Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

2. Часть 3 устанавливает  единый порядок исчисления суммы  налогового обязательства для  всех НП, подпадающих под данный  режим, включая субъектов общественного  питания, при последующих перезаключениях  налогового контракта. При этом  устанавливается фиксированная  налоговая нагрузка на каждый  последующий один календарный  год с ростом не менее чем  10 процентов от установленного  налогового обязательства за  предшествующий год.

Пример:

ОсОО  принято  решение с 2012 г. перейти на режим  уплаты налогов на основе контракта. Суммы налоговых обязательств за 2009 г. составили 100,0 тыс. с., за 2010 год  – 80,0 тыс. с., за 2011 год – 90,0 тыс. с.

При расчете суммы  налога на основе контракта ОсОО  на 2012 г. необходимо использовать наибольшую сумму налоговых обязательств, то есть 100,0 тыс.с., увеличенную на не менее  чем 25%. Таким образом, сумма налога на основе контракта для ОсОО  на 2012 г. должна составить не менее  чем 125,0 тыс. с.

В случае принятия решения о перезаключении налогового контракта на 2013 г., сумма налога по контракту на данный год составит уже 137,5 тыс. с. ((125*10%)+125).

 

Статья 371. Исполнение налогового обязательства по контракту  и налоговая отчетность

Исполнение налогового обязательства по контракту осуществляется ежемесячно до дня, следующего за 15 числом каждого месяца в размерах, определенных условиями контракта.

Налогоплательщики, заключившие контракт, обязаны предоставлять  единую налоговую декларацию, в том  числе и по деятельности, по которой  исполнение обязательств осуществляется на основе контракта.

(В редакции  Закона КР от 18 мая 2012 года N 55)

 

Комментарий

Комментируемая статья определяет сроки уплаты налогов по налоговому контракту – ежемесячно до 15 числа  каждого месяца. Ежемесячные размеры  сумм уплаты по зафиксированным налогам  отражаются в разделе V налогового контракта. Место уплаты налогов по налоговому контракту определяется местом регистрации НП и как следствие местом заключения контракта.

Не следует забывать, что  заключение налогового контракта не освобождает НП от обязанности представлять единую налоговую декларацию, в том  числе и по деятельности, по которой  исполнение обязательств осуществляется на основе контракта.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения  предпринимательской деятельности

 

      Предпринимательство  в Кыргызской Республике поставлено  в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

К главным проблемам кыргызского  малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового  характера, т.е. непродуманность государственной  политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной  поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д., во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.

  Хотя в настоящее  время мало кто отрицает значение  развития малого бизнеса для  развития кыргызской экономики,  а критика государственной власти  в отношении слабой эффективности  экономической политики не прекращается, само государство все еще не  уделяет в достаточной степени  внимания этой проблеме. Следует  признать, что система государственной  поддержки малых предприятий  в кыргызской экономике продумана  явно недостаточно, и ее эффективность  оставляет желать лучшего. Большинство  владельцев малых предприятий  оценивают государственную поддержку  мелкому производству на современном  этапе как декларативную, не  обеспеченную реальными обязательствами. 

 В целом к недостаткам  нормативно-правовой базы в отношении  малого предпринимательства можно  отнести:

  • отставание законодательства от практики;
  • нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
  • наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
  • низкий уровень информирования о принимаемых законах.

   Еще одна проблема  кыргызских малых предприятий,  возникающая со стороны государства  – неоправданные административные  барьеры. Они связаны со злоупотреблением  представителей исполнительной  власти, с превышением ими своих  полномочий при регулировании  от имени государства деятельности  хозяйствующих субъектов.

1. Регистрация – первая  составляющая госрегулирования. Органы  власти различных уровней усложняют  процедуру и завышают стоимость  регистрации малых предприятий. 

2. Вторая составляющая  госрегулирования – инспекции  – регламентируется  законом  КР «О защите прав предпринимателей»  от 29 декабря 2000 года при проведении  государственного контроля (надзора)16 .

3. Правовые ограничения  на третью составляющую госрегулирования  – лицензирование – накладываются   законом «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 31 мая  2001 года № 26017.   В нем приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, причем установлено, что срок действия лицензии – не менее пяти лет.

4. Последняя составляющая  госрегулирования – сертификация. Она регламентируется законом  Кыргызской Республики от 22 мая  2004 года N 67 «Об основах технического  регулирования 18»  в котором, к сожалению, отсутствует четкая характеристика сроков, видов деятельности и размеров оплаты при проведении сертификации продуктов, работ и услуг. Таким образом, можно утверждать, что во всех областях государственного регулирования ситуация далека от целей, декларируемых в законах; конкретные его составляющие не укладываются в установленные законодательством контрольные ограничения.

Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного  произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования.

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное  обеспечение малого бизнеса. Текущее  положение дел в сфере государственной  финансовой поддержки весьма плачевное. В сфере обеспечения малых  предприятий финансовыми ресурсами  без помощи бюджета государства  также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях кыргызской экономики  мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это  обусловлено не только слабой политикой  государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим  предприятиям для существования  нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков.    Еще одна чисто кыргызская  проблема сферы кредитования малого бизнеса  – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Пробелы нормативно-правового  регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов  малого предпринимательства в сектор теневой экономики.  Обобщая опыт партнерства власти и малого бизнеса  в Кыргызской Республике, можно сделать  следующий вывод. Для улучшения  положения в сфере малого предпринимательства  необходимо:

  • установить четкие правовые отношение между властью и бизнесом;
  • упростить порядок регистрации предприятий, лицензирования их деятельности и налогообложения;
  • законодательно закрепить порядок использования малыми предприятиями земли и иной недвижимости, являющейся муниципальной собственностью;
  • определить конкретные формы поддержки, которую власть реально способна оказывать малым предприятиям.

Развитие малого бизнеса  в Кыргызской Республике служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в  мире. Для Кыргызской Республики не менее важно, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний  класс, выступающий в современном  обществе гарантом политической стабильности.

Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и  среднего бизнеса предполагает объединение  и координацию действий государственных  и местных органов власти.

Отличительной чертой кыргызского  малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора.

   Формирование благоприятного  предпринимательского климата. Для  этого необходима реализация  в регионах и на местах принятых  законов, направленных на улучшение  предпринимательского климата в  стране.

Принятый пакет законов  должен ликвидировать барьеры для  ведения бизнеса, как на государственном, так и на местном уровне. Это  относится к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают  упрощение порядка регистрации  хозяйствующих субъектов (закон  Кыргызской Республики “О государственной  регистрации юридических лиц”) от 20 февраля 2009 года N 5719 .  Сокращение налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предприятий. В этих целях возможно применение налоговых каникул на первые два года для новых производственно-инновационных, строительных малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений и т.п.

 Концентрация финансовых  средств, поступающих на поддержку  малых предприятий из общегосударственного  и местного бюджетов, средств  государственного фонда поддержки  малого предпринимательства и  внебюджетных источников на таких  приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим  банкам активнее включаться в  процесс кредитования начинающих  и уже работающих на рынке  предприятий;

- увеличение объемов микрофинансирования  и микрокредитования, что в  несколько раз расширит сферу  финансовой поддержки начинающих  предпринимателей;

- эффективное использование  возможностей финансового лизинга  и франчайзинга;

- создание современных  элементов инфраструктуры – бизнеса,  научных и инновационных парков.

Наибольшая опасность  с точки зрения обеспечения финансовых потребностей государства заключается  в расширении практики сокрытия доходов  от налогообложения, что особенно характерно для сферы торговли и услуг, предприятий  малого бизнеса. Причем нередко это  происходит посредством использования  плательщиками в расчетах специальных  счетов, а также “черного нала”  при попустительстве или даже с помощью банков. По действующей  отчетности зачастую невозможно определить ни достоверную налогооблагаемую базу, ни уровень собираемости налогов. В  связи с этим требуются серьезные  неотложные меры по соответствующей  стандартизации налогового законодательства и налоговой отчетности.

Одним из факторов, разрушающих  налоговую систему, является значительное недофинансирование деятельности налоговых  и контрольных органов. Думается, что политика либерализации налогообложения  должна сочетаться с усилением тяжести  и обеспечением неотвратимости наказания  за долги перед бюджетной системой путем конфискации имущества  должников, привлечением руководителей  предприятий, бухгалтеров к административной и уголовной ответственности. Чтобы  реализовать стратегию перехода к экономическому росту, Кыргызская Республика должена иметь налоговую  систему в большей степени, чем  нынешняя, отвечающую рыночным отношениям.

С самого начала проведения рыночных реформ в нашей стране бюджет фактически держится на косвенных налогах, основная тяжесть которых приходится на потребителей, то есть на самые в  большинстве своем незащищенные слои населения, а поступающие в  него средства не обеспечивают даже первоочередных доходов государства, тогда как  в эффективной цивилизованной налоговой  системе наибольший удельный вес  занимают прямые с юридических и  физических лиц.

Так, в федеральном бюджете  США доля прямых налогов на труд и предпринимательство превышает 50 %, а косвенных налогов - не достигает  и 5 %20. В Кыргызстане же напротив источником налоговых поступлений является налог на добавленную стоимость - 37 %, а подоходный налог с физических и юридических лиц в общей сложности составляет лишь 25,7 %21.

Общеизвестно, высокое косвенное  налогообложение в любой налоговой  системе выступает фактором сдерживания  спроса, в связи с чем чрезмерная тяжесть НДС является из причин затяжного  спада кыргызстанской экономики. Кроме  того, косвенные налоги не связаны  непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной  степени даже противостоят ей. Поэтому  здесь особенно важно внедрение  принципа постепенного ограничения  доли косвенных налогов, поскольку  основная масса платежей в бюджет взыскивается без учета каких-либо объективных условий производства, влияющих на уровень рентабельности. А это, в свою очередь, как правило, приводит к изъятию фондов возмещения предприятий, значительному сокращению оборотных средств.

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР