Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Основными потребителями продукции и услуг малого бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и торгово-посреднические организации.
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие:
средняя численность занятых на предприятии работников;
ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
величина активов.
Из всех критериев, которые
используются в мировой практике,
наиболее простым, объективным считается
среднесписочная численность
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.
К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, только четкое соблюдение указанных критериев позволяет хозяйствующему субъекту считаться малым предприятием и получать финансовую поддержку и всевозможные льготы со стороны государства.
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия –
это предложение товаров и
спрос на них; виды товаров, которые
могут приобрести покупатели; объемы
денежных средств, которые могут
быть истрачены на покупки; избыток
или недостаточность рабочих
мест, рабочей силы, влияющие на уровень
заработной платы работников, т.е. на
их возможность приобретать
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимаются организации,
составляющие инфраструктуру рынка, с
помощью которой
-банки, оказывающие
-поставщики, организующие
снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами,
комплектующими изделиями,
-оптовые и розничные
продавцы, предоставляющие услуги
по доведению товаров до
-специализированные фирмы и учреждения, оказывающие
профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
-агентства по трудоустройству,
-учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов - служащих;
-прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
-средства связи и передачи информации;
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться.
Важную роль в формировании
малого бизнеса играют подготовка,
переподготовка и повышении квалификации
кадров. Речь идет об организации обучения
современным методам ведения
предпринимательской
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
Любая предпринимательская
деятельность функционирует в рамках
соответствующей правовой среды. Поэтому
большое значение имеет создание
необходимых правовых условий, к
которым относятся наличие
регулирующих
Правовые нормы должны обеспечивать:
-упрощенную и ускоренную
процедуру открытия и
-защиту предпринимателей
от государственного
-совершенствование налогового
законодательства в
То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за более короткий срок.
Все малые предприятия можно условно разделить на две группы:
Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и, наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.
Малые формы предпринимательства обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.
Малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общей численности занятых.
Наиболее точно данные о малых предприятиях наиболее развитых стран содержатся в Таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Основные показатели развития малого предпринимательства
в развитых странах (в конце 1990-х годов)
Страна |
Количество малых и средних фирм |
Число занятых млн. чел. |
Доля малых и средних фирм | ||
Тыс.ед. |
В расчете на 1 тыс. жителей |
В общей численности занятых |
в ВВП | ||
Великобритания |
2930 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15777 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Как видно из табл.1.1., развитие малого бизнеса в КР существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в Кыргызской Республике составляет лишь 30%, в то время как в развитых странах - 50-60%.
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Что касается Кыргызской Республики, то малый бизнес здесь все еще находится на стадии развития.
1.2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Развитие малого бизнеса тесно связано с реализацией фискальной политики налогообложения. Уровень налоговой нагрузки считается основным показателем качества проводимой налоговой политики. Динамика уровня налоговой нагрузки свидетельствует о прогрессе в проведении налоговой реформы, с его снижением связывают надежды на ускорение экономического роста. Однако не меньшее значение имеет структура налоговой системы: набор используемых налоговых инструментов, соотношение ставок и формы налогового администрирования, которые непосредственным образом влияют на налогообложение субъектов малого предпринимательства.
Основным нормативно-правовым
актом, регулирующим на современном
этапе сферу налогообложения
субъектов малого бизнеса, является
Налоговый кодекс КР. В соответствии
с действующим
Формы налогообложения доходов субъектов МБ
Различные формы налогообложения предполагают широкий выбор самими налогоплательщиками наиболее приемлемого варианта (кроме обязательной системы патентирования).
При обычной системе