Налогообложение МСБ в КР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике. Исследование теоретических и практических аспектов УСН, как одной из систем налогообложения малого бизнеса. Исследование существующих специальных налоговых режимов в Кыргызской Республике для субъектов малого предпринимательства, возникающие при этом проблемы и перспективы развития.

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 236.11 Кб (Скачать)

Тяжесть налогообложения  является важной качественной характеристикой  любой налоговой системы. Исчисление совокупного налогового бремени  от одновременного действия в одной  налоговой системе разных налогов  с использованием упрощенного метода, предложенного известным налоговедом, доктором экономических наук М.Т.Оспановым, позволяет сделать вывод о  достаточно высоком уровне этого  показателя в Кыргызской Республике, что, конечно, является серьезным препятствием для развития предпринимательской  деятельности, оживления инвестиционной активности.

  Таким образом, само  по себе наращивание инвестиционной  активности всех без исключения  предприятий вовсе не является  государственным приоритетом. Отсюда  речь о предоставлении предусмотренных  Налоговым кодексом льгот и  преференций для прямых инвестиций  при заключении с инвесторами  соответствующих контрактов может  идти, как это и принято во  всем деловом мире, лишь применительно  к крайне ограниченному и четко  обозначенному кругу объектов  и сфер деятельности, причем по  заранее установленным в этих  целях нормативам.

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в  фискальной политики. От четкого осознания  того, какой должна быть налоговая  система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая  система должна отвечать следующим  требованиям:

• Стабильность налоговой системы;

• Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

• Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

• Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);

• Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем, чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

• Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);

   Разработанная правительством  Кыргызской Республики система  налогообложения, к сожалению  недостаточно эффективна, так как  она отрицательно сказывается  на развитии предпринимательства,  что значительно сокращает внутренний  потребительский рынок.

Нечеткость механизма  налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

В этой связи налоговая  система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к  методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла  все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Кыргызской Республике концепция  налогообложения в первую очередь  должна решить следующие основные задачи:

•    устойчивость и  сбалансированность государственного бюджета

•    формирование антиинфляционного  механизма и обеспечения стабильности собственной валюты

• обеспечение широко масштабных инвестиций

• всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

При современной сложившейся  экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени  невозможно экономически и не рационально  политически.

      Совершенствование  системы налогообложения должно  быть направлено сейчас на  всемирную активизацию процессов  инвестирования всех видов. Это  крайне необходимо для становления  и развития рынка ценных бумаг  и финансового капитала, являющихся  центральным звеном рыночного  хозяйства регулируемого типа.

Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для  увеличения финансовых ресурсов предприятий  и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить  грамотное акционирование и создать  хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным  будет повышение ставки налога на имущество для юридических лиц.

    В межгосударственных  двухсторонних экономических связях  часто возникает проблема двойного  налогообложения, затрагивающая  в первую очередь интересы  тех физических и юридических  лиц, которые получили доходы  не только на территории своей  страны, но и за рубежом22. В мировой практике для смягчения двойного налогообложения налогоплательщику часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое бремя. В частности в США налогоплательщику могут разрешить вычет выплаченных им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать как налоговый кардит23. Наряду с этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами США, может быть исключен из американского налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика из налогообложения его страны24).

Для Кыргызской Республики в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась  необходимость привлечения иностранных  инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются  двойного налогообложения. Поэтому  Кыргызская Республика имеет с рядом  стран соглашения об избегании (устранения) двойного налогообложения доходов  и имущества иностранных инвесторов.

По этим соглашениям иностранные  инвесторы освобождаются или  платят налоги на доходы, полученные в  Кыргызской Республике по уменьшенным  ставкам.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода кыргызстанской  экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема налогообложения.

   Опыт промышленно  развитых государств мира показывает, что самым убедительным свидетельством  экономических успехов страны, города  является развитие малого и  среднего бизнеса. Субъекты малого  бизнеса - структуры наиболее  гибкие для перепрофилирования  деятельности и обладают свободой  экономического маневра, быстрой  оборачиваемостью оборотных средств.  Для них характерен короткий  инвестиционный период. Малый бизнес  ориентирован на конкретного  потребителя, может быстро заполнить  товарные ниши, активно перемещаться  на рынке товаров и услуг,  тем самым успешно конкурировать  с монополистами.

Во всем мире государственная  поддержка малого бизнеса осуществляется посредством предоставления налоговых  льгот25. При этом имеется в виду не механическое снижение ставок налога, а продуманная система налогообложения, которая стимулировала бы развитие этого сектора экономики. Спектр льгот по налогообложению может быть различным в зависимости от того, какие задачи необходимо решать в первую очередь.

На начальном этапе  развития налоговой системы достаточно широко использовались налоговые инструменты  для поддержки деятельности субъектов  малого и среднего бизнеса.

Исследования экономистов, а также опрос мнения бизнесменов, работающих в сфере малого предпринимательства, позволяют сделать вывод о  том, что одним из основных факторов, тормозящих развитие производственных предприятий малого и среднего бизнеса, является высокий уровень налогообложения.

На сегодняшний день предприятия  малого бизнеса уплачивают в бюджет все виды налогов: подоходный налог, НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный, земельный и др. предусмотренные  законодательством обязательные платежи. Практически все они уплачиваются из полученного дохода, и это создает  тяжелые финансовые затруднения  для их развития, что усугубляется еще и отсутствием действенного кредитного механизма поддержки  развития малого бизнеса, неразвитостью  рыночной инфраструктуры. В республике практически не действуют такие  виды финансовых институтов, как лизинговая система обслуживания, франчайзинг, которые могли бы создавать определенные условия для развития данного  сектора экономики. Создание таких  институтов требует разработки и  принятия определенных законов, что  сопряжено со временем. Поэтому первым шагом к реализации программы  развития и поддержки малого и  среднего бизнеса, должно стать предоставление налоговых льгот и применение других инструментов налогового регулирования. Применение налоговых льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок, например, налога с продаж26.Требуется разработка системы налогообложения, которая предусматривала бы комплекс различных форм и методов налогового регулирования.

     Для стабильной  работы малых предприятий в  условиях глобализации с учетом  международного опыта необходимо  обеспечить условия для создания  оперативно действующей справочно-информационной  системы о положении дел в  Кыргызской Республике. Необходимо  выстроить надежную систему правового  и информационного обеспечения  деятельности малого предпринимательства.

 По мнению многих  предпринимателей, комплекс первоочередных  мер по развитию малого предпринимательства  в Кыргызской Республике, должен  осуществляться в следующих направлениях: системы налогообложения; нормативно-правовое; финансово-кредитное; информационно-техническое;  организационное; кадровое и консультационное  обеспечение; внешнеэкономическая  деятельность.

   Главный вывод,  который необходимо сделать –  это тот факт, что основная  часть всех трудностей, с которыми  сталкивается малый бизнес в  Кыргызской Республике, лежит в  области взаимоотношений с государством. Но, несмотря на все проблемы, малый бизнес в Кыргызской  Республике развивается. Очевидно, что данный процесс протекает,  не столь успешно, как это  могло бы быть. Хотелось бы  надеяться, что в ближайшее  время наша страна, учитывая обширный  зарубежный опыт, пойдет по пути  адаптации предприятий малого  бизнеса к сегодняшним экономическим  условиям хозяйствования в Кыргызской  Республике.

 

 

 

 

1 ЗКР «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства» от 7 декабря 2001 года № 102 (Утратил силу в соответствии с ЗКР «О введении в действие НК КР" от 17 октября 2008 года № 231).

2 Сослаться на Методические указания по ведению упрощенного

3ППКР «Об основной схеме классификатора типов предприятий» от 17 февраля 1998 года № 78 (в редакции ППКР от 29.08.02г. № 590).

4ЗКР «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 25 мая 2007 года № 73 (в редакции ЗКР от 17.10.08г. № 231, от 22.10.09г. № 284).

5 Декрет Временного ПКР "О фискальных преференциях, льготах и отсрочках для физических и юридических лиц, пострадавших во время беспорядков в городе Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях, и мерах по стабилизации и восстановлению региона" от 19.06. 2010 г. ВП N 77.

6 ЗКР «О внесении изменений и дополнений в НК КР» от 18.05.2012 г. N 55

7 Государственный классификатор КР «Виды экономической деятельности», утвержденный ППКР от 11 января 2011 года № 9 ГК 014-201 (в редакции ППКР от 17.02.2012г. № 104)

8 ЗКР «О внутренней торговле в КР» от 20 марта 2002 г. № 40 (в редакции ЗКР от 22.10.2009г. № 284)

9 ППКР "Об утверждении форм налоговых отчетов, патентов, расчетов, уведомлений, информации и информационных расчетов по администрированию налогов" от 16.03.2011 г. N 109 (в редакции ППКР от 17.02. 2012 г. №104, 11.06.2012г. № 393)

10 ЗКР «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» от 24.01.04г. № 8 (В редакции ЗКР от 13.02.05г. N 29, 30.06.05г. N 87, 5.08.05г. N 120, 27.01.06г. N 31, 24.02.06г. N 63, 12.05.06г. N 85, 12.05.06г. N 86, 8.08.06г. N 162, 10.08.07г. N 144, 20.07.09г. N 238, 8.07.11г. N 86, 8.07.11г. N 87, 24.12.11г. N 253, 11.04.12г. N 29, 8.08.12г. N 156, 8.08.12г. N 157)

11 Декрет Временного ПКР "О фискальных преференциях, льготах и отсрочках для физических и юридических лиц, пострадавших во время беспорядков в городе Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях, и мерах по стабилизации и восстановлению региона" от 19.06. 2010 г. ВП N 77.

<span class="


Информация о работе Налогообложение МСБ в КР