Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
Рис. 1.3. Динамика
объемов кредитования по типам заемщика
Малым фирмам значительно труднее, чем крупным, осуществлять экспортные операции. Они не могут позволить себе расходы на изучение особенностей зарубежных рынков или на проведение независимой экспортной политики. Им сложно преодолевать колебания валютных курсов.
Не менее уязвимым, чем финансовое положение, является сам процесс управления малыми предприятиями. Владелец малой фирмы должен соединять в себе опыт производственника и администратора, а он нередко не имеет ни того, ни другого.
Трудности в деятельности малых предприятий создает недостаток квалифицированной рабочей силы. Несмотря на то, что многие выпускники высших и средних учебных заведений начинают свою трудовую деятельность в малых фирмах, большинство из них стремятся быстро пройти этот этап и получить работу в более перспективной и престижной крупной компании.
Малый бизнес очень чувствителен к состоянию экономической среды. Малые фирмы зависят от возможности быстро реализовать свою продукцию. Жизненно важным показателем при этом становится уровень инфляции.
Еще одну сложную проблему для небольших предприятий представляет планирование деятельности. Лишь часть малых фирм осуществляет производственное планирование и еще меньше — стратегическое планирование. А ведь именно с помощью стратегического планирования фирма может найти свое место на рынке. От правильного определения группы клиентов зависит процветание фирмы.
Незаменимую
помощь в преодолении трудностей
малых предприятий может
Прежде
всего это законодательное
Во многих странах подобные структуры разнообразны и многочисленны, а их полномочия четко определены. Это, например, Администрация малого бизнеса, Комитет палаты представителей по делам малых предприятий в США, подразделения по вопросам развития малого предпринимательства при министерствах промышленности и торговли в европейских странах. В ряде стран интересы малого и среднего предпринимательства представлены через торговые палаты.
К сотрудничеству государства и малых фирм могут присоединяться и университеты. Результатом становится создание технополисов / технопарков, представляющих собой сеть организаций, осуществляющих различные формы инновационного процесса. Технополисы обеспечивают образование и профессиональную подготовку, информационные правовые услуги, финансирование с упором на предоставление венчурного капитала. Технополисы объединяют исследовательские и финансовые центры, нацелены на создание высокотехнологичных предприятий. Как показывает практика, только 15% предпринимателей удается наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Результаты работы технопарков (или инкубационных центров) говорят о том. что созданные ими условия позволяют реализовать свои идеи до 90% молодых предпринимателей15.
Недовольство
государственной политикой в
области регулирования
Дополнительные трудности, возникающие у представителей малого бизнеса, связаны с государственным регулированием в области делопроизводства, исполнения социального законодательства. Крупная фирма может позволить себе нанять узких специалистов и приобрести нужную технику. Малой фирме приходиться «покупать» советы консультантов по вопросам налогообложения, трудовых отношений, права.
Препятствием
для развития малого бизнеса является
неуверенность в экономико-
За статусом "малый бизнес" должны стоять определенные права или стимулы. Среди таких стимулов должны быть:
Отсюда вытекает необходимость стабильности государственной экономической и социальной политики, наличия позитивного общественного мнения относительно предпринимательства, разумного налогового режима, развитой инфраструктуры поддержки, эффективной системы защиты интеллектуальной собственности и процедур регулирования хозяйственной деятельности. Нормой должно стать соблюдение основных прав и свобод граждан, включая право частной собственности на все формы капитала, включая землю, формирование свободных цен на белорусскую и импортную продукцию, на недвижимость, товары, услуги.
Белорусское государство для развития малого и среднего бизнеса должно обеспечивать следующее:
Особое внимание к развитию малого бизнеса должно выражаться в:
В силу того, что в настоящее время государство не в силах обеспечить достаточно квалифицированную и подкрепленную соответствующими ресурсами адресную помощь формированию и становлению частного сектора, наиболее приемлемым выходом видится использование опыта и знаний специализированных межправительственных организаций, действующих в Республике Беларусь на протяжении последних шести лет.
Европейский
банк реконструкции и развития, Международная
финансовая корпорация и Международный
банк реконструкции и развития в
настоящее время осуществляют в
Беларуси серию программ по использованию
средств кредитных линий и оказанию технической
помощи с тем, чтобы ориентировать финансовый
сектор на малые и средние частные предприятия,
создать необходимую инфраструктуру их
функционирования, а также повысить эффективность
работы отраслей экономики республики.
Последующие главы работы освещают деятельность
этих международных учреждений в республике
и ее результаты.
Всемирный банк — это межправительственная финансовая организация, основанная в 1944 году как специализированное подразделение Организации Объединенных Наций и в которой состоят более 180 стран. Основная деятельность Банка — предоставление низкопроцентных на льготных условиях рассрочки займов, Безвозмездной помощи (грантов), технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики, оказание консультационно-аналитических услуг, стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников. Банк располагает международно-признанной системой оценки кредитоспособности стран-заемщиков и эффективности проектов.
Структурно Всемирный банк образуют пять организаций (рис. 2.1.) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) объединены одной центральной задачей: содействие экономическом у и социальному прогрессу в развивающихся странах путем повышения производительности труда и улучшения условий жизни их народов. МАР предоставляет беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Международная финансовая корпорация (МФК) тесно сотрудничает с частными инвесторами всего мира и инвестирует средства в коммерческие предприятия развивающихся стран. Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) создано в целях привлечения прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования капиталовложений против некоммерческого риска. Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР) призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами государств-заемщиков17.
Рис.
2.1. Структура группы Всемирного банка
Всемирный банк в основном предоставляет займы правительствам и различным государственным учреждениям, он также выдает гарантии коммерческим заимодателям, которые финансируют как государственные так и частные проекты. Всемирный банк предоставляет гарантии, покрывающие часть рисков, которые по мнению Всемирного банка, необходимо гарантировать в первую очередь, учитывая свой опыт работы в кредитной сфере с развивающимися странами и особые взаимоотношения банка с правительствами разных стран. Такие гарантии и займы обычно служат катализатором для привлечения других источников акционерного капитала и долговых инструментов из частного сектора.
Всемирный банк предоставляет гарантии частному сектору только в форме частичных гарантий от рисков или частичных гарантий по погашению кредитов. Частичные гарантии от рисков, как правило, относятся к рискам, связанным с договорными обязательствами правительства принимающей страны в отношении какого-либо проекта (риск, связанный с нарушением обязательства по закупке или поставке , осуществляемой государственным учреждением) или различные ситуации, связанные с политическим форс-мажором (стабильность законодательства, неконвертируемость валют и т.д.). Частичные гарантии по погашению кредитов покрывают все риски, связанные с предоставляемыми кредитами, но только в отношении определенной конкретной части финансирования (обычно это относится к самому последнему периоду финансирования). Данные гарантии способствуют получению долговых инструментов на рынках капитала для финансирования проектов, осуществляемых государственным сектором. Такой тип гарантий особенно важен ля инфраструктуры и проектов, в которых задействованы большие денежные средства и которые требуют более длительных сроков погашения для достижения коммерческой жизнеспособности.
Гарантии Всемирного могут использоваться только для финансирования новых проектов, а не уже действующих. При этом в любом случае Всемирный банк требует встречных гарантий от правительства соответствующей страны по возмещению любого ущерба, который может понести Всемирный банк в результате платежей, осуществляемых по таким гарантиям, и соответственно, это увеличивает объем обязательств, которые берет на себя правительство страны в отношении данного проекта.
Касательно
Всемирного Банка можно отметить,
что он стремится преобразоваться
в “банк знаний”, т.е. предоставлять прежде
всего не кредиты, а свой опыт и знания,а
также кредитные гарантии, которые создают
определенный уровень “комфорта” для
частных предприятий в странах, где политический
климат нестабилен или где нормативная
и юридическая база находится в процессе
трансформации. Присутствие Банка
в этих странах может создать необходимый
уровень надежности, стимулировать зарубежные
компании к выходу на эти рынки.