Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
Именно на преодоление этих проблем и была направлена деятельность проекта «Поддержка частного предпринимательства в Беларуси» в течение последних двух лет. На 16 марта 1998 года проект достиг следующих результатов:
Брестским
и Гродненским бизнес-центрами были проведены
обучающие мероприятия, которые помогли
предпринимателям улучшить эффективность
их работы (рис. 2.7). Индивидуальную
консультативную помощь получили 1357 предпринимателей.
Рис. 2.7. Количество
предпринимателей, участвовавших в обучающих
программах работы бизнес-центров
Брестским и Гродненским бизнес-центрами был разработан 81 бизнес-план. Из них 63 инвестиционных проекта на сумму порядка 8 млн. долларов США. Примерно 5,5 млн. долларов США уже получено клиентами бизнес-центров для финансирования проектов, среди которых преобладают проекты по производству пищевых продуктов и оказанию услуг (основными источниками финансирования проектов являются областные и республиканские фонды финансовой поддержки предпринимательства, региональные центры занятости, а также местные банки).
18
бизнес-планов разработано
Рис. 2.8. Структура
финансирования проектов по бизнес-планам,
разработанным с участием МФК
За время своей работы бизнес-центры стали своеобразным мостом между местной администрацией и предпринимателями, в результате чего проблемы предпринимательства нашли лучшее понимание и более эффективное решение на уровне местной администрации.
Успешная работа бизнес-центров в Бресте и Гродно привлекла внимание иностранных деловых кругов к этим регионам, о чем могут свидетельствовать многочисленные делегации, которые посетили Брест и Гродно в предыдущем году.
Благодаря работе проекта в средствах массовой информации постоянно появляются публикации на предпринимательские темы.
Самым
главным результатом работы проекта
является тот факт, что созданные
проектом бизнес-центры зарегистрированы
в качестве самостоятельных юридических
лиц, постепенно выходят на самоокупаемость
и будут продолжать оказывать ценные услуги
предпринимателям региона даже после
завершения проекта.
Консультационная помощь правительству в разработке законодательства и работа в области связей с общественностью
Оказание консультационной помощи государственным органам — важное направление работы проекта. МФК установила тесные рабочие отношения с Министерством экономики и Министерством предпринимательства и инвестиций, которые могут инициировать принятие законодательных актов, оказывающих значительное влияние на условия развития предпринимательства. Совместно с Министерством экономики был подготовлен проект закона «О государственной регистрации юридических лиц», призванный упорядочить и упростить процедуру регистрации юридических лиц всех организационно-правовых форм.
Помимо
консультационной помощи, проект информирует
государственные учреждения и средства
массовой информации о той важной
роли, которую играют малые и средние
предприятия в развитии экономики
и о необходимости проведения реформ,
нацеленных на дальнейшее развитие частного
сектора. Кроме того, юристы проекта
постоянно анализируют изменения в законодательстве,
оказывающие непосредственное влияние
на развитие и рост малых и средних предприятий,
и распространяют эту информацию среди
предпринимателей Беларуси.
Проект «Совместное домовладение (кондоминиум)»
Первыми попытками изменения системы домовладения в Беларуси были Положение о продаже гражданами квартир в личную собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт в Белорусской ССР, утвержденное в 1989г., и принятые затем законы о собственности и приватизации жилищного фонда. Эти документы обеспечили правовые условия для появления и последующего роста собственников в многоквартирных домах за счет приватизации и распространившегося долевого строительства жилья. По данным Министерства статистики, на начало 1997г. объем приватизированных квартир превысил 38% от их числа в государственном и общественном жилфонде, а с учетом частных домов в Беларуси около 60% жилья находилось в собственности граждан31.
Совместное домовладение в
Благодаря совместному домовладению у предпринимателя-хозяина магазина также возникает стимул финансировать благоустройство здания и прилегающей территории, что отвечает интересам жильцов.
Еще несколько лет назад у жильцов не было выбора в вопросе о том, кому доверить эксплуатацию, ремонт и обслуживание дома - этим занимались и занимаются государственные ЖЭСы. 22 января вступил в действие Закон Республики Беларусь "О совместном домовладении". Он дает возможность собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме любого населенного пункта страны самим выбрать способ управления зданием.
Являясь юридическим лицом, такое товарищество получает право самостоятельно заключать договоры на поставку дому воды, тепла, газа и т.п., аккумулировать на своем счету взносы собственников для покрытия расходов по содержанию и ремонту здания и самостоятельно распоряжаться ими. Товарищества собственников стали универсальными организациями, решающими все вопросы ремонта и благоустройства как давно построенных, так и новых домов.
В Беларуси регистрация кондоминиумов была возможна только на основании соответствующих положений, которые, при содействии МФК, были приняты в Бресте, Кобрине, Барановичах, Волковыске и Минске. Первая ассоциация собственников была создана в Бресте в июне 1995 года, а в декабре 1996 года в Бресте насчитывалось уже четыре кондоминиума32, по одному — в Кобрине и Барановичах33.
К моменту принятия Закона в Бресте, Минске, Кобрине, Волковыске, Барановичах, Молодечно было зарегистрировано 12 товариществ собственников, и процесс их создания продолжался34.
Появление
закона "О совместном домовладении"
свидетельствует о
С 26 по 30 января в Минске находилась делегация МФК, в ходе работы которой директор II Европейского отделения МФК Эдвард Нассимав проинформировал собеседников о намерении МФК участвовать в инвестиционном проекте финансовой компании "Раутаруки" (Нидерланды) по созданию совместного предприятия на базе завода легких металлоконструкций (Молодечно). Первый инвестиционный проект предусматривает монтаж и эксплуатацию новой линии по окраске холоднокатанной оцинкованной полосы производительностью 80.000 тонн окрашенной стали в год. Новая линия будет специализироваться на производстве окрашенной стали для стеновых панелей и кровельных листов.
В завершение можно лишь добавить, что 1998 год вполне может стать переломным периодом во взаимоотношениях республики с МФК, а следовательно и самим Всемирным банком. Это подтверждается не только достижением значительных результатов по проектам технического содействия в Беларуси, расширением сотрудничества с законодательными органами, но и появлением первого инвестиционного проекта МФК. Его реализация будет означать усиление доверия со стороны иностранных инвесторов к республике в целом и готовность МФК далее содействовать привлечению в страну как портфельных, так и стратегических инвесторов.
Европейский Банк Реконструкции и Развития представляет собой международную организацию, учрежденную в 1991 году для содействия странам Центральной и Восточной Европы и СНГ в создании рыночной экономики, развитию частной и предпринимательской инициативы. В состав акционеров Банка входят страны данного и других регионов мира, а также Европейский Союз и Европейский Инвестиционный Банк.
ЕБРР стремиться помочь в осуществлении структурных и отраслевых экономических реформ (включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию) с учетом конкретных потребностей стран, находящихся на разных этапах перехода. Его деятельность включает в себя содействие развитию частного сектора, укрепление финансовых учреждений и правовых систем, а также развитие инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора. Во всей своей деятельности Банк применяет здоровые банковские и инвестиционные принципы.
По
сравнению с другими
Инструментами финансирования, применяемыми Банком в соей практике, являются: кредиты, акционерный капитал, гарантии36. Важная роль при этом отводится посредникам и совместному финансированию проектов.
Кредиты
ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Основной критерий, которым руководствуется ЕБРР, это способность того или иного проекта аккумулировать достаточное количество денежных средств для погашения займа в течение периода, предусмотренного соответствующим соглашением.
В процессе предоставления кредитов частным коммерческим предприятиям ЕБРР, как правило, не требует гарантий от правительства страны. Однако, ЕБРР может в некоторых случаях потребовать выполнения определенных условий и гарантий завершения работ по проекту от спонсоров, которые действуют в рамках ограниченного права регресса по данному финансированию.
Банк может взять кредитный риск на свой баланс, либо синдицировать37 его часть на рынке. Банк выдает кредиты в любых конвертируемых твердых валютах, в основном в долларах США, немецких марках, а также в ЭКЮ. Минимальная сумма кредита составляет обычно около 5 млн. ЭКЮ. На практике средняя сумма финансирования ЕБРР составляет порядка 18 млн. ЭКЮ.
ЕБРР действует на коммерческой основе и определяет цены по своим кредитам согласно рыночным ставкам, отражающим риски, связанные с тем или иным проектом. Процентные ставки устанавливаются в определенных границах по рыночным показателям (обычно исходя из ставки ЛИБОР) и могут быть как плавающими, так и фиксированными.
По каждому займу ЕБРР устанавливает комиссионные, которые выплачиваются в момент предоставления самого займа для покрытия административных расходов, которые несет банк при разработке и структурировании финансирования проекта. В процессе финансирования ЕБРР требует от компаний, которым он предоставляет средства, получить соответствующую страховку от обычных рисков (грабежи, пожары и т.д.). ЕБРР не требует защиты от политических рисков или риска неконвертируемости местных валют. Кредиты таких международных учреждений, как ЕБРР, по традиции исключаются из сумм государственного долга при его реструктуризации, и, таким образом, эти учреждения имеют статус привилегированного кредитора. Когда ЕБРР выступает головным кредитором, преимуществами статуса привилегированного кредитора могут пользоваться банки, участвующие в выданных ЕБРР кредитах заемщикам из частного сектора.