависимости от сезонности, доходности, вида и места  ведения деятельности на основании  результатов хронометражных обследований субъектов предпринимательства. Суммы  добровольных патентов, подлежащие корректировке, утверждаются приказом межрегиональных  управлений Государственного комитета Кыргызской Республики по налогам и  сборам и управлений Государственного комитета Кыргызской Республики по налогам  и сборам по городам Бишкек и Ош.

Методика определения  базовой суммы налога на основе хронометражного  обследования14 определяет расчет и  установление базовой суммы налога по результатам хронометражного  обследования с учетом показателей  и данных обследуемых субъектов  предпринимательства (объем валовой  выручки от реализации товаров за время хронометража; количество часов  наблюдения; объем валовой выручки  от реализации товаров (услуг) за один час; количество часов работы в сутки; объем валовой выручки от реализации товаров (услуг) за один месяц; товарооборот без налога с продаж за один месяц; расходы, связанные с реализацией  товаров или услуг, согласно НК; облагаемый доход по налогу на прибыль за один месяц; сумма налога на прибыль, определенная за один месяц; сумма налога с продаж, определенная за один месяц.

 

    1. Патентная система налогообложения на обязательной основе

В целях развития фиксированной  системы налогообложения высокодоходных видов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса введено обязательное патентирование отдельных видов  деятельности.

 

В соответствии с НК, предусмотрена  уплата налогов на основе обязательных патентов в отношении следующих  видов экономической деятельности:

1) услуги саун, бань, за  исключением муниципальных бань;

2) услуги бильярда;

3) услуги по предоставлению  игровых автоматов; 

4) услуги казино;

5) услуги обменного бюро;

6) услуги дискотек;

7) услуги круглосуточных  автостоянок. 

Субъекты МБ по вышеуказанным  видам деятельности подлежат налогообложению  на патентной основе в обязательном порядке.

Обязательный патент у  субъектов предпринимательства  заменяют налог на прибыль, НДС и  налог с продаж.

Для исчисления суммы налога применяются следующие налоговая  база и ставка налога, приведенные  в таблице.

Преимущества:

освобождение от налоговой  отчетности, кроме единой налоговой  декларации;

отсутствие налогового контроля в части проведения выездной налоговой  проверки.

Недостаток: не учитывается фактически полученный доход, а предъявляется к уплате усредненная сумма налогов.

 

Вид предпринимательской  деятельности

Налоговая база

Ставка за налоговый  период, сом.

1. Услуги саун, бань, за  исключением муниципальных бань 

                                                     

Одна сауна, баня общей  площадью, кв. м: до 150

30 000

свыше 150

50 000

2. Услуги бильярда 

Один стол

10 000

3. Услуги игровых автоматов 

Один игровой автомат 

10 000

4. Услуги казино 

Один игровой стол

300 000

5. Услуги обменного бюро 

Один лицензируемый объект

20 000

6. Услуги дискотек и  ночных клубов 

Одна дискотека, ночной клуб

100 000

7. Услуги круглосуточных  автостоянок 

Одно парковочное место 

100


 

Таким образом, налогоплательщик вправе выбирать по своему усмотрению из действующих в соответствии с  законодательством КР форм налогообложения  для предпринимателей малого бизнеса. На наш взгляд, приемлемой и удобной, с точки зрения выделенных больших  преимуществ, является патентная система  налогообложения на добровольной основе.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности налогообложения малого предпринимательства в Кыргызской Республике.

    1. Режимы налогообложения  субъектов МСБ.  Преимущества и недостатки. Налоговая нагрузка.

Общие условия исполнения налоговых обязательств

на основе патента

Статья 345. НК КР.Общие положения 

1. Отдельные налоги могут  уплачиваться путем приобретения  обязательного патента или добровольного  патента. 

2. Патентом является выдаваемый  органом налоговой службы или  приобретаемый налогоплательщиком  посредством платежного терминала  документ, удостоверяющий право  налогоплательщика осуществлять  определенный вид деятельности  и уплату налогов по данному  виду деятельности, а также подтверждающий  получение доходов в течение  времени, в котором действовал  патент. Форма патента и порядок  его выдачи устанавливаются Правительством  Кыргызской Республики. Бланки патента  являются документами строгой  отчетности и подлежат хранению  в течение срока исковой давности, установленной настоящим Кодексом.

См.: Порядок выдачи патентов в налоговых органах (утвержден  постановлением Правительства КР от 24 ноября 2009 года N 713)

Патент выдается по месту  ведения предпринимательской деятельности только при наличии налоговой  регистрации налогоплательщика  в налоговом органе, а в отношении  добровольного патента - по месту  жительства. Ведение деятельности без  патента признается ведением деятельности без регистрации и уклонением от налогообложения.

Патент действителен только на той территории, где был выдан (район, город без районного деления  или город Бишкек). Передача патента  или его копии в целях осуществления  предпринимательской деятельности другого лица запрещается.

3. Налогоплательщики, осуществляющие  деятельность на основе патента,  приобретают патент в налоговой  службе по месту осуществления  деятельности или посредством  платежного терминала. Патенты  для обособленных подразделений  приобретаются в органах налоговой  службы по месту их расположения.

4. Сумма налога на основе  патента вносится налогоплательщиком  в учреждение банка, после чего  квитанция об оплате патента  с отметкой банка предъявляется  налоговому органу, на основании  чего ему выдается патент. Для  отдаленных и труднодоступных  населенных пунктов, в которых  отсутствуют учреждения банков, допускается уплата суммы налога  на основе патента в налоговый  орган в порядке, установленном  Правительством Кыргызской Республики.

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР