Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

Необходимо здесь также  отметить, что комментируемая глава  не предусматривает нормы, позволяющие  НП или органу налоговой службы пересчитывать  налоговое обязательство, указанное  в контракте.

Необходимо здесь также  отметить, что комментируемая глава  не предусматривает нормы, позволяющие  НП или органу налоговой службы пересчитывать  налоговое обязательство, указанное  в контракте.

Пример: При расчете суммы налога на основе контракта ОсОО "А" на 2012 год были исчислены налоговые обязательства (поступления) в бюджет по двум торговым точкам общественного питания. При этом ОсОО «А» планирует летом и осенью 2012 года проведение ремонта в одной из точек общепита, которая возможно закроется на более чем 6 месяцев.

Учитывая, что  при расчете налога на основе контракта  были использованы сводные показатели уплаты соответствующих налогов  по двум торговым точкам общепита за год, то, соответственно, уплата налога на основе контракта будет касаться двух торговых точек общепита принятых при расчете. При этом суммы налогов, указанные  в контракте не подлежат пересчету.

Также следует отметить, что субъекты малого и среднего бизнеса, подлежат освобождению от уплаты налога на основе контракта в размере 50 процентов на 2012 год в случае осуществления  своей деятельности в пострадавших населенных пунктах, подпадающих под  действие программы по восстановлению и развитию г. Ош, Ошской и Джалал-Абадской областей11.

При исполнении этих положений  возникают те же проблемы, которые  были обозначены в комментариях к  налогам, уплачиваемым на основе патента.

Ограничения для исполнения налоговых обязательств методом  налогового контракта.

Налогоплательщиками на основе контракта не могут являться:

1) субъекты, уплачивающие  налог на основе обязательного  патента;

2) субъекты, оказывающие  кредитные, финансовые, страховые  услуги;

3) инвестиционные и пенсионные  фонды;

4) профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

5) субъекты, имеющие налоговую  задолженность;

6) налогоплательщики налога  за недропользование;

7) налогоплательщики акцизного  налога;

8) субъекты, осуществляющие  экономическую деятельность менее  3 лет, за исключением субъектов  общественного питания;

9) субъекты общественного  питания, осуществляющие деятельность  менее 3 месяцев.

Комментируемая статья ограничивает круг возможных участников налоговых  правоотношений на основе налогового контракта.

Анализ приведенного перечня  свидетельствует о том, что это  высокодоходные и рисковые виды деятельности, за которыми предполагается сохранить  весь инструментарий методов налогового контроля, т.к. в период действия контракта  по налогам, включенным в сумму контракта, выездная налоговая проверка, за исключением  встречной проверки, не проводится.

К категории субъектов  п. 8), не наделенных правом заключения налогового контракта, законодателем  отнесены предполагаемые проблемные НП, например,  фирмы-однодневки, либо вновь  зарегистрированные субъекты, то есть у предпринимателей должна быть "история" экономической деятельности продолжительностью не менее трех лет, на основе изучения которой налоговая служба принимает  решение о возможности заключения контракта, а также исчисляются  налоговые обязательства по контракту. Исключение составляют субъекты общественного  питания, для которых планка «истории»  снижена до 3 месяцев12.

Налоговый период

Налоговым периодом для исполнения налоговых обязательств на основе контракта  является один календарный год.

 

Комментарий

Налоговым периодом для исполнения налоговых обязательств на основе контракта  является один календарный год, т.е. оплата налога в фиксированной ежемесячной  сумме, определенной контрактом, согласно ст. 371, должна производиться до 15 числа текущего месяца в течение всего календарного года.

Статья 369. Порядок перехода на исполнение налоговых обязательств методом контракта

1. Налогоплательщик, намеренный  применять режим уплаты налогов  на основе контракта или перезаключить  контракт, обязан подать заявление  в орган налоговой службы как  плательщик налогов на основе  налогового контракта не позднее  дня, следующего за 1 ноября года, предшествующего году заключения  или перезаключения контракта  соответственно.

2. Заявление об исполнении  налоговых обязательств на основе  контракта подается налоговому  органу по месту налоговой  регистрации.

В заявлении должна быть указана следующая информация:

1) наименование налогоплательщика;

2) юридический адрес налогоплательщика;

3) идентификационный налоговый  номер;

4) результаты финансовой  деятельности;

5) размеры налоговых обязательств  за предыдущие 3 года;

6) базовые показатели  для контракта.

3. Решение о возможности  применения налогоплательщиком  режима на основе контракта  или мотивированный отказ в  его применении выносятся налоговым  органом в течение 15 дней со  дня, следующего за днем подачи  заявления.

В случае принятия решения  о возможности применения налогоплательщиком режима на основе налогового контракта  налоговый орган, по согласованию с  уполномоченным налоговым органом, заключает с налогоплательщиком контракт в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения.

Контракт заключается  на один календарный год по форме, установленной Правительством Кыргызской Республики, и может ежегодно перезаключаться. Перезаключение контракта производится в соответствии с положениями  настоящей статьи.

Уполномоченный налоговый  орган вправе отказать в возможности  применения режима на основе контракта  или прервать его в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики в случаях:

1) несоответствия условиям, установленным настоящей главой;

2) несоответствия условиям, предусмотренным в контракте;

3) наличия условий, имеющих  предпосылки к уклонению от  налогообложения.

4. За период действия  контракта по налогам, включенным  в сумму контракта, выездная  налоговая проверка, за исключением  встречной проверки, не проводится. Остальные формы налогового контроля  осуществляются в соответствии  с настоящим Кодексом.

5. При реорганизации налогоплательщика  действие контракта прекращается.

(В редакции  Закона КР от 18 мая 2012 года N 55)

 

Комментарий

1. Комментируемая статья  регламентирует процедуры заключения  налогового контракта. Инициатива  об уплате налога на основе  налогового контракта исходит  от НП, окончательное  решение  вопроса о заключении контракта  принимается НО по месту налоговой  регистрации НП по согласованию  с  центральным аппаратом ГНС.

2. Срок подачи заявления  НП на применение режима уплаты  налогов на основе контракта  или перезаключение контракта  на предстоящий календарный год  ограничен 1 ноябрем текущего  года. Два месяца являются минимальным  сроком, за который могут быть  обследованы документы налогоплательщика,  произведена проверка достоверности  показателей, исчислены и согласованы  налоговые обязательства, подготовлен  и подписан налоговый контракт, проведены прочие регистрационные  процедуры.  Письменное заявление  подается в налоговый орган  по месту налоговой регистрации  с обязательным предоставлением  информации, указанной в части  2 комментируемой статьи.

Следует отметить, что в  принятом ЗКР от 18.05.2012 г. № 55 содержатся иные положения в отношении перехода НП на налоговый контракт в 2012 году. Так, согласно ст. 2 данного Закона, организации  и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую  деятельность на дату вступления в  силу настоящего Закона, имеют право  заключить налоговый контракт на 2012 год в любом месяце 2012 года, следующем за месяцем вступления в силу настоящего Закона, но не позднее 1 октября 2012 года.

Для субъекта, заключившего контракт в 2012 году, налоговым периодом для исчисления налоговых обязательств на основе контракта является период, начинающийся со дня, следующего за днем заключения контракта, до 31 декабря 2012 года.

Анализ положений данной статьи совместно с запретом для  субъектов общественного питания  уплачивать налог в режиме упрощенного  режима налогообложения (ст. 359) позволяет  сделать  вывод, что действующие  субъекты общественного питания  обязаны перейти на другой режим  налогообложения, включая режим  налогового контракта.  Вместе с  тем, нормой названной ст. 2  могут  воспользоваться любые НП, подпадающие  под возможные критерии пользователей  режима налогового контракта.

3. Решение о возможности  применения НП режима на основе  контракта или мотивированный  отказ в его применении выносятся  налоговым органом в течение  15 дней со дня подачи заявления.  В случае положительного решения  НО по месту регистрации НП по согласованию с УГО – центральным аппаратом ГНС заключает с НП контракт в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения.

Форма контракта об уплате налогов в виде фиксированной  платы, которая заполняется на основе представленных НП данных о результатах  своей финансовой деятельности, размерах налоговых обязательств за предыдущие 3 года и базовых показателей для  контракта, либо на основании результатов  налогового поста, утверждена Правительством13  (ст. 370).

Перезаключение контракта  осуществляется по инициативе НП путем  подачи в установленный срок заявления.

Порядок расторжения налогового контракта также определяется самой  ГНС. Решение о расторжении Налогового контракта по причине допущенных налогоплательщиком нарушений, оформляется  по форме, утвержденной ППКР от 7.04.2011 г. №14414. Положение о порядке взыскания налоговой задолженности15 предусматривает предварительное вручение НП Извещения о несоблюдении НП налогового законодательства КР. Налоговый контракт считается расторгнутым на дату, указанную в квитанции о вручении заказного письма или отказа в его получении.

4. Примечателен подход  к решению вопроса о порядке  разрешения споров, вытекающих из  налогового контракта. Согласно  разделу III утвержденной формы контракта, при возникновении спорных вопросов, а также форс-мажорных обстоятельств, стороны разрешают их в соответствии с нормами раздела V НК КР "Налоговое правонарушение и ответственность за его совершение". Такая характерная ссылка свидетельствует о том, что у предпринимателя нет возможности использовать механизмы досудебного или судебного разрешения спора, присущие договорным отношениям. Вопрос будет решаться по правилам наложения ответственности за совершенное налоговое правонарушение при наличии на то оснований. Это обусловлено публично-правовым характером налога, обязательностью его уплаты, принудительностью изъятия, односторонним характером налоговых обязательств, вследствие чего спор о нарушении налогового контракта будет находиться в рамках публичного, а не частного права. Невыполнение обязательств по налоговому контракту влечет за собой причинение ущерба государству, нарушение публичных интересов. НП же будет ориентирован на использование не договорных способов защиты своих прав и интересов, а на обжалование (оспаривание) действий или решений органов налоговой службы.

Статья 370. Исчисление суммы налогового обязательства  по контракту

1. Если иное  не предусмотрено настоящей статьей,  сумма налогового обязательства  по контракту принимается в  размере, превышающем наибольшую  сумму налоговых обязательств  за 3 предшествующих года не менее  чем на 25 процентов за первый  год заключения контракта.

2. Сумма налогового  обязательства по контракту для  субъекта общественного питания  определяется на основании результатов  налогового поста.

3. При последующих  перезаключениях контракта сумма  налогового обязательства принимается  в размере, превышающем сумму  налогового обязательства за  предшествующий календарный год  не менее чем на 10 процентов.

(В редакции  Закона КР от 18 мая 2012 года N 55)

 

Комментарий

1. Часть 1 комментируемой  статьи определяет исчисление  суммы налогового обязательства  по контракту за первый год заключения налогового контракта, которая принимается в размере, превышающем наибольшую сумму налоговых обязательств за 3 предшествующих года, не менее чем на 25%.

Исключением из такого порядка  исчисления являются субъекты общественного  питания, для которых сумма налогового обязательства определяется на основании  результатов налогового поста (см. Комментарий  к ст. 112 НК КР).

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР