Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
Несмотря на внешнее бездействие (отсутствие новых утвержденных проектов), Банк проводил большую аналитическую и образовательную работу. Международными экспертами были подготовлены и переданы Правительству исследовательские отчеты, посвященные проблемам сельскохозяйственного, финансового, энергетического и транспортного секторов экономики Беларуси, состояния трудовых ресурсов, бедности и перспектив повышения уровня жизни.
За последние два года Всемирный банк выделил пять стипендий для обучения белорусских аспирантов в наиболее престижных зарубежных университетах. Сотни государственных служащих, ученых и преподавателей высших учебных заведений прошли обучение на семинарах Института экономического развития Всемирного банка, организованных в Вене, Вашингтоне, Киеве, Ташкенте, Москве, Минске.
Ускорение темпов малой приватизации (Приложение 8, рис. 2.2.) и некоторые другие преобразования 1997 года дали представителям Всемирного банка основания полагать, что "правительство Республики Беларусь выполнит взятые на себя обязательства и продолжит работу, начатую в этом направлении". Что, в свою очередь, стало основанием для возобновления работы над программами кредитования.
Подписание 18 июля 1997 года Меморандума о взаимопонимании между Правительством Беларуси и Всемирным банком явилось важным шагом в нормализации кредитных отношений26.
Согласно Меморандума в качестве важнейшей цели преобразований признается создание рыночной экономики, которая обеспечивала бы благоприятные условия для роста инвестиций и уровня жизни населения республики. Для этого необходимы переход к рыночному ценообразованию, повышение эффективности производства, создание среды, благоприятной для развития малого и среднего бизнеса, а также разработка мер и программ по защите малоимущих слоев населения.
В рамках подписанного Меморандума Правительство Республики Беларусь обязалось реализовать ряд мер в области
К
важнейшим обязательствам Банка
можно отнести активизацию
При разработке рекомендаций, отмеченных в Меморандуме, использовались не только испытанные в мире механизмы реформирования экономики и общетеоретические положения, но и конкретный белорусский опыт. Специалисты Всемирного банка провели поистине уникальные исследования, которые, в частности, включали анкетирование и экономическое изучение крупнейших предприятий страны. Была проанализирована ситуация на производствах, обеспечивающих 75% белорусского экспорта, произведен опрос колхозов. Вся собранная в результате исследований информация представлена в Меморандуме об экономическом положении страны (Country Economic Memorandum), основными темами которого являются: экономический кризис (источники и решения); создание рыночно направленной среды; создание предприятий, ориентированных на получение прибыли; защита населения; план реформ и перспективы макроэкономического развития.
На пресс-конференции 19 февраля директор IV департамента стран Европы и Средней Азии Всемирного банка Бэзил Кавальски оценил визит миссии банка в республику как полезный и успешный. По его словам, в ходе состоявшихся дискуссий с членами правительства и президентом республики было выявлено значительное соответствие долговременной программы экономических реформ в Беларуси, предлагаемой экспертами банка, и той программы реформ, которая намечена белорусским правительством. Разногласия в подходах сторон касаются, в основном, темпов реформирования экономики, сторонником ускорения которых является банк.
По словам Бэзила Кавальского, если в либерализации экономической политики произойдут дальнейшие сдвиги, банк рассмотрит вопрос о выделении нашей стране кредита на развитие частного бизнеса (предполагаемый объем - 30 - 40 млн. долл. США). А если Беларусь подпишет соглашение о программе реформ с МВФ, ежегодное финансирование со стороны ВБ будет составлять порядка 100 млн. долл. США.
Специалисты ВБ намерены разработать совместно с правительством пилотные проекты приватизации предприятий (один из них - по приватизации "БелВАРа" - уже готовится).
Несмотря на положительные отзывы о действиях белорусского руководства в последнее время, главный эксперт по Беларуси Джон Хансен подчеркнул, что Беларусь "отстает от многих, если не от всех, стран по темпам проведения реформ". Г-н Кавальский заметил, что когда эксперты ВБ говорят о положительных сдвигах в области реформирования экономики, они просто сравнивают нынешнее положение дел с прежним. Банк намерен проводить осторожную политику в отношении Беларуси, поскольку в течение последних трех лет обещания руководства страны разительно отличались от его действий.
Среди проектов, находящихся на стадии подготовки и ожидающих реализации в настоящее время можно отметить:
Проект по водоснабжению и канализации.
Еще в 1993 году Правительство РБ обратилось во всемирный банк за оказанием финансовой поддержки системе городского водоснабжения и канализации. В 1994 году Банк провел предварительный анализ действующей системы городского водоснабжения и утилизации твердых отходов, в 1995 году было изучено функционирование системы очистки сточных вод, а в течение 1995-1997 годов помощь со стороны МБРР была приостановлена в связи с невыполнением договоренностей между Правительством РБ и Всемирным банком. В настоящее время Банк вновь приступает к работе над проектом, целью которого является создание независимой и самоокупаемой системы водоканала. Предварительная оценка пожеланий потребителей по вопросам водоснабжения и канализации, проводимая в Минске и Гомеле, послужит основой для дальнейших переговоров меду Банком и Правительством о привлечении инвестиций в сектор.
Проект постепенного вывода из производства озоноразрушающих веществ на предприятиях республики
Основное внимание в рамках проекта направлено на подготовку контрактов для закупки оборудования и организацию тендеров. Ведется работа на предприятиях, использующих озоноразрушающие элементы: АО «Атлант», «Минский приборостроительный завод», «Белвар», «Цветотрон» (Брест), «Камертон» (Пинск)
Проект социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
Выполняя
пункты Меморандума, Правительство
взяло на себя обязательство о постепенном
снижении контроля над ценами, что, соответственно,
существенно отразится на уровне жизни.
При этом малообеспеченные слои населения
испытали бы сильный удар, который ощущался
бы на протяжении длительного времени
в силу того, что размер ценовых субсидий
в Беларуси составляет от 7 до 10% ВВП.
К настоящему времени группой международных
экспертов и представителей белорусских
министерств проведен анализ зарубежного
опыта, детально изучена социальная политика
в РБ. По окончании работы конкретные
предложения будут направлены в Совет
министров.
Всемирным банком постоянно проводятся семинары по проекту «Поддержка правовой реформы в РБ». Работа по нему должна закончиться к сентябрю 1998 года. Результатом работы данного проекта стало предоставление в Министерство экономики проектов следующих законов: «Об акционерных обществах», «Об ипотеке», «О залоге», «Об инвестиционной деятельности», «Об инвестиционных фондах», «О государственной регистрации юридических лиц». Всемирным банком также организуются семинары по подготовке для Беларуси около трехсот специалистов по проведению государственных закупок.
В середине апреля 1998 года в Минске также работала миссия Отдела развития частного и финансового сектора Всемирного банка по проекту PrivatizationLink, который представляет собой бесплатную маркетинговую службу на Интернет, помогающую агентствам по приватизации в развивающихся странах и странах с переходной экономикой распространять информацию об инвестиционных возможностях в процессе приватизации. Служба разрабатывается в рамках электронной базы данных на Интернет об иностранных инвестициях, созданной МАГИ. Преимуществами данного проекта являются: свободный доступ к информации, эффективные средства поиска, низкозатратная возможность рекламирования предприятий, включенных в программу приватизации. Инвесторы могут непосредственно по электронной почте направлять запросы или замечания соответствующим приватизационным агентствам.
Переменами во взаимоотношениях Всемирного банка и Правительства Беларуси можно считать подписание 17 апреля 1998 года (в рамках выполнения Меморандума о взаимопонимании) соглашения о выделении аванса в сумме один миллион долларов США на финансирование затрат на подготовку проекта, который будет способствовать повышению эффективности использования энергии потребителями в социальной сфере, и на который Правительство Беларуси запросило финансовую поддержку МБРР. Главным объектом данного проекта являются учреждения здравоохранения и образования27.
Проект будет включать в основном следующие мероприятия:
Примерно половина средств аванса будет направлена на осуществление пилотных проектов в Минске и Минской области. В отличие от аванса, предлагаемый займ будут направлен на финансирование объектов по всей республике. Предварительный объем возможного займа Всемирного банка составит около 20 миллионов долларов США , а с учетом вклада белорусской стороны, общий объем инвестиций в сектор будет равен 32 миллионам. Выделение аванса, однако, не означает, что Банк обязуется предоставить займ для выполнения проекта. Решение по данному вопросу будет приниматься отдельно на основе дополнительных переговоров между Всемирным банком и Правительством.
Можно
сделать вывод о том, что Всемирный
банк заинтересован в поддержке перехода
Беларуси к рыночной экономике и повышении
благосостояния ее людей. Банк готов
всячески содействовать мобилизации значительного
людского потенциала Беларуси путем взвешенного
и целенаправленного реформирования страны.
Однако объемы оказываемой Всемирным
банком помощи будут напрямую зависеть
от выполнения Правительством Республики
Беларусь взятых на себя обязательств
в области реформирования экономики и
политики страны, а также развития взаимоотношений
республики с другими авторитетными международными
организациями.
Несмотря
на то, что Беларусь одной из первых
вступила в члены МФК, деятельность
этой организации в республике носит несколько
ограниченный характер. МФК пока не
осуществляла непосредственных инвестиций
в экономику страны. Проводимые ею
проекты представляют собой оказание
безвозмездных консультативных и технических
услуг малому бизнесу, что связано с низкими
темпами приватизации государственных
предприятий, неразвитостью фондового
рынка, небольшим количеством частных
собственников, а также со сложностью,
а зачастую и отсутствием законодательной
базы для проведения необходимых реформ.
Проект «Малая приватизация в Беларуси»
Малая
приватизация — это приобретение
небольших предприятий
С мая 1993 года по приглашению правительства Беларуси МФК оказывает республике помощь по проведению малой приватизации. Благодаря финансированию проекта Агентством США по международному развитию, эта работа является безвозмездной для республики и имеет форму технической помощи специалистам органов приватизации различного уровня. Проект включает в себя28: