Контракт заключается
на один календарный год по форме,
установленной Правительством Кыргызской
Республики, и может ежегодно перезаключаться.
Перезаключение контракта производится
в соответствии с положениями
настоящей статьи.
Уполномоченный налоговый
орган вправе отказать в возможности
применения режима на основе контракта
или прервать его в порядке, определяемом
Правительством Кыргызской Республики
в случаях:
1) несоответствия условиям,
установленным настоящей главой;
2) несоответствия условиям,
предусмотренным в контракте;
3) наличия условий, имеющих
предпосылки к уклонению от
налогообложения.
4. За период действия
контракта по налогам, включенным
в сумму контракта, выездная
налоговая проверка, за исключением
встречной проверки, не проводится.
Остальные формы налогового контроля
осуществляются в соответствии
с настоящим Кодексом.
5. При реорганизации налогоплательщика
действие контракта прекращается.
(В редакции Закона
КР от 18 мая 2012 года N 55)
Статья 370. НК КР. Исчисление
суммы налогового обязательства
по контракту
1. Если иное не предусмотрено
настоящей статьей, сумма налогового
обязательства по контракту принимается
в размере, превышающем наибольшую
сумму налоговых обязательств
за 3 предшествующих года не менее
чем на 25 процентов за первый
год заключения контракта.
2. Сумма налогового обязательства
по контракту для субъекта
общественного питания определяется
на основании результатов налогового
поста.
3. При последующих перезаключениях
контракта сумма налогового обязательства
принимается в размере, превышающем
сумму налогового обязательства
за предшествующий календарный
год не менее чем на 10 процентов.
(В редакции Закона
КР от 18 мая 2012 года N 55)
Статья 371. НК КР. Исполнение
налогового обязательства по контракту
и налоговая отчетность
Исполнение налогового обязательства
по контракту осуществляется ежемесячно
до дня, следующего за 15 числом каждого
месяца в размерах, определенных условиями
контракта.
Налогоплательщики, заключившие
контракт, обязаны предоставлять
единую налоговую декларацию, в том
числе и по деятельности, по которой
исполнение обязательств осуществляется
на основе контракта.
(В редакции Закона
КР от 18 мая 2012 года N 55)
В соответствии с налоговым
законодательством Кыргызской Республики
субъекты малого и среднего бизнеса могут
работать в 4-х основных режимах налогообложения
– общем и специальных, включая упрощенный
режим, налоговый контракт, а также обязательный
и добровольный патент.
Для оценки тенденций роста
и места каждого из режима
налогообложения в системе МСБ
в наибольшей степени использовались
показатели количества действующих
налогоплательщиков в каждом
из режимов, поскольку динамика
сумм собранных налогов в большей
степени зависела от размеров установленных
базовых ставок, которые постоянно
изменялась в течение всего рассматриваемого
периода. Динамика числа действующих налогоплательщиков
в различных налоговых режимах, приведенная
в Таблицах 7, 8, 8-1, показывает, что упрощенные
формы налогообложения – уплата единого
налога и уплата налога на основе патента
- развивались опережающими темпами, по
сравнению с развитием общего режима,
за исключением последнего года анализируемого
периода – 2009 года, когда базовые ставки
патентов были повышены в несколько раз,
и количество приобретенных добровольных
патентов снизилось на 23,4% (с 849, 0 до 650,1
тыс. шт.), а количество обязательных
патентов уменьшилась на 7,7% (с 11893 до 10975
шт.). В том же 2009 году, с введением нового
Налогового кодекса, значительно уменьшившего
ставки обложения единым налогом (с 5,6
и 10% до 4 и 6%), значительно – на 61%
(с 3541 ед. до 5706 ед.) увеличилось количество
налогоплательщиков, выбравших упрощенный
режим налогообложения. Наиболее активно
при этом развивался упрощенный режим
в торговле (рост в 2,7 раза) и в других видах
деятельности (рост в 6,4 раза) при уменьшении
общего количества плательщиков в этом
режиме в производственной сфере (на 11,3%).
Это связано как с общим падением производства
в 2008-2009 годах, так и совершенствованием
налогового планирования у части налогоплательщиков,
так как для некоторых сфер налоговая
нагрузка единого налога остается все
еще высокой, по сравнению с общим режимом,
как это показано ниже. Таким образом,
прослеживается прямая зависимость выбора
налогоплательщиком режима налогообложения
в зависимости от налоговой нагрузки,
устанавливаемой каждым из режимов. Кроме
того, данные таблицы показывают, что развитие
всех форм бизнеса связано с общими тенденциями
изменения условий их ведения (стабильный
и довольно высокий рост в 2005-2007 годах)
со снижением в 2008-2009 годах, когда влияние
общеэкономического мирового кризиса
достигло Кыргызстана. При этом субъекты
МСБ более чутко реагировали как на улучшение,
так и ухудшение общей экономической ситуации
- темпы роста и падения количества налогоплательщиков
в МСБ были опережающими, по сравнению
с налогоплательщиками, работающими в
общем режиме налогообложения.
В целом, по сравнению с базовым
2004 годом, в 2009 году доля налогоплательщиков,
работающих в общем режиме
налогообложения, изменилась незначительно
и выросла с 26,7% до 27,9%, то есть
практически росла параллельно
росту бизнеса; доля плательщиков,
уплачивающих единый налог, росла
опережающими темпами - с 1,4%
в 2004 году до 4,6% в 2009 году; работающих
на основе добровольного патента
– уменьшилась с 71,1% до 65,6% соответственно,
доля плательщиков обязательного
патента не изменилась и составила
0,8%. Кроме того, в 2009 году появилась
новая категория налогоплательщиков
– уплачивающих налоги по налоговому
контракту – их доля в общем
числе плательщиков составила
1,1 %.
В целях повышения объективности
оценки преимуществ и недостатков
каждой из систем налогообложения
субъектов МСБ, нами использовались
результаты анкетирования представителей
наиболее активных бизнес - ассоциаций,
члены которых заняты в рассматриваемых
сферах, и экспертов по налоговому
учету и отчетности – налоговых консультантов,
аудиторов и бухгалтеров. В целом было
получено и обработано 40 анкет, итоговая
обработка которых прилагается к настоящему
исследованию (См. Приложение 1).
К числу наиболее значимых
преимуществ и недостатков каждого
из названных режимов налогоплательщики
называют следующие:
Режимы |
Преимущества |
Недостатки |
Прочие комментарии |
Общий режим налогообложения |
Обеспечивает наибольшую
прозрачность бизнеса. |
Сложный бухгалтерский и
налоговый учет. Ежемесячная сдача
отчетности. Большее, по сравнению с
другими режимами, давление налогового
администрирования. |
Не в полной мере соответствует
условиям эффективного ведения мелкого
и микро- бизнеса. |
Единый налог
|
Простота исчисления, отчетность
1 раз в квартал, минимальная возможность
возникновения споров с налоговым
инспектором при проведении проверки.
|
Высокая по сравнению со
средней налоговая нагрузка по доле,
приходящейся по налогу на прибыль (около
18% при рентабельности 20%). Отсутствие
методики ведения упрощенного бухучета,
упрощенного исчисления и уплаты
подоходного налога и социальных
взносов на наемных работников.
|
Необходимо дальнейшее снижение
ставки налога по мере снижения ставки
налога с продаж и приведения к
среднему нагрузки по части, приходящейся
на налог на прибыль. |
Патент обязательный
|
Минимальность налогового администрирования.
Упрощенная уплата подоходного налога
на наемных работников по фиксированной
ставке.
|
Не всегда обоснованные размеры
ставок налогов.
Отсутствие упрощенного
исчисления и уплаты и социальных
взносов на наемных работников.
|
Необходимо совершенствование
методики и процедур хронометража. |
Патент добровольный
|
Минимальность налогового администрирования.
Возможность упрощенной легализации/открытия
нового бизнеса для неофитов.
|
Возможность ухода от
налогообложения, уплаты страховых
взносов, применения коррупционных
схем.
Отсутствие стимулов увеличения
размера бизнеса и перехода на
более развитые формы его ведения.
Двойное дублирование процедуры
регистрации ИП: в НСК и ГНС,
а также в случае ведения деятельности
не по месту проживания – налоговая
регистрация как по месту проживания,
так и по месту ведения деятельности
с соответствующей сдачей единой
декларации по месту первичной регистрации.
|
Необходима системная
работа государства по полной (>90)
легализации данной категории налогоплательщиков.
|
Налоговый контракт
|
Удобен как альтернатива
для видов деятельности, где слишком
велико неправомочное давление ГКО,
большая свобода бизнесу в
выборе режима налогообложения.
Соответствует налоговой
нагрузке общего режима.
|
Излишне жесткие условия
заключения контракта на 2-й и
последующие годы работы. Отсутствие
законодательных возмож ностей корректировки
условий контракта при возникновении
форс-мажорных ситуаций или изменении
условий ведения бизнеса. |
Необходимо внесение изменений
в налоговое законодательство по
условиям уплаты налога на основе налогового
контракта. |
Для
выработки концептуальных подходов
к фискальной политике в области
развития МСБ значительный интерес
представляет оценка налоговой
нагрузки различных форм ведения
бизнеса. Сравнению подлежат налоговые
нагрузки по суммам налогов,
включенных в действующие ставки
налогообложения различных режимов,
по которым имеется разница
в методике исчисления налога
в разных режимах, в том
числе:
Виды налогов |
Общий режим |
Упрощен
ный режим
|
Обязательный
патент |
Добровольный патент |
Налоговый контракт |
Налог на прибыль |
+ |
4 и 6% от выручки |
Ставка налога в пределах
ставки, установлен ной
НККР |
Ставка налога в пределах
базовой ставки, уста новленной НККР |
+ |
Налог с продаж |
+ |
+ |
НДС |
+
- |
Неплательщик |
Неплательщик |
+
- |
Подоходный налог |
+ |
+ |
7 расчетных показателей |
+ |
+ |
Налог на имущество |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Земельный налог |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Акцизный налог |
+ |
Запрет на режим |
Подакцизные виды деятельности
отсутствуют |
Подакцизные виды деятельности
отсутствуют |
+ |
Налоги на недропользование |
+ |
+ |
Подакцизные виды деятельности
отсутствуют |
Подакцизные виды деятельности
отсутствуют |
+ |
Страховые взносы на наемного
работника |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Данные вышеприведенной таблицы
показывают, что сравнению может
подлежать налоговая нагрузка:
- Общий - упрощенный режим по налогам: по совокупности налогов на прибыль и с продаж;
- Общий режим – обязательный патент: по совокупности НДС, налогов на прибыль и с продаж;
- Общий режим – добровольный патент: налогов на прибыль и с продаж.
Сумма оплачиваемого подоходного
налога на наемных работников
по обязательному патенту
также подлежит сравнению с
общим режимом, однако ее приближенность
(с некоторым завышением) к сумме
налога, оплачиваемого по ставкам
для общего режима, очевидна: средняя
заработная плата по республике
за 2009 г. составила 6160 сомов, в
том числе в столице республики,
где работают около 47 % субъектов,
осуществляющих деятельность на
основе обязательного патента,
– 8041 сомов. Таким образом,
сумма подоходного налога, уплаченного
по установленной общим режимом
ставке 10%, составила бы порядка
490 и 660 сомов соответственно в
сравнении с установленными 700 сомами.
Некоторое завышение суммы оплачиваемого
налога, по сравнению со средними
значениями, вполне оправдывается
для налогоплательщика, как с
точки зрения более высокой
фактической зарплаты в видах
деятельности по обязательному
патенту, так и простотой начисления
и уплаты твердой суммы
налога. Такая система вполне
приемлема и для администрирования,
которое является минимальным
при поступлении оплаты по
подоходному налогу от каждого
работника в размере выше средней.
К сожалению, попытки произвести
сравнение налоговой нагрузки
по данным Нацстаткома по
развитию субъектов МСБ, не
позволили с достаточной степенью
достоверности произвести оценку
налоговой нагрузки разных категорий
плательщиков, как вследствие
указанного в разделе 1 несовпадения
подходов к определению категорий
МСБ, используемых в статистике
и в налоговых целях, так
и в результате отсутствия
данных по полному обороту
или объему реализации продукции
в целом по субъектам МСБ
и отдельным режимам налогообложения.
Объемные данные представляются
Нацстаткомом КР только по
произведенной валовой добавленной
стоимости.
Для оценки налоговой нагрузки
общего режима по установленным
выше совокупностям налогов (Налог
с продаж и на прибыль; налог
с продаж, на прибыль и НДС)
были использованы данные отдельных
предприятий разных сфер экономики
в соответствии с их отчетностью,
представляемой ГНС (См. Приложения
2 – 9). В Таблицах 9, 9-1, 9-2 выполнена
выборка указанных сумм налогов
и оборота указанных субъектов
и определена налоговая нагрузка
предприятий разных отраслей
в отдельности и в совокупности.
Согласно данным таблицы, налоговая
нагрузка разных отраслей по
сумме налога на прибыль и
налога с продаж составляет
от 1 до 7,1 процента со средней
налоговой нагрузкой в 6,5%. Это
означает, что в целом налоговая
нагрузка, установленная налоговым
кодексом, вступившим в действие
с 1 января 2009 г. (4 и 6%) в целом
сравнима с налоговой нагрузкой
в общем режиме. При этом следует
учесть, что данные оценки для
предприятий произведены при
ставках налога с продаж, действовавшими
в 2009 году, которые на 0,5% превышают
ставку, действующую с 2010 г. Таким
образом, средняя налоговая нагрузка
по общему режиму на уровень
2010 года и установленная ставка
единого налога в 6% совпадают
абсолютно. Однако общий режим,
естественно, предоставляет большие
вариации для оптимизации налоговой
нагрузки на основе приближения
вычетов к фактическим предпринимательским
расходам. Поэтому приведенный в
Таблице 9 размер средней налоговой
нагрузки по налогу на прибыль
(3,7%) сложился под влиянием самой
доходной отрасли – отрасли
связи (4,9%), в остальных же отраслях,
как следует из данных таблицы,
эта нагрузка варьировалась от
довольно высокого уровня в
высокодоходных отраслях – реализации
ГСМ и производстве пива (2,9 и
2,8% соответственно) до очень низкого
– в остальных отраслях (0,0 - 0,2%).