Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели  без образования юридического лица (ПБОЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Основными потребителями  продукции и услуг малого бизнеса  является местное население, а также  жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы  и предприниматели, государственные  учреждения и торгово-посреднические организации.

Важная роль малого бизнеса  заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих  мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а  так же выпускает специальные  товары и услуги.

В мировой практике для  отнесения предприятий к малым  используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах  применяются следующие:

средняя численность занятых  на предприятии работников;

ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

величина активов.

Из всех критериев, которые  используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается  среднесписочная численность работающих.

С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить при помощи следующих  показателей:

  • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике  страны.

Например, в США на малые  фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В  странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы  с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции  в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП  США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.

 

 

 

К субъектам малого предпринимательства  закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев  позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и  получать финансовую поддержку и  всевозможные льготы со стороны государства.

Для формирования малого бизнеса  необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

Экономические условия –  это предложение товаров и  спрос на них; виды товаров, которые  могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые могут  быть истрачены на покупки; избыток  или недостаточность рабочих  мест, рабочей силы, влияющие на уровень  заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и  доступность денежных ресурсов, уровень  доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для  финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные  учреждения.

Всем этим занимаются организации, составляющие инфраструктуру рынка, с  помощью которой предприниматели  могут устанавливать деловые  взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

-банки, оказывающие финансовые  услуги;

-поставщики, организующие  снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами,  комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом  и др.;

-оптовые и розничные  продавцы, предоставляющие услуги  по доведению товаров до потребителя;

-специализированные фирмы  и учреждения, оказывающие 

профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;

-агентства по трудоустройству,  занимающиеся подбором рабочей  силы;

-учебные заведения, обучающие  рабочих и специалистов - служащих;

-прочие агентства - рекламные,  транспортные, страховые и т.п.;

-средства связи и передачи  информации;

Вплотную к экономическим  примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего,  это  стремление покупателей приобретать  товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности  могут меняться.

Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышении квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным методам ведения  предпринимательской деятельности, обучения и переобучения кадров, о  создании сети консультативных центров, проводящих профессиональных отбор  и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в  целом и каждого гражданина в  отдельности.

Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма  государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность.

Любая предпринимательская  деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому  большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к  которым относятся наличие законов,

регулирующих предпринимательскую  деятельность, создающих наиболее благоприятные  условия для ее развития.

Правовые нормы должны обеспечивать:

-упрощенную и ускоренную  процедуру открытия и регистрации  предприятий малого бизнеса;

-защиту предпринимателей  от государственного бюрократизма;

-совершенствование налогового  законодательства в направлении  мотивации производственной предпринимательской  деятельности, развития совместной  деятельности предпринимателей  Кыргызской Республики с предпринимателями зарубежных стран.

То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит  пройти за более короткий срок.

Все малые предприятия  можно условно разделить на две  группы:

Первая группа - предприятия,  прямо или косвенно связанные  с крупным бизнесом. Оставаясь  юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного  круга деталей  и узлов (что  избавляет крупные предприятия  от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить  свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия  малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса  выступают, с одной стороны, как  экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные  крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся  предприятия малого бизнеса, непосредственно  конкурирующие с предприятиями  крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного  развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать  на требования рынка и удовлетворять  возникающий спрос на товары и  услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет  свободнее маневрировать по сравнению  с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным  причинам не выгодны крупным фирмам; и, наконец, ценовая политика крупных  фирм, диктующих рынку довольно высокие  цены.

Малые формы предпринимательства  обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость  к конъюнктуре рынка, способность  быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять  новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

Малые предприятия стали  по существу основой экономики наиболее развитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в  которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общей численности занятых.

Наиболее точно данные о малых предприятиях наиболее развитых стран содержатся в Таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Основные показатели развития малого предпринимательства

в развитых странах (в конце 1990-х годов)

 

Страна 

Количество малых и  средних фирм

Число занятых

млн. чел.

Доля малых и средних  фирм

Тыс.ед.

В расчете на 1 тыс. жителей

В общей численности занятых

в ВВП

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55


 

Как видно из табл.1.1., развитие малого бизнеса в КР существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в Кыргызской Республике составляет лишь 30%, в то время как в развитых странах - 50-60%.

В экономике развитых стран  одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от действия эффекта  масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Что касается Кыргызской Республики, то малый бизнес здесь все еще находится на стадии развития.

 

1.2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

Развитие малого бизнеса  тесно связано с реализацией  фискальной политики налогообложения. Уровень налоговой нагрузки считается  основным показателем качества проводимой налоговой политики. Динамика уровня налоговой нагрузки свидетельствует  о прогрессе в проведении налоговой  реформы, с его снижением связывают  надежды на ускорение экономического роста. Однако не меньшее значение имеет  структура налоговой системы: набор  используемых налоговых инструментов, соотношение ставок и формы налогового администрирования, которые непосредственным образом влияют на налогообложение  субъектов малого предпринимательства.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим на современном  этапе сферу налогообложения  субъектов малого бизнеса, является Налоговый кодекс КР. В соответствии с действующим законодательством  КР существуют три подхода к налогообложению  субъектов малого бизнеса (далее  МБ):

Формы налогообложения  доходов субъектов МБ


 

 

 




                                                              


 

 

 

 

 

 

Различные формы налогообложения  предполагают широкий выбор самими налогоплательщиками наиболее приемлемого  варианта (кроме обязательной системы  патентирования).

    1. Общий режим налогообложения субъектов малого бизнеса

При обычной системе налогообложения  субъекты малого предпринимательства (как юридические и физические лица):

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР