Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

 

В  соответствии со статьей 359  Налогового кодекса КР в целях  налогообложения субъектом малого предпринимательства являются организация  или индивидуальный  предприниматель, если одновременно соблюдены 2 условия: среднесписочная  численность работников не превышает 30 человек и субъект  не является плательщиком НДС. Средние  предприятия в целях налогообложения  не определены, однако статья 102  НККР устанавливает, что отнесение налогоплательщика  к крупным предприятиям определяется ГНС. В соответствии с Положением о критериях и порядке определения  крупных налогоплательщиков, утвержденным  Приказом ГКНС № 123 от 1.12.2008 г.  к крупным  налогоплательщикам  в целях налогообложения  относятся субъекты, у которых:

1) годовой объем реализации  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) превышает: 25,0 млн. сомов  – для  торгово-посреднической  деятельности; 10,0 млн. сом – для  других видов деятельности;

2) объем начисленных за  год налогов и обязательных  платежей превышает 2,5 млн. сом;

3) стоимость собственных  активов  превышает 5 млн. сом.

 

В целях  налогообложения  для отнесения субъекта к той  или иной категории малого и среднего бизнеса не принимается во внимание организационная форма ведения  бизнеса (организация/индивидуальный предприниматель), имеет значение лишь размер названных количественных характеристик  численности работающих и оборота.

Как следствие указанных  определений субъектов крупного и малого бизнеса в налоговых  целях,  все остальные субъекты, не отвечающие требованиям, установленным  для  этих категорий, могут быть отнесены  к субъектам среднего бизнеса.

  Учитывая вышесказанное,  в данном исследовании не осуществлялся  прямой анализ, связывающий основные  статистические технико-экономические  показатели категорий предприятий   непосредственно с формами уплаты  налогов и показателями налогообложения  отдельных форм ведения бизнеса.  Однако выявленные тенденции  динамики и темпов роста отражают  объективное состояние развития  субъектов МСБ и полезны   для понимания основных пропорций  и направлений их развития.

Данные  Таблицы 1 показывают, что в течение всего периода, начиная с 2000 года количество малых  предприятий в республике увеличилось  на 51%, количество средних предприятий, напротив, уменьшилось  на 16%, при  этом общее количество субъектов  выросло в 2,1 раза  за счет  наиболее активного роста количества ИП –  за десять лет их количество выросло  в 2,2. Одной из главных причин данного  явления,  кроме бурного развития торговли, является легкость открытия бизнеса в форме ИП  и возможность  ведения упрощенного налогового учета в форме тетради поступления  и реализации товара.

        Удельный  вес занятых в общей численности  занятых в экономике составил  по этим категориям субъектов  в 2009 году 14,2%  по сравнению  с 12,1% в 2000 году.

         Ускоренными  темпами по отношению  к количеству субъектов росла  произведенная валовая добавленная  стоимость всех категорий субъектов  МСБ – по всем категориям  наблюдался стабильный рост в  течение всего периода и   в целом за анализируемый период  ее объем увеличился в 3,6 раза  и составил   в 2009 году 31,4% от  объема произведенного в республике  ВВП. С учетом крестьянских  хозяйств удельный вес субъектов  МСБ в ВВП страны составил  в 2009 году  45,7%.

          По данным Таблицы 2, большая   часть продукции и услуг производится  предприятиями МСБ в следующих  отраслях: гостиницы и рестораны  – 89,6%, торговля и ремонт бытовых  изделий и строительстве –  87,7% и 86,3% соответственно. Значительную  долю продукции и услуг оказывают  субъекты МСБ в сельском хозяйстве  и в транспортных услугах –  57,4% и 58,2% соответственно. В промышленности  валовая добавленная стоимость,  произведенная  предприятиями  МСБ, составила в 2009 г. 25%. Определяющим  является и участие субъектов  МСБ в импорте товаров –  65,8% от всего объема импорта,  при этом доля МСБ в экспорте  товаров составила в 2009 г. 25,3%.

          Таким образом, с учетом  вышеназванных  особенностей классификации субъектов  МСБ НацСтатКомом КР (занижение  относительно принятых в налоговых  целях),  вывод о более чем  значительном участии субъектов  МСБ в формировании ВВП и  развитии страны, является более  чем  достоверным.  Данный вывод  служит еще одним подтверждением  крайней важности для республики  разработки и проведения  взвешенной  фискальной политики  относительно  субъектов МСБ, тем более, что   объективные основания для надежд  на бурное возрождение, становление   и развитие в республике большого  количества крупных промышленных  производств  в обозримом периоде  отсутствуют. 

Общие тенденции изменения  распределения субъектов МСБ  по регионам республики (Таблица 3) показывают, что в течение всего рассматриваемого периода открытие малых и средних  предприятий шло ускоренными  темпами во всех регионах, за исключением  Чуйской долины и г. Бишкек, однако доля объема производимой  в регионах продукции  и численность занятых  в малом и среднем бизнесе  снизилась при существенном их росте  в г. Бишкек и Чуйской области.  Указанные данные служат свидетельством  все большей концентрации производства и услуг в столице республики и прилегающих к ней районах  и все большем дроблении бизнеса  во всех остальных регионах.

      Данные  ГНС Кыргызской Республики за  период 2004-2010 гг. (Таблица 4) показывают, что в течение всего анализируемого  периода налоговые поступления  от деятельности субъектов МСБ  росли ускоренными темпами по  отношению к налоговым поступлениям  ГНС и налоговым поступлениями  всего. Исключение составит лишь 2010 год, в котором темпы поступления  сумм налогов от МСБ значительно  упали, как по отношению к  общим налоговым поступлениям, так  и к уровню предыдущего года. Так, при существенном ежегодном  росте налоговых поступлений  по добровольному патенту в  течение всего периода в 2010 году они практически остались  на уровне 2009 года (прирост – 1,4%), а по единому налогу даже  снизились – на 2,2%.   Особенно  значительным было снижение сборов  по обязательному патенту: собираемость  снизилась на 27,6%. Причинами послужили  как общее снижение покупательской  способности и потребления населением  продуктов и услуг в связи  с политической нестабильностью  текущего года, так и  значительное  снижение объемов торговли в  связи закрытием границ и влиянием  организации Таможенного союза  на экспортно-импортные операции. Результаты деятельности бизнеса  в 2010 году также являются свидетельством  наименьшей устойчивости   малого  и среднего бизнеса к изменениям  политического  и экономического  факторов развития.  

Тем не менее, в целом за рассматриваемый шестилетний период  при росте суммы собранных  налогов в целом по республике в 2,8 раза, налоговые сборы по добровольному  патенту выросли 3,1 раза, по обязательному  патенту – в 5,1 раза, по единому  налогу – в 6,1 раза. В целом же доля суммы налогов, поступивших  от субъектов МСБ, выросла  с 3-х  до 4,3% в общей сумме налогов  и с 5,7 до 7,1%   в налоговых  сборах ГНС. При этом в 2009 году эта  доля достигала 9,2%. Следует учитывать, что указанная доля налогов рассчитана только по сумме, собранной непосредственно  как сумма специальных налогов - единого и стоимости патентов, то есть не включает поступления земельного налога, налога на имущество, подоходного  налога с наемных работников.  Если отнести собранную сумму  собранных в 2009 г. специальных налогов  МСБ (1 843 млн. сом) к сумме налога на прибыль, налога с продаж и внутреннего НДС (10178 млн. сомов), то есть налогов, которые заменяют специальные режимы, то доля МСБ составляет в формировании этих налогов уже 18,1%. 

Приведенные данные свидетельствуют  о неуклонном возрастании роли субъектов  МСБ и в формировании бюджета  страны.

Информация  Таблиц 5, 6, 6-1, составленных по данным СФ КР, свидетельствуют  о неудовлетворительном администрировании  субъектов МСБ  по страховым взносам, подтверждением этого вывода являются как недостаточность статистики по данному сектору бизнеса в  указанном ведомстве, так и значительное расхождение количества реализованных  страховых полисов  и патентов.  Так, в течение всего периода 2004-2009 годы количество реализованных страховых  полисов составило от 34,1% до 52,9% или 43,2% в среднем от количества реализованных  патентов по годам.   Рост суммы  поступлений страховых взносов  по страховым полисам (в 3,2 раза) был  достигнут за этот период, в основном, за счет увеличения тарифов, поскольку  количество реализованных страховых  полисов выросло за 2004-2010 годы лишь на 23,1 процент. Данные существенные расхождения  являются  весомым аргументом  ускорения процесса передачи функций  их администрирования  ГНС КР.

Программа легализации теневой  экономики на 2008-2010 годы, разработанная  Министерством экономического развития и торговли КР, выполненная на основе  количественных оценок 2007, предлагает следующие оценки теневого оборота  по секторам экономики:

Млрд. сом

ВВП - всего

Объемы неучтенного оборота  в отдельных секторах экономики

Строительство

Услуги СТО

Туризм и отдых

Сотовая связь

Реализация пива

Безалкогольные напитки

Реализация крепких алкогольных  напитков

Реализация ГСМ

Прочие сектора (20%)

Всего

139,8

4,0

5,3

33,7

6,9

6,9

1,4

5,2

4,8

13,8

81,7


              

      Таким образом,  согласно настоящему исследованию, уровень теневого оборота составляет  около 60% ВВП, при этом следует  отметить, что количественные оценки, произведенные в указанном исследовании, являются весьма сдержанными  и практически не включают  количественные оценки теневого  объема оборота в секторах  оказания бытовых услуг и торговли  ТНП и бытовой техники. 

К основным механизмам способа  укрытия оборота и причинам, по которым укрытие является возможным, следует, на наш взгляд, отнести следующие:

Механизмы укрытия

Причины

1.

Прямое укрытие части  оборота: не оформляется часть прихода  оплаты за услуги, товары

Неконтролируемый наличный оборот денежных средств

Недостаточное применение и  контроль за применением ККМ

2.

Высокий уровень контрабанды  товаров

Прозрачность границ, коррупция  в органах ГТИ

3.

Поступление товаров, прошедших  весовую таможенную очистку, без  соответствующих  приходных документов на товар

Таможенная очистка товаров  производится транспортными компаниями,  которые получают документы на всю  партию груза. Транспортная компания не оформляет приход и таможенные документы  на каждого получателя груза. При  отсутствии первичных приходных  документов  указанные потоки товаров  продвигаются далее без документов и без причитающегося зачета по НДС




 

4.

 

Передача оптовой компанией  реализации в розницу лицу, работающему  по патенту, либо умышленное дробление  бизнеса через лиц, работающих как  ИП

 

Слабое администрирование  движения товарных потоков и отслеживание реальных оборотов  лиц, работающих по патенту

5.

Ведение экономической деятельности без регистрации

Слабое налоговое администрирование, сосредоточение его на зарегистрированном бизнесе, практика «крышевания» «черного»  бизнеса  персоналиями  от власти




 

Таким образом, часть причин, создающих объективную основу для  возможности ведения части бизнеса  в неправовом поле,  связана с  необходимостью совершенствования  механизмов налогового администрирования  субъектов МСБ, а часть обусловлена  причинами системного характера, требующими принятия как стратегических экономических  и политических решений, так и  перестройки и очищения всей государственной  структуры управления.

 

 

 

 

 

 Как правило, в мировом  масштабе наиболее общими критериями, на основе которых предприятия  относятся к малым, являются: численность  персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота  (прибыли, дохода). По данным Мирового  банка, общее число показателей,  по которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства  (бизнеса), превышает пятьдесят. Однако  наиболее часто применяемыми  критериями являются те, что приведены  выше.

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР