Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

 Практически во всех  странах существует своя классификация  предприятий, которая делит экономическую  деятельность на малый, средний  и крупный секторы экономики.  Но, как правило, малый и средний  секторы экономики объединяют  в одну группу при разработке  законов и программ развития  и поддержки.

 В Европейском Союзе  действуют следующие показатели  численности работников: до 9 – микропредприятие; от 10 до 50 – малое предприятие;  от 50 до 250 – среднее. При этом  страны, входящие в ЕС, могут использовать  и свои показатели. Другие экономические  организации устанавливают свои  показатели. Так, Организация экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически  высокоразвитые страны, определяет  предприятия с числом занятых  до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 как «средние» и свыше  500 человек как «крупные».

 В Соединенных Штатах  Америки федеральным законом  о малом бизнесе установлено,  что малая фирма – это фирма,  имеющая одного или нескольких  владельцев, с числом занятых  не больше 500 человек. В зависимости  от количества наемных работников  предприятия делятся на: наименьшие  – 1-24 человека; малые – 25-99 человек;  промежуточные – 100-499 человек;  крупные – 500-999 человек; крупнейшие  – 1000 и более.

 В Японии в зависимости  от численности персонала разделяют  семь групп предприятий: I группа  – 1-4 человека, II группа – 5-9, III группа –10-29, IV группа – 30-49, V группа  – 50-99, VI группа – 100-299 и VII группа  – 300-499 человек.

 В Великобритании к  мельчайшим относят фирмы с  числом занятых от 1 до 25 человек,  к мелким – от 25 до 99.

 Для целей статистического  учета Министерство торговли  и промышленности Великобритании  обычно использует следующие  показатели:

- микрофирма – численность  персонала 1-9 чел.;

- малая фирма – численность  персонала 10-49 чел. (включает микрофирмы);

- средняя фирма – численность  персонала 50-249 чел.;

- крупная фирма – численность  персонала более 250 чел.

 Во Франции малыми  считаются предприятия, на которых  численность занятых не превышает  500 человек, причем в различных  отраслях экономики размер фирмы  оценивается по-разному: в сельском  хозяйстве и пищевой промышленности  фирмы с численностью свыше  200 человек считаются крупными, а  в отрасли, связанной с производством  оборудования, порог численности  составляет 500 человек.

 В Швеции система  отнесения предприятий к малым  схожа с французской, но учитываются  следующие показатели: стадия роста,  отраслевая принадлежность, географическая  сфера деятельности, специфические  характеристики владельцев и  управляющих (женщины-предприниматели,  иностранцы), типы проблем, характерных  для предприятия.

 В Германии, Согласно  торговому Уложению, фирма считается  принадлежащей к сектору малого  бизнеса, если выполняются два  условия из трёх:

- меньше 50 работников;

- оборот меньше 9,68 млн.  евро;

- баланс меньше 4,84 млн. 

Мелкие и средние фирмы  – это фирмы, которыми руководят  юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в  производстве, полностью берущие  на себя экономический риск и финансирующие  свою деятельность, как правило, без  привлечения кредитных средств. (Торговое)

 В Польше к малым  относят предприятия с численностью  сотрудников менее 50 человек,  к средним – с численностью  персонала до 500 человек. 

 В Болгарии к предприятиям  малого бизнеса относят предприятия  с численностью сотрудников до 50 человек, среднего – до 200 человек.

 В Венгрии – предприятия  с числом работающих до 300 человек  в промышленности, связи, коммунальном  хозяйстве, до 60 человек – в  оптовой торговле, до 50 человек в  розничной торговле и сфере  услуг.

 Европейская комиссия  в 2003 году обновила документ, устанавливающий  единое определение МСП (табл.1.1 ). В нем содержится не имеющая  обязательного характера рекомендация  странам-участницам, Европейскому инвестиционному  банку и Европейскому инвестиционному  фонду утвердить это определение  и для целей своих программ.

 

Таблица 1.1 Определение малых  и средних предприятий, предложенное Европейской комиссией

Критерий

Микро-

предприятие

Малое

предприятие

Среднее

предприятие

Максимальная чис-

леность работников

Менее 10

Менее 50

Менее 250

Максимальный годовой  оборот

Менее 2 млн. евро

Менее 10 млн. евро

Максимум 50 млн. евро

Максимальная сумма баланса

Менее 2 млн. евро

Менее 10 млн. евро

Менее 43 млн. евро

Независимость

Незначительна

Не более 25% капитала или  голосующих акций принадлежат одной  или более компаниям, не являющимися  малыми или средними предприятиями


Этот документ разрешает, если это желательно, использовать более низкие пороговые значения показателей, определяющих статус малых  и средних предприятий.

 Следует отметить, что  во многих странах важную роль  играет также отраслевая принадлежность  предприятия.

 Во многих европейских  странах существуют также ремесленные  предприятия, статус которых определен  в законодательном порядке.

 Так, во Франции  ремесленником является тот, кто  организует на свои средства  предприятие, обладает профессиональной  квалификацией, обеспечивает руководство  предприятием и принимает личное  участие в его работе. Численность  занятых на таком предприятии  не должна превышать 10 человек,  включая владельца, помогающих  ему членов семьи, наемных работников  и учеников.

 В отличие от промышленности  ремесла в Германии – более  старый сектор экономики. В  сфере ремесел насчитывается  94 профессии, около 600 тыс. самостоятельных  предприятий и свыше 6 млн. работников. Правительство Германии оказывает  поддержку ремесленным предприятиям  с помощью информационного обеспечения,  мер по повышению квалификации, консультаций по вопросам предпринимательской  деятельности, предоставления льготных  кредитов и субсидий на профессиональное  образование и переобучение.

 В интересах сохранения  качественного уровня производства  и эффективности ремесел, согласно  Положению о ремеслах, ремеслом  разрешается заниматься лишь  тому, кто сдал экзамен на звание  мастера. Сдача экзамена на  звание мастера и получение  Большого свидетельства дает  право на обучение учеников.

 Самое существенное  различие между ремесленным и  мелким предприятием состоит  в том, что ремесленник сам  трудится, участвует в производстве  как рабочий. Его доход достаточен  лишь для того, чтобы осуществлять  простое воспроизводство. Государство  предоставляет ремесленным предприятиям  более значительные льготы, чем  другим фирмам, поэтому ремесленники, как правило, не хотят расширять  свое дело и превращаться в  мелких предпринимателей.

 Наибольшее распространение  ремесленные фирмы получили в  строительстве. Причем в некоторых  странах ремесленникам разрешено  иметь большее число наемных  рабочих. В сфере услуг статус  ремесленного предприятия чаще  всего имеют маленькие пекарни,  кондитерские и мастерские по  ремонту бытовой техники. В  сфере производства ремесленники  обычно работают по заказам  мелких и средних предприятий.  Наконец, традиционной областью  приложения сил для них являются  художественные народные промыслы.

 В свое время американские  экономисты Т. Питерс и Р.  Уотермен доказали, что независимо  от того, о какой отрасли идет  речь, сосредоточение под одной  крышей более 500 человек порождает  существенные и неожиданные проблемы, малые же размеры способствуют  не только внедрению новшеств, но и росту производительности  труда.

 Для сравнительной  оценки уровня развития МП  в разных странах следует указать,  что в мировой практике сложились  разные подходы к определению  малого предприятия (по численности  занятых, объему производства  товаров и услуг, размеру уставного  капитала, отраслевой принадлежности  и т. п.). Такие подходы к определению  основных параметров малого предприятия  зависят от сложившейся в стране  практики, а также целей государственной  политики в отношении МП.

 Долгое время роль  малого бизнеса в странах Запада  недооценивалась. Считалось, что  малое предприятие – это лишь  начальная стадия развития крупного  производства; она недолговечна  и имеет преходящий характер. Примерно такой же подход к  оценке малых производственных  форм господствовал и в нашей  стране в дореформенный период.

 Понимание важности  малого бизнеса возникло в  мире к 1980-м годам, в первую  очередь в США и Великобритании. В это время стало ясно, что  крупные предприятия часто характеризуются  большими затратами, представляют  угрозу для окружающей среды  и не слишком склонны к инновационному  поведению, они создают сравнительно  мало новых рабочих мест. Одновременно  были опубликованы исследования  и «белые книги», обратившие внимание  общественности и правительственных  органов на важную роль, которую  играют малые предприятия не  только в создании рабочих  мест и доходов, но и в  реструктуризации экономики. При  этом в целом – очень приближенно  – можно сказать, что в начале 80-х годов наибольшее значение  придавалось вкладу МСП в решение  социальных проблем, в конце  80-х – задаче создания равных  возможностей для всех фирм  на рынке, а в настоящее время  – значению МСП с точки зрения  экономического роста и конкурентоспособности.

 Многие страны развитого  капитализма давно ощутили эффективность  малых предприятий в экономике  и научились решать многие  проблемы, связанные с фирмами,  которые занимаются деятельностью  в небольших масштабах. Экономика  Германии, США и других стран  во многом основывается на  малых предприятиях.

 Большой плюс малых  предприятий состоит в том,  что многие из них оказались  более приспособленными, чем крупные  компании, к условиям развития  в кризисные для экономик Запада  периоды. Крупные фирмы не столь  активно и быстро реагируют  на колебания или изменения  в экономике. Не случайно в  политике правительств Германии, Франции, США и многих других  развитых капиталистических стран  помощь мелкому бизнесу занимает  особое место. Мелкие предприятия  стали своеобразным индикатором  общего состояния дел в экономике.  Небольшие предприятия наиболее  чутко реагируют на изменение  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы прибыли  в отраслях экономики, адаптируясь  к нему, что находит свое выражение  как в разорении, так и в  образовании новых предприятий.  Волны таких сдвигов зарождаются,  прежде всего, в немонополизированном  секторе и лишь позднее, набрав  силу, докатываются до более крупных  фирм, отражаясь на их деятельности.

  Сектор малого предпринимательства наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями МП являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малого бизнеса является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии малого предпринимательства дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что наглядно подтверждается опытом Германии, Японии, Республики Корея, Китая, Испании и других стран. В существующих условиях рыночных отношений в России малый бизнес является одним из наиболее перспективных форм хозяйствования.

Малый бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях (показателях), констатирующие сущность этого понятия.

В одном из современных  экономических словарей сущность малого предприятия трактуется и следующим  образом: "Малое предприятие - небольшое  предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия".

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР