В соответствии со статьей
359 Налогового кодекса КР в целях
налогообложения субъектом малого
предпринимательства являются организация
или индивидуальный предприниматель,
если одновременно соблюдены 2 условия:
среднесписочная численность работников
не превышает 30 человек и субъект
не является плательщиком НДС. Средние
предприятия в целях налогообложения
не определены, однако статья 102 НККР
устанавливает, что отнесение налогоплательщика
к крупным предприятиям определяется
ГНС. В соответствии с Положением
о критериях и порядке определения
крупных налогоплательщиков, утвержденным
Приказом ГКНС № 123 от 1.12.2008 г. к крупным
налогоплательщикам в целях налогообложения
относятся субъекты, у которых:
1) годовой объем реализации
товаров (выполненных работ, оказанных
услуг) превышает: 25,0 млн. сомов
– для торгово-посреднической
деятельности; 10,0 млн. сом – для
других видов деятельности;
2) объем начисленных за
год налогов и обязательных
платежей превышает 2,5 млн. сом;
3) стоимость собственных
активов превышает 5 млн. сом.
В целях налогообложения
для отнесения субъекта к той
или иной категории малого и среднего
бизнеса не принимается во внимание
организационная форма ведения
бизнеса (организация/индивидуальный
предприниматель), имеет значение лишь
размер названных количественных характеристик
численности работающих и оборота.
Как следствие указанных
определений субъектов крупного
и малого бизнеса в налоговых
целях, все остальные субъекты,
не отвечающие требованиям, установленным
для этих категорий, могут быть отнесены
к субъектам среднего бизнеса.
Учитывая вышесказанное,
в данном исследовании не осуществлялся
прямой анализ, связывающий основные
статистические технико-экономические
показатели категорий предприятий
непосредственно с формами уплаты
налогов и показателями налогообложения
отдельных форм ведения бизнеса.
Однако выявленные тенденции
динамики и темпов роста отражают
объективное состояние развития
субъектов МСБ и полезны
для понимания основных пропорций
и направлений их развития.
Данные Таблицы 1 показывают,
что в течение всего периода,
начиная с 2000 года количество малых
предприятий в республике увеличилось
на 51%, количество средних предприятий,
напротив, уменьшилось на 16%, при
этом общее количество субъектов
выросло в 2,1 раза за счет наиболее
активного роста количества ИП –
за десять лет их количество выросло
в 2,2. Одной из главных причин данного
явления, кроме бурного развития
торговли, является легкость открытия
бизнеса в форме ИП и возможность
ведения упрощенного налогового
учета в форме тетради поступления
и реализации товара.
Удельный
вес занятых в общей численности
занятых в экономике составил
по этим категориям субъектов
в 2009 году 14,2% по сравнению
с 12,1% в 2000 году.
Ускоренными темпами по отношению
к количеству субъектов росла
произведенная валовая добавленная
стоимость всех категорий субъектов
МСБ – по всем категориям
наблюдался стабильный рост в
течение всего периода и
в целом за анализируемый период
ее объем увеличился в 3,6 раза
и составил в 2009 году 31,4% от
объема произведенного в республике
ВВП. С учетом крестьянских
хозяйств удельный вес субъектов
МСБ в ВВП страны составил
в 2009 году 45,7%.
По данным Таблицы 2, большая
часть продукции и услуг производится
предприятиями МСБ в следующих
отраслях: гостиницы и рестораны
– 89,6%, торговля и ремонт бытовых
изделий и строительстве –
87,7% и 86,3% соответственно. Значительную
долю продукции и услуг оказывают
субъекты МСБ в сельском хозяйстве
и в транспортных услугах –
57,4% и 58,2% соответственно. В промышленности
валовая добавленная стоимость,
произведенная предприятиями
МСБ, составила в 2009 г. 25%. Определяющим
является и участие субъектов
МСБ в импорте товаров –
65,8% от всего объема импорта,
при этом доля МСБ в экспорте
товаров составила в 2009 г. 25,3%.
Таким образом, с учетом вышеназванных
особенностей классификации субъектов
МСБ НацСтатКомом КР (занижение
относительно принятых в налоговых
целях), вывод о более чем
значительном участии субъектов
МСБ в формировании ВВП и
развитии страны, является более
чем достоверным. Данный вывод
служит еще одним подтверждением
крайней важности для республики
разработки и проведения взвешенной
фискальной политики относительно
субъектов МСБ, тем более, что
объективные основания для надежд
на бурное возрождение, становление
и развитие в республике большого
количества крупных промышленных
производств в обозримом периоде
отсутствуют.
Общие тенденции изменения
распределения субъектов МСБ
по регионам республики (Таблица 3) показывают,
что в течение всего рассматриваемого
периода открытие малых и средних
предприятий шло ускоренными
темпами во всех регионах, за исключением
Чуйской долины и г. Бишкек, однако
доля объема производимой в регионах
продукции и численность занятых
в малом и среднем бизнесе
снизилась при существенном их росте
в г. Бишкек и Чуйской области.
Указанные данные служат свидетельством
все большей концентрации производства
и услуг в столице республики
и прилегающих к ней районах
и все большем дроблении бизнеса
во всех остальных регионах.
Данные
ГНС Кыргызской Республики за
период 2004-2010 гг. (Таблица 4) показывают,
что в течение всего анализируемого
периода налоговые поступления
от деятельности субъектов МСБ
росли ускоренными темпами по
отношению к налоговым поступлениям
ГНС и налоговым поступлениями
всего. Исключение составит лишь
2010 год, в котором темпы поступления
сумм налогов от МСБ значительно
упали, как по отношению к
общим налоговым поступлениям, так
и к уровню предыдущего года.
Так, при существенном ежегодном
росте налоговых поступлений
по добровольному патенту в
течение всего периода в 2010
году они практически остались
на уровне 2009 года (прирост – 1,4%),
а по единому налогу даже
снизились – на 2,2%. Особенно
значительным было снижение сборов
по обязательному патенту: собираемость
снизилась на 27,6%. Причинами послужили
как общее снижение покупательской
способности и потребления населением
продуктов и услуг в связи
с политической нестабильностью
текущего года, так и значительное
снижение объемов торговли в
связи закрытием границ и влиянием
организации Таможенного союза
на экспортно-импортные операции.
Результаты деятельности бизнеса
в 2010 году также являются свидетельством
наименьшей устойчивости малого
и среднего бизнеса к изменениям
политического и экономического
факторов развития.
Тем не менее, в целом за
рассматриваемый шестилетний период
при росте суммы собранных
налогов в целом по республике
в 2,8 раза, налоговые сборы по добровольному
патенту выросли 3,1 раза, по обязательному
патенту – в 5,1 раза, по единому
налогу – в 6,1 раза. В целом же
доля суммы налогов, поступивших
от субъектов МСБ, выросла с 3-х
до 4,3% в общей сумме налогов
и с 5,7 до 7,1% в налоговых
сборах ГНС. При этом в 2009 году эта
доля достигала 9,2%. Следует учитывать,
что указанная доля налогов рассчитана
только по сумме, собранной непосредственно
как сумма специальных налогов
- единого и стоимости патентов,
то есть не включает поступления земельного
налога, налога на имущество, подоходного
налога с наемных работников.
Если отнести собранную сумму
собранных в 2009 г. специальных налогов
МСБ (1 843 млн. сом) к сумме налога на прибыль,
налога с продаж и внутреннего НДС (10178
млн. сомов), то есть налогов, которые заменяют
специальные режимы, то доля МСБ составляет
в формировании этих налогов уже 18,1%.
Приведенные данные свидетельствуют
о неуклонном возрастании роли субъектов
МСБ и в формировании бюджета
страны.
Информация Таблиц 5, 6, 6-1,
составленных по данным СФ КР, свидетельствуют
о неудовлетворительном администрировании
субъектов МСБ по страховым взносам,
подтверждением этого вывода являются
как недостаточность статистики
по данному сектору бизнеса в
указанном ведомстве, так и значительное
расхождение количества реализованных
страховых полисов и патентов.
Так, в течение всего периода 2004-2009
годы количество реализованных страховых
полисов составило от 34,1% до 52,9% или
43,2% в среднем от количества реализованных
патентов по годам. Рост суммы
поступлений страховых взносов
по страховым полисам (в 3,2 раза) был
достигнут за этот период, в основном,
за счет увеличения тарифов, поскольку
количество реализованных страховых
полисов выросло за 2004-2010 годы лишь
на 23,1 процент. Данные существенные расхождения
являются весомым аргументом
ускорения процесса передачи функций
их администрирования ГНС КР.
Программа легализации теневой
экономики на 2008-2010 годы, разработанная
Министерством экономического развития
и торговли КР, выполненная на основе
количественных оценок 2007, предлагает
следующие оценки теневого оборота
по секторам экономики:
Млрд. сом
ВВП - всего |
Объемы неучтенного оборота
в отдельных секторах экономики |
Строительство |
Услуги СТО |
Туризм и отдых |
Сотовая связь |
Реализация пива |
Безалкогольные напитки |
Реализация крепких алкогольных
напитков |
Реализация ГСМ |
Прочие сектора (20%) |
Всего |
139,8 |
4,0 |
5,3 |
33,7 |
6,9 |
6,9 |
1,4 |
5,2 |
4,8 |
13,8 |
81,7 |
Таким образом,
согласно настоящему исследованию,
уровень теневого оборота составляет
около 60% ВВП, при этом следует
отметить, что количественные оценки,
произведенные в указанном исследовании,
являются весьма сдержанными
и практически не включают
количественные оценки теневого
объема оборота в секторах
оказания бытовых услуг и торговли
ТНП и бытовой техники.
К основным механизмам способа
укрытия оборота и причинам, по
которым укрытие является возможным,
следует, на наш взгляд, отнести следующие:
№ |
Механизмы укрытия |
Причины |
1. |
Прямое укрытие части
оборота: не оформляется часть прихода
оплаты за услуги, товары |
Неконтролируемый наличный
оборот денежных средств
Недостаточное применение и
контроль за применением ККМ |
2. |
Высокий уровень контрабанды
товаров |
Прозрачность границ, коррупция
в органах ГТИ |
3. |
Поступление товаров, прошедших
весовую таможенную очистку, без
соответствующих приходных документов
на товар |
Таможенная очистка товаров
производится транспортными компаниями,
которые получают документы на всю
партию груза. Транспортная компания не
оформляет приход и таможенные документы
на каждого получателя груза. При
отсутствии первичных приходных
документов указанные потоки товаров
продвигаются далее без документов
и без причитающегося зачета по НДС |
4. |
Передача оптовой компанией
реализации в розницу лицу, работающему
по патенту, либо умышленное дробление
бизнеса через лиц, работающих как
ИП |
Слабое администрирование
движения товарных потоков и отслеживание
реальных оборотов лиц, работающих
по патенту |
5. |
Ведение экономической деятельности
без регистрации |
Слабое налоговое администрирование,
сосредоточение его на зарегистрированном
бизнесе, практика «крышевания» «черного»
бизнеса персоналиями от власти |
Таким образом, часть причин,
создающих объективную основу для
возможности ведения части бизнеса
в неправовом поле, связана с
необходимостью совершенствования
механизмов налогового администрирования
субъектов МСБ, а часть обусловлена
причинами системного характера, требующими
принятия как стратегических экономических
и политических решений, так и
перестройки и очищения всей государственной
структуры управления.
Как правило, в мировом
масштабе наиболее общими критериями,
на основе которых предприятия
относятся к малым, являются: численность
персонала, размер уставного капитала,
величина активов, объем оборота
(прибыли, дохода). По данным Мирового
банка, общее число показателей,
по которым предприятия относятся
к субъектам малого предпринимательства
(бизнеса), превышает пятьдесят. Однако
наиболее часто применяемыми
критериями являются те, что приведены
выше.