Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

Введение

Развитие малого предпринимательства  в Кыргызской Республике является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем. Малый бизнес занимает особое место в экономике, так как это одна из сил, которая помогает продвигать экономику любой страны. Малый бизнес решает проблему занятости, создает устойчивое экономическое развитие государства. Сегодня малое предпринимательство развито крайне плохо в Кыргызской Республике. Малый бизнес это всего 31,4 % (без учета крестьянских хозяйств), ВВП Кыргызской Республики, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше. Таким образом, рассматриваемая тема имеет исключительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Кыргызской Республики.

Проблемы малого бизнеса  нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.

Сделан существенный шаг  вперед в понимании сути экономических  проблем малого бизнеса. Основные формы  его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны - изменения  в налоговой системе, выделение  кредитных ресурсов из республиканского бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.

Особенности состояния и  развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства  и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.

Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает  налогообложение. Определяя объём  взимаемых налогов с субъектов  малого предпринимательства, государство  оказывает воздействие на объем  финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое  или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также  на уровень поступлений налогов  в бюджет.

В этой связи изучение проблем  налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет  проанализировать и оценить влияние  налоговой политики государства  на субъекты малого предпринимательства  и на основе обобщения и анализа  опыта налогообложения субъектов  малого предпринимательства определить пути решения данных проблем. Необходимость  углубления теоретических исследований и практических разработок по налогообложению  субъектов малого предпринимательства  обуславливает актуальность темы, предопределяет цель и задачи исследования. Без уверенной и чёткой системы налогообложения малое предпринимательство не имеет шансов на развитие и попросту стабильную деятельность, что замедляет экономический рост нашей страны, а это уже может рассматриваться как угроза национальным интересам, даже если принципы государственной политики в области налогов продолжают оставаться одобряемыми.

Малый бизнес в Кыргызской Республике уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал. Именно малый бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

С развитием малого предпринимательства  в Кыргызской Республике связывается, налоговая политика государства, которая должна быть стимулирующим фактором в развитии этого вида бизнеса. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым  условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре  рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать  и оперативно применять новые  технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

Немаловажным является тот  факт, что за счет налоговых и  иных поступлений от хозяйственной  деятельности малых предприятий  в значительной мере формируются бюджеты местного самоуправления Кыргызской Республики.

Стабильность системы  налогообложения позволяет предпринимателю  увереннее чувствовать себя: не зная твердо, каковы будут условия и  ставки налогообложения в предстоящем  периоде, невозможно рассчитать, какая  же часть ожидаемой прибыли уйдет  в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения  отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень  доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных  условий, налоговая система перестает  отвечать предъявляемым к ней  требованиям, и в нее вносятся необходимые изменения.

Это в полной мере относится  и к той части налогового законодательства Кыргызской Республики, которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения.

Малое предпринимательство  имеет свои особенности, от которых  зависят характер и методы решения  экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны  государства.

Развитие малого бизнеса  становится одним из важнейших направлений  экономических преобразований в  стране. Концепция его дальнейшего  развития должна предусматривать как  создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную  государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка  сферы малого предпринимательства  должна быть отнесена к числу ведущих  целей государственной политики, осуществляемой как на республиканском, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Актуальность  исследования. Актуальность данной работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.

 

Цель исследования. Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

 

 Задачи работы. В силу поставленной цели намечены главные задачи работы:

  1. Раскрыть и определить сущность понятия малого бизнеса;
  2. исследовать системы налогообложения предприятий малого бизнеса в Кыргызской Республики;
  3. изучить особенности налогообложения предприятий малого бизнеса в Кыргызской Республике и Зарубежом;
  4. выявить недостатки и достоинства налогообложения малых предприятий в Кыргызской Республике;
  5. проанализировать политику государства в сфере поддержки малого бизнеса в Кыргызской Республике.
  6. рассмотреть особенности форм налогообложения малого бизнеса;
  7. выявить основные направления совершенствования налогообложения малого бизнеса.
  8. Дать оценку действующей системе льготного налогообложения малого бизнеса; определить принципы, преимущества и недостатки данных режимов налогообложения;
  9. Изучить практику применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике (упрощенной системы налогообложения, налогообложение на основе обязательного и добровольного патентирования, налоговый контракт), общего режима налогообложения, выявить их особенности, разработать направления их совершенствования; разобрать критерии применения упрощённой системы налогообложения и её основные элементы;

 

4. Проанализировать и обобщить опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах, определить возможности использования зарубежного опыта в Кыргызской Республики;

5. Проанализировать результаты взимания минимального налога по упрощенной системе налогообложения, определить целесообразность и перспективность применения данного метода налогообложения;

Объект исследования. Объектом исследования является действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике и пути её совершенствования.

Предмет исследования. Предметом исследования являются региональные особенности применения общего режима и специальных режимов субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования данных режимов налогообложения.

Теоретическая база исследования. Теоретической основой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области налогообложения субъектов малого предпринимательства, экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов, материалы периодической печати.

В работе использованы законодательные  и нормативные акты. Основу исследования также составили часть 1 и 2 Налогового кодекса КР, Гражданский кодекс КР, Законы КР, нормативно-правовые документы министерств и ведомств, а также материалы судебной практики по вопросам применения субъектами малого предпринимательства общего режима налогообложения и специальных режимов налогообложения.

Эмпирическая основа исследования. Исследование базируется на данных Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики, Управления Государственнй налоговой службы по Октябрьскому району г. Бишкек, Государственного комитета по статистике Кыргызской Республики, а также материалы, опубликованные в экономической литературе.

Объем и структура. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты налогообложения малого предпринимательства.

    1. Место МСБ в экономике Кыргызской Республики.  Оценка теневой части.

         В целях настоящего исследования  немаловажно подчеркнуть, что  к настоящему времени не накоплен  представительный и достоверный  информационный ряд, позволяющий  осуществлять комплексные и перекрестные  анализы различных сторон деятельности  субъектов МСБ, в частности,  идентифицировать объекты исследования  по экономическим и налоговым  параметрам. Это связано, в первую  очередь, с тем, что  единый  подход к отнесению субъекта  предпринимательства к той или  иной категории по размеру  бизнеса в республике отсутствует.

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (НСК  КР) в основу классификации предприятий  принимает нормы Постановления  ПКР «Об основной схеме классификатора типов предприятий» от 17.02.1998 № 78 с  изменениями  от 29.08.2002 г. № 590 и Государственного классификатора Кыргызской Республики видов экономической деятельности, утвержденного Постановлением ПКР  от 25.11.1999 г. № 640, и относит  предприятия, в которых средняя численность  работников не превышает:

- в сельском хозяйстве,  охоте и лесном хозяйстве; рыболовстве  и рыбоводстве; горнодобывающей  промышленности; обрабатывающей промышленности; производстве и распределении  электроэнергии, газа и воды; строительстве  – 50 человек – к малым предприятиям  и от 51 до 200 человек – к средним  предприятиям.

- в торговле, на предприятиях, занятых ремонтом  автомобилей  и бытовых изделий и предметов  личного пользования, предоставлением  услуг гостиницами и ресторанами,  финансовой деятельностью, операциями  с недвижимым имуществом, арендой  и предоставлением услуг потребителям, образованием, здравоохранением и  предоставлением социальных услуг,  коммунальных, социальных и персональных  услуг,  в транспорте и связи  – 15 человек  - к малым предприятиям  и от 16 до 50 человек – к средним.

При этом в зависимости  от объема оборота НСК КР осуществляет следующую классификацию:

          - до 150 (230) тыс. сомов: микропредприятия;

          - до 500 тыс. сомов: малые предприятия;

          - 500- 2000 тыс. сомов: средние предприятия;

          - более 2000 тыс. сомов: крупные  предприятия.

            Малое и среднее предпринимательство   определяется НСК КР как совокупность  хозяйствующих единиц: малых, средних  предприятий, индивидуальных предпринимателей  и крестьянских (фермерских) хозяйств. Полностью отсутствует статистическая  информация по  налоговым  параметрам  указанных категорий бизнеса,  тем более по формам  ведения  бизнеса, установленным налоговым  законодательством. 

 Закон Кыргызской Республики  «О государственной поддержке   малого   предпринимательства»  от 25.05.2007 г. № 73 к субъектам  малого бизнеса относит субъекты  с объемом валовой выручки  до 3, 0 млн. сомов в год, и  в которых средняя численность  работников за отчетный период  не превышает следующих предельных  уровней:

    • в промышленности - 35 человек;
    • в строительстве - 75 человек;
    • на транспорте - 35 человек;
    • в сельском хозяйстве - 50 человек;
    • в научно-технической сфере - 25 человек;
    • в оптовой торговле - 30 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 25 человек;
    • в остальных отраслях  - 25   человек.

Информация о работе Налогообложение МСБ в КР